Слоновая Кость
Он был идеальным нападающим в тактических построениях Жозе Моуринью. Его покупали, чтобы побеждать, и отпускали, чтобы научиться жить друг без друга. Но он вернулся, чтобы написать еще одну историю. А после написания снова уехал. Этим летом Дидье Дрогба попрощался с английской премьер-лигой и перешел в канадский "Монреаль".
Вы, конечно, уже слышали, что Дрогба оформил хет-трик в матче МЛС (если нет, то вам вот сюда) Да-да. Монреаль против Чикаго. Хоккей против баскетбола. Селин Дион против Аль Капоне. Красный клён против звездчатой демократии. Вторая по величине страна мира (и это, кстати, не США) против третьей. Можно ассоциировать подобное противостояние с чем угодно, кроме футбола. Но теперь одичалые до хоккея канадцы действительно получили тот самый импульс, о котором говорится в названии их клуба "Монреаль Импакт". В страну коньков и клюшек приехал темнокожий ивуарийский вождь по кличке Слоновая Кость (должны же ведь у вождей быть прозвища, а у пишущих авторов – вольные допущения). Приехал и сходу начал отжигать. Но сперва небольшой флешбэк…
…Дидье Дрогба родился 11 марта 1978 года в Абиджане, республика Кот-д'Ивуар. Дидье рос в многодетной семье из семи человек и был старшим из детей. Забот у родителей хватало, поэтому при первом же удобном случае они отправили его к родному дяде во Францию, выступающему за футбольный "Брест". Возможностей увлечься чем-то сильнее футбола у Дрогба было мало. И, будучи человеком сознательным и цельным, ни одну из них он так и не использовал. Начинал Дрогба на позиции правого защитника, но дяде эта затея не понравилась, и он настоятельно рекомендовал Дидье перебраться в атаку. В свой первый профессиональный клуб "Ле Ман" Дрогба перешел в девятнадцать лет. Как любитель. Чтобы добиться подписания первого профессионального контракта, в системе французского клуба ивуарийцу пришлось отыграть целых два года на голом энтузиазме. Будучи уверенным, что футболом на жизнь не заработать, Дрогба получил квалификацию по специальности бухгалтера. Будничное однообразие, кипы исписанных бумаг и горы бюрократических нагромождений грозной тучей нависли над бескрайним простором молодости, оттеняя заветные мечты о ярком будущем. И тут, как это часто бывает с теми, кто до последнего служит богу упрямства, монотонный ход жизни пополнило судьбоносное событие, олицетворяемое поступками встреченного на пути человека. Марк Вестерлоп. Человек, сумевший вырвать будущую легенду футбола из лап надвигающейся кабинетной рутины. Став новым главным тренером "Ле Мана" (именем старого интересоваться явно не стоит), Вестерлоп вселил в Дрогба безудержную веру в личностные способности. А вера в себя, как известно, главный допинг любого спортсмена. Даже Лэнса Армстронга. Отдавая должное Моуринью и Анчелотти, Дрогба признает, что именно Вестерлоп оказал самое значительное влияние на его спортивную возмужалость.
К чему всё это? В эпоху, когда футболисты в двадцать один год становятся миллионерами и приобретают дорогую недвижимость, Дрогба только начинал карьерную поступь. Когда Серхио Рамос на пороге тридцатилетия получает аттестат о среднем образовании, у Дрогба уже имеется полноценная специальность бухгалтера. Когда публичные люди с мировым именем путают местами ожидания и проблемы, Дрогба не стесняется открыто сопереживать течению жизни на родине. Начиная с этой строки, есть огромный соблазн удариться в непролазную рефлексию и составить рейтинговый топ-лист достоинств ивуарийца. Что, естественно, будет занудливо и долго. Поэтому лучше сразу вспомнить триумфальный 2012-ый, который сложился по проверенной временем и "Челси" формуле: чтобы дойти до поздних стадий в еврокубках, кого-то из клуба обязательно надо уволить. Уволили, как всегда, кого надо. И началось…
Лидеры команды заметно постарели. Дрогба сдал в скорости, начал чаще терять мячи и полностью подходил на роль игрока скамейки. На его ивуарийское счастье эта роль давно и надолго была зарезервирована Фернандо Торресом. Вопрос стоял приблизительно так: либо с Дрогба, либо никогда (почти стихи). Конечно, по Бубнову проблемы с тэ-тэ-дэ у Дидье бы возникли. Но если серьёзно, то в сложившихся обстоятельствах от Дрогба требовалось включить режим суперигры и отработать на максимуме. И тут важно отметить, что Дрогба все это понимал. Знал, что второго шанса может не быть. А, скорей всего, был уверен, что не будет. Находясь под гидравлическим прессом английских таблоидов, растеряв уверенность после серии поражений, пребывая в подавленном настроении, Дидье Дрогба вышел на газон "Бриджа" обыгрывать "Наполи"…
…Просчитываемых шансов на успешный исход было мало. А после стартовых десяти минут и размашистых контратак триумвирата Лавесси-Кавани-Гамшик стало ощутимо, что это очередной футбольный кошмар, оставленный Виллаш-Боашем бедняге Ди Маттео. Ход игры, расклад сил на поле и настроения футболистов полностью переменились после гола Дрогба. "Челси" встрепенулся, расправил крылья и полетел. И в итоге долетел до самого Мюнхена.
