10 мин.

Смольянинов: «Аленичев не еж, как Карпин, и не статуя, как Якин»

«Спартак» в новом сезоне мы видели разный. И комментарии к его игре разные: от экспертного «Что это было?» до болельщицкого «Хочу еще!». На этот раз Sovsport.ru попросил высказаться об эволюции красно-белых их давнего поклонника, известного артиста театра и кино. 

«НЕ НАДО СЛЕПО СЛЕДОВАТЬ ЛОЗУНГАМ»

- Ваш театр «Современник» сейчас в отпуске. Значит ли это, что не пропускаете ни одного матча «Спартака»? 

- Работы все равно много, но на футбол действительно выбираюсь. Пропустил только «Спартак» - ЦСКА, а так на всех домашних матчах был. 

- В этом сезоне вы более счастливый болельщик, чем в прошлом? 

- Правильнее сказать, более воодушевленный и с большей надеждой смотрящий в «светлую даль».  А что касается текущих результатов, вряд ли они могут вызвать какой-то экстатический восторг.  Пока получается не все. Но это нормальный, естественный процесс строительства новой команды, болезнь роста, что называется. Пока «Спартак» еще подросток, не очень хорошо владеющий своим телом и разумом, совершающий свойственные возрасту ошибки. Но это процесс совсем не пугающий и нормальный при условии, что будут сделаны правильные выводы. По моему ощущению и убеждению, те люди, которые сейчас  занимаются обучением и воспитанием «юноши», понимают, что и зачем они делают. Знают, куда хотят прийти. А если видишь цель и способы ее достижения, рано или поздно все получится. 

- Несмотря на то, что «Спартак» - подросток, в матче с «Ростовом», считают многие, он повел себя, как пенсионер. 

- Видимо, на выходных побывал у бабушки с дедушкой. 

- Который все видит? 

- Легендарного Николая Петровича и потусторонние силы трогать не будем. На самом деле Дмитрий Аленичев все доходчиво и исчерпывающе объяснил. И даже предвосхитил на пресс-конференции соответствующие вопросы. Добавить нечего. В данных обстоятельствах результат был важней, и здорово, что он достигнут. Кадровая ситуация в команде сейчас такая, что в свои ворота в конце матча забить было проще, поскольку забивать в чужие было некому. В этой ситуации, кстати, вижу плюсы. Тренерский штаб не упирается в понятие «спартаковский стиль», как в стену лбом, не пишет на знамёнах романтичное, но бесполезное: «Пропустим восемь, зато сыграем красиво!». Подход другой: «На данном этапе в данных обстоятельствах можем так, значит, так и сыграем».

И хорошо, что тренеры не запрещают себе это пробовать, проявляют профессиональную гибкость. Если предположить, что «Спартак» в следующем сезоне выйдет в еврокубки и попадет на более сильного соперника, будет понимание: «Такая модель игры уже опробована, почему бы ее не применить?». Потому что в итоге первичен результат. Чтобы победить, не всегда нужно нападать и лезть напролом. Если ты оказываешься, безоружный, против семерых с огнестрельным оружием, героически размахиваешь кулаками и бросаешься на негодяев с победным воплем, то очень быстро и бесславно погибнешь. Или славно, но бессмысленно и бесполезно. В данном случае правильнее и мудрее использовать свои не воображаемые, а реальные преимущества. Например, скорость, ловкость, резкость и пластичность. Тебе непременно придётся отступать и маневрировать для того, чтобы рассