2 мин.

Маркетинг футбола. Russian style

На днях прочитал о недоумении президента ЦСКА Евгения Гинера по поводу низкой посещаемости чемпионата.

Ответ вроде бы лежит на поверхности. Еще бы! Смотреть, как команды мучаются на поле и каждый третий матч заканчивают без забитых голов, отважится не каждый.

Однако, причина, мой взгляд, не только и не столько в этом. В Европе тоже немало скучных (для уровня их чемпионата) игр, однако стадионы не пустуют.

Причина в другом. И вовсе не в болельщике, а в первую очередь в самих клубах. Вернее в тех, кто их возглавляет. Они не видят или не хотят видеть в болельщике потребителя товара под названием "футбол". Футбол в этом контексте не только как игра 11 на 11, а как целое явление, как целый маркетинговый процесс, в котором помимо игры (тоже, безусловно, очень важного компонента), есть уйма других факторов. Отсутствие любого из них, и оркестр начнет фальшивить.

Раз уж болельщик потребитель, а футбол в этом смысле товар, то давайте вспомним, что говорят классики маркетинга по поводу продвижения своего товара.

Говорят они, на самом деле, очень много, но, если коротко, то о том, что товар должен заявлять о себе. Взгляните вокруг, перечислите первые пришедшие на ум бренды. Разве вас в них привлекает исключительно качество самого продукта? Многие из них далеки от идеала. Зато в них идеально выстроены коммуникации с обществом и в первую очередь с потребителем.

Закон любой продажи (а в нашей жизни все так или иначе сводится к продаже) - 80% успешной сделки зависит от умения понравиться клиенту.

В футболе хозяева клубов не обращают на этот факт никакого внимания. Для них этого правила не существует. У них вообще все по-другому. И деньги делались по-другому. Но по-другому уходит и уже никогда не вернется. Пришло время включать мозги, а не ограничивать клуб от общения с прессой.

Эта новость московского "Динамо" вызвала у меня еще большее недоумение, чем увольнение Кобелева. Клуб добровольно отказывается общаться с болельщиками, отказывается формировать о себе общественное мнение. Но если этого не будет делать сам бренд, это будут делать другие, все кому не лень. Результат, сами понимаете, какой будет.

Честное слово, бред какой-то. Ведь СМИ это такая бесценная возможность пропиариться. Причем бесплатно! В других отраслях платят бешенные деньги, чтобы написали или вообще упомянули о том, какой их маргарин хороший. Здесь же все рядом. Надо только нагнуться, поднять, протереть от пыли и понять как этим инструментом пользоваться. Найти точку опоры и перевернуть мир в свою сторону. Точка опоры в нашем случае это, наверное, внутренняя философия клуба, его принципиальная позиция - как, например, у "Реала" то, что в клубе должны играть самые лучшие. Какая философия у того же "Динамо" трудно сказать. Надеюсь, не выстроить казарменный режим.

Видите, как получается - вместо того, чтобы клуб через прессу (а как еще?) говорил о себе, приходится образовавшуюся у меня пустоту мне же и заполнять, строить догадки и выносить их на публичное обсуждение. Ничего себе управление! Газ-мяс да и только.