Как человек, запечатлевший скользкий газон знаменитого московского финала и артхаусное судейство норвежского арбитра-интеллектуала (снова стихи), к голу Мюллера я оказался готов. Но, погружаясь в кармические размышления, совершенно не подготовился к ответному голу Дрогба. И тут стало абсолютно ясно, что "Челси", который пугали реактивной полузащитой "Наполи", посыпали истерическими репликами Жорже Жезуса, стращали Лионелем Месси и раз двести хоронили по ходу турнира, назло всему запрограммирован на итоговую победу. Очередная шикарная подача Хуана Маты. Фрэнк Лэмпард, поставивший баскетбольный заслон Боатенгу. Освободившийся из-под опеки Дрогба, отправляющий мяч в ближнюю "девять". Мануэль Нойер, с почти оторванной левой рукой. Не имея ни ощутимого игрового рисунка, ни малейшей положительной эмоции в атаке, играя в соревновательное ничто, Дрогба забил в единственно возможном и неочевидном для взятия ворот эпизоде. Его гол "Наполи" был точно таким же. Его голевой пас на Ивановича в матче с неаполитанцами был отдан интуитивно, практически вслепую. Его гол в ворота "Барселоны" случился тогда, когда обе команды мысленно находились в раздевалке. Триумф творческого гения Дрогба пришелся на ту пору, когда весь "Челси" был далек от своего лучшего футбола, но постоянно держал удар и наказывал соперников за всякую оплошность.
Скептических мнений в отношении возрастного ивуарийца было в избытке. Он и впрямь находился на подступах к закату карьеры: хуже подстраивался под мяч, тривиальнее мыслил, совершал необоснованные потери и, как следствие, перестал получать удовольствие от игры. Типичное для африканских футболистов профессиональное угасание часто начинается с потери куража, а продолжается потерей всего остального. Так уж вышло, что эта тенденция оказалась абсолютно не про Дрогба. В его случае все сложилось исключительно парадоксально: чем сложнее выглядела турнирная ситуация, тем решительнее Дрогба на нее реагировал. В результате чего переусердствовал и заработал для Петра Чеха пару пенальти, которые "Челси" не суждено было пропустить. Все это смотрелось весьма символично, с едва уловимым налетом шаманского колдовства и отголосками мистики. В прошивке разума замельтешил ёмкий тезис: даже когда Дрогба не в порядке, Дрогба всё равно в порядке.
За время пребывания в "Челси" Дрогба пережил всё, что можно: три чемпионства с Моуринью и одно с Карло Анчелотти; скандалы с Фелипе Сколари и удаление в роковом финале при Гранте; поздно диагностированную малярию и плохо диагностируемое судейство Эвребе (футболки с рефреном "иц э факин дисгрэйс", кажется, до сих пор в продаже); лавры лучшего бомбардира АПЛ и сумасшедшую результативность на "Уэмбли"; прорву голов в ворота "Арсенала" и долгожданную победу в Лиге Чемпионов. За всю историю АПЛ не было более запоминающегося африканского футболиста. Ни Кану, ни Адебайор, ни Джей-Джей Окоча, ни даже нынешний фронтмен "Мансити" Яя Туре до колоритности Дидье не дотягивают (и вряд ли когда-нибудь дотянут). Дрогба почти всегда давал игре гораздо больше, чем принято требовать от классических силовых центрфорвардов. Неугомонный экстраверт, здорово улавливающий настроения соперника на поле, способный в секунды оценить перспективы атаки и классно исполнить эпизод, Дидье разрушил нафталиновые стереотипы о способностях и функциях могутных нападающих. Ни каменные плечи, ни кавалергардский рост, ни высокий центр тяжести не должны преобладать над игровым мышлением, вынуждая футболиста зацикливаться на своём физическом совершенстве.
Пока среди медийных топ-звёзд на сходе карьеры принято заводить инстаграммы и выкладывать туда рельефные достоинства привлекательных спутниц, коллекции навороченных авто, ежесуточно занимаясь любыми формами размножения внешнего лоска, тридцатисемилетний Дрогба приезжает в Канаду учить местных шайбофилов футбольному ремеслу. Даже передвигаясь по полю в энергосберегающем режиме, когда эластичность связок до банального уже не та, а ресурс организма дает о себе знать, Дрогба все равно умудряется выискивать моменты у чужих ворот и превращать их в голы. Он по-прежнему забивает в стиле "look at that!". Его до сих пор сложно остановить. Он все ещё в деле.
Человек-легенда. Маршал Тито. Вождь. Леннокс Льюис футбольного мира. Мистер Слоновая Кость. Можно длить этот список бесконечно долго, дав волю игре воображения.
Для полной крутизны Дидье осталось сняться вместо Шварцнеггера в очередном блокбастере о войне людей и машин. Причем, в двух ролях и по разные стороны баррикад. А в конце непременно произнести заветное "I'll be back". И вернуться. В "Челси". Тренером.