Пахота и довольство
«Хотеть победить» и «болеть победой» – абсолютно разные по наполнению фразы. Делать вещи не задумываясь, не считая собственных сил, времени, денег, здоровья, если так действительно необходимо, свойственно лишь второму случаю. Да, это «нездоровая фигня», но крайне показательная. Так защищалась Родина, совершались подвиги и Великие открытия. Но, в футбольном контексте, чаще всего применим лишь первый оборот. Точнее даже не применим, а попросту растворяется внутри. Примите, ни один матч не начинается, чтобы его проиграть. Однако умирать на поле абсолютно незачем. Вряд ли некий сантехник кинется жертвовать здоровьем, чтобы заткнуть рядовую течь в трубе, а торговый агент отдаст душу за очередной проданный пылесос. Поэтому мы – болельщики, перед тем, как что-то требовать с команды, должны несколько раз подумать, аргументами какой категоричности мы прикрываемся.
В первом составе ФК «Краснодар», например, числится 21 футболист, из них 11 иностранцев и 10 человек с российским паспортом. При этом ни один из десятка не является собственным воспитанником, который теоретически может быть пропитан теми же квасными дрожжами, что и восклицающий с трибуны болельщик. Принципиально получается, что в составе 21 легионер, 21 профессионал. Они делают свою работу, может быть, не так хорошо, как хотелось некоторым, но делают. Ежедневно, рутинно, как многие из нас, заходя в офис чтобы отметиться. В этом, на сегодняшний день, искаженная суть профессионализма.
Профессионалы – это специалисты, ушедшие в рамках своего ремесла дальше остальных от собственных же инстинктов. Они убивают эмоциональность, впечатлительность, испуг и другие сторонние, мешающие факторы. Убивают ли за счет генетической предрасположенности, упорного труда или накопленного опыта, в принципе, не важно. От этих переменных зависит лишь продолжительность жизни в статусе «профессионала». Обидно «раскусить орех» на 80-м году жизни, как практически невозможно так «эволюционировать» к 18-ти годикам, но чем быстрее произойдет данное совершенствование, тем больше запас в количестве попыток, тем больше шансов на успех. Поэтому необходимо начинать осознанно пахать как можно раньше. Пахать, т.е. много, методично и системно работать.
Если отталкиваться от теории про «10 000 часов (или повторений)», то 5 лет ВУЗовского обучения не выглядят случайностью. При этом 3 года мы занимаемся, как правило, общими науками, а затем, всего лишь в течение двух оборотов Земли вокруг Солнца осваиваем специальность. В общем, эта аналогия к тому, что профессионализм довольно универсален, способен перескакивать от одной сферы деятельности к другой, а вопрос получения специфических знаний, в сегодняшних условиях, вопрос желания и пары-тройки лет осознанной пахоты.
Но у всего этого «профессионализма» есть и обратная сторона: почему мы ищем профи на стороне? Думаю, так привычнее, так сложилось исторически. Мы звали «варягов» тогда, когда было лень разбираться самим, а потом, когда ситуация становилась катастрофической, требовали от них нашей самоотдачи («болезни победой»). Чем они были лучше нас? Ровно ничем, просто нам про них было меньше известно. Грешно же довериться соседскому Лёньке, сыну Витьки, хоть он трижды способный, ведь все вокруг помнят его еще с грязной соплей под носом и в рваных портках. Потом, со временем, все вновь задумаются о родимом варианте, когда «варяга» хорошенько узнают и прогонят с позором. Тогда поймут, что требовать того же, что от себя, было даже смешно: после плохих ситуаций быстро трезвеешь. Лишь собственные, исходные, «доморощенные амбиции» постоянны и надежны, пусть и является одним из самых больших человеческих наказаний (ты никогда не будешь доволен).
Что делать? Отпустить светлую память. Что было, может уже никогда не повториться. Вновь втрескаться в наивную историю про собственное производство, но с немного более трезвым и искренним расчетом. Можно воровать, не обязательно из футбола лучших образцов. Бывает, что для реализации крутейшей задумки не хватило терпения или ресурсов. Такое воровство – неотъемлемый элемент творческого процесса, игры, но воровать стоит только идеи, мысли, а не «материалы». Стащив «материал», мы выбираем барабан, который может лажать, хотя есть все шансы собрать чудный оркестр. Настроить этот оркестр, дирижировать им, вопрос следующий и не менее важный. Но, если «материалы» свои, местные, с ними проще контактировать, взаимодействовать, ведь разговор идет на одном языке. Необходимый же авторитет придет позже, в процессе, когда перепашется не один гектар зеленого газона, а на смену образу из прошлого придет картина настоящего.