Маркетинг футбола. Russian style
На днях прочитал о недоумении президента ЦСКА Евгения Гинера по поводу низкой посещаемости чемпионата.
Ответ вроде бы лежит на поверхности. Еще бы! Смотреть, как команды мучаются на поле и каждый третий матч заканчивают без забитых голов, отважится не каждый.
Однако, причина, мой взгляд, не только и не столько в этом. В Европе тоже немало скучных (для уровня их чемпионата) игр, однако стадионы не пустуют.
Причина в другом. И вовсе не в болельщике, а в первую очередь в самих клубах. Вернее в тех, кто их возглавляет. Они не видят или не хотят видеть в болельщике потребителя товара под названием "футбол". Футбол в этом контексте не только как игра 11 на 11, а как целое явление, как целый маркетинговый процесс, в котором помимо игры (тоже, безусловно, очень важного компонента), есть уйма других факторов. Отсутствие любого из них, и оркестр начнет фальшивить.
Раз уж болельщик потребитель, а футбол в этом смысле товар, то давайте вспомним, что говорят классики маркетинга по поводу продвижения своего товара.
Говорят они, на самом деле, очень много, но, если коротко, то о том, что товар должен заявлять о себе. Взгляните вокруг, перечислите первые пришедшие на ум бренды. Разве вас в них привлекает исключительно качество самого продукта? Многие из них далеки от идеала. Зато в них идеально выстроены коммуникации с обществом и в первую очередь с потребителем.
Закон любой продажи (а в нашей жизни все так или иначе сводится к продаже) - 80% успешной сделки зависит от умения понравиться клиенту.
В футболе хозяева клубов не обращают на этот факт никакого внимания. Для них этого правила не существует. У них вообще все по-другому. И деньги делались по-другому. Но по-другому уходит и уже никогда не вернется. Пришло время включать мозги, а не ограничивать клуб от общения с прессой.
Эта новость московского "Динамо" вызвала у меня еще большее недоумение, чем увольнение Кобелева. Клуб добровольно отказывается общаться с болельщиками, отказывается формировать о себе общественное мнение. Но если этого не будет делать сам бренд, это будут делать другие, все кому не лень. Результат, сами понимаете, какой будет.
Честное слово, бред какой-то. Ведь СМИ это такая бесценная возможность пропиариться. Причем бесплатно! В других отраслях платят бешенные деньги, чтобы написали или вообще упомянули о том, какой их маргарин хороший. Здесь же все рядом. Надо только нагнуться, поднять, протереть от пыли и понять как этим инструментом пользоваться. Найти точку опоры и перевернуть мир в свою сторону. Точка опоры в нашем случае это, наверное, внутренняя философия клуба, его принципиальная позиция - как, например, у "Реала" то, что в клубе должны играть самые лучшие. Какая философия у того же "Динамо" трудно сказать. Надеюсь, не выстроить казарменный режим.
Видите, как получается - вместо того, чтобы клуб через прессу (а как еще?) говорил о себе, приходится образовавшуюся у меня пустоту мне же и заполнять, строить догадки и выносить их на публичное обсуждение. Ничего себе управление! Газ-мяс да и только.
Исключение могут составить некоторые команды, у которых сложились определенные традиции.
И сколько бы руководство гипотетического Амкара и Анжи не налаживало связи с общественностью, при просмотре матча этих команд единсветнное что хочется - это выколоть себе глаза.
А статья у вас какая то абстрактная получилась.
На формирование цены товара влияет множетсво факторов: спрос, предложение, конкуренты и д.р. (нас интересуют именно эти три)
Низкая посещаемость - это низкий спрос
Предложение - руководство клубов предлагает нам явный контрафакт
Конкуренты - АПЛ, Ла Лига, Серия А
Так что мне кажется что при таких раскладах кто то должен еще приплачивать болельщикам за то что они будут смотреть чемпионат.
Вопрос второй работа касс. Не знаю как щас а раньше была отвратительная. Что за бред, почему за билетом нужно ехать на стадик. Почему нельзя купить в театральной.
И это только поверхность.. нашему футболу не нужен зритель. Все делается наоборот, чтоб на стадики ходило как можно меньше народу.
в среду матч в Самаре в 16.30;
в четверг матчи - в Казани в 14.15, в Томске в 15.00, в Ростове в 16.30.
Почему же у нас такая низкая посещаемость?
Кто будет смотреть эти матчи по телевизору, ради чего собственно такой беспредел и устроен?
Почему НТВ+ считает своей целевой аудиторией школьников, пенсионеров и безработных?
Почему из 11 тура три матча вынесены на пятницу, 14-е (и состоятся, видимо, в столь же удобное для праздных людей время), а в воскресенье, 16-го нет ни одного матча?
Такое ощущение, что если раньше на болельщиков всем было просто наплевать, то теперь болельщик стал главной бедой российского футбола, которую нужно одолеть любой ценой.
Во второй бундеслиге и второй английской лиге тоже ходят больше, чем в России – хотя какой там результат и какой уровень? Дело не в одних связях с общественностью, конечно – но сотням команд совсем не приходится быть лучшими в мире для того, чтобы заполнить 20-тысячник. Обычно достаточно быть лучшими в городе. Ну и о болельщиках думать, конечно – с чем в России по-прежнему куда больше проблем, чем с уровнем игры.
Кроме того, я бы предпочел смотреть на вымученные ноль ноль на приличном, крытом стадионе, до которого легко и удобно добираться, зная что условный казанский омон не будет беспределить.
Кончено, отношение клуба к болельщикам имеет огромную роль, и диалог должен быть всегда налажен, но пока не будет нормальной ифраструктуры, нормальных полей, качественного судейства говорить о том что у нас не так как у них - странно.
У нас, в России принято считать что футбол это бизнес, на западе, кстати так же считают, но почиму то большинство российских руководителей забывают о социальной значимости футбола.
Вот когда речь будет идти не только о зарабатывании денег то и на стадионы народ потянется.
А то Исаев хочет что бы за трансляции ему так же как и МЮ платили, а что он для этого сделал?
«Вот когда речь будет идти не только о зарабатывании денег то и на стадионы народ потянется» – все как раз наоборот, речь о зарабатывании денег как раз не идет (их всегда можно выклянчить под идею «социальной значимости») – потому и народ не тянется.
Ну да ладно, не всем дано понимать даже такие простые вещи :)
Играем не хуже
Не в деньгах дело
А народ то не идет. О как.
Вы ведь сами говорите что деньги можно выклянчить. Вот оно ключевое то. Зачем замарачиваться, налаживать управление клубом, зачем заниматься болельщиками, воспитывать молодежь, если можно выклянчить? и распилить и выклянчить и так до бесконечности.
А вы попытайтесь простыми словами донести до меня простую вещь.
Я только что посмотрел матч Сатурн-Зенит, бывает что команды доигрывают первый тайм, а тут это доигрывание было 90 минут. Вот скажите мне, почиму я должен платить хоть какие то деньги, за такое, простите, дерьмо? И да, я требую, верните мне 90 минут моей жизни!!!