Почему журналисты задают во флеш-интервью плохие вопросы, и как это исправить
Наблюдая трансляции российского футбола, нельзя не обратить внимание на борцов против банальщины и глупостей – футбольных репортеров.
Каждый болельщик после очередного короткого интервью предъявляет претензии: почему нельзя было спросить что-нибудь интересное? На вопрос, так что же спросить, обычно негодующий в худшем случае молчит или махает на вас рукой, в лучшем уверенно заявляет, что это не его работа, другими словами, ваш вопрос некорректен.
В общем, я решил разобрать ситуацию и, во-первых, указать на вопросы, которые так бесят публику, а во-вторых, отлить в бронзе то, что ждет каждый футбольный болельщик – нормальных оных!
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Ваша команда проигрывает со счетом 0:7. Что нужно поменять во втором тайме, чтобы переломить ход игры?
Этот вопрос в корне неправильный. Во-первых, футболист еще не побывал в раздевалке, где ему должны объяснить, что команда должна больше двигаться и искать свободные зоны. Во-вторых, вопрос неправильной, так как в перерыве тренер соперников прильнул к телевизору с блокнотом в руках, чтобы выяснить секрет того, что собеседник репортера предполагает делать во втором тайме: неужто больше двигаться и искать свободные зоны? Ну, и в-третьих: жертва репортера просто не может знать, а нужно ли открываться более живо во втором тайме, или лучше синица в руках (0:7), чем журавль в небе (вдруг матч сдан, а я буду напрягаться зазря?).
Примечание. Вопрос о сдаче игр не относится к отечественному чемпионату, где за всю вековую историю официально не было сыграно ни одного нечестного матча)
2. Ваши впечатления от первого тайма.
Нельзя спрашивать о впечатлениях. Впечатления обманчивы, стоит спрашивать о фактах, типа, «Вы три раза не смогли навесить не только в штрафную, но и не сумели оставить мяч в поле. Почему?» Такой вопрос не только не касается впечатлений, но и заставит игрока соперника нагрубить вам, а если повезет, то и ударить вам в лицо. И тогда уже вы после матча будете делиться впечатлениями не только спортивной прессе.
3. Мне показалось, что правый защитник вашей команды при переходе из обороны в атаку размышлял слишком долго, вследствие чего терял время, а команда не могла совершить быстрый наскок на соперника. Вам не показалось?
Не показалось.
Все ответы на остальные частотные вопросы:
1) Результат важен или больше игра? Ответ: мы играем на результат, но, конечно, хотелось бы…
2) Во втором тайме показалось… Ответ: вам виднее.
3) Вы выиграли со счетом 5:0, игра прошло легко? Ответ: нет, мы играли против сильной, дисциплинированной команды. Мы просто сильны, а наш тренер (если вопрос игроку) гений, или а наша линия обороны (если вопрос тренеру) показала игру экстра-класса.
КАКИЕ ВОПРОСЫ СТОИТ ЗАДАТЬ ФУТБОЛИСТУ
Некоторые вопросы можно переформулировать, чтобы всем было смешно. Например, вопрос: Вы играли единственным нападающим. Вам было тяжело? можно задать иначе: Вы были наконечником атак. Вам понравилось быть наконечником? (шутка из программы «Аншлаг» от 28.12.1999, Новогодний выпуск, телеканал РТР, ведущая Регина Дубовицкая)
Кроме троллинга футболистов, вряд ли можно придумать что-нибудь интересное. Если вы смел, трольте команду, с игроком из чьей команды общаетесь. Если вы трусоват, то трольте соперника собеседника.
Пример удачного вопроса российском игроку соперника «Зенита»:
Виллаш-Боаш постоянно критикует лимит.
Все, кость брошена, можно не формулировать вопрос, а смотреть на реакцию. Тут-то футболист вспомнит все правила русского языка, даже если их не знал, и на красивым литературном языке заявит позицию: Боаш – нытик, все играют, а он плачет, у них спонсор какой, а на нашего посмотрите. Короче, даже говорить не хочется.
Надеюсь, дорогие журналисты, вы прочли первую часть моего не вполне развернутого комментария к вашей работе. Жду от вас реакции уже в следующем туре, а для тех, кто желает углубить свои знания в спортивной журналистике, обрадую: если пост соберет 50 плюсиков, выйдет вторая часть этого не в меру адекватного комментария. Посвящена она будет спортивным переводчикам. Пока на сегодня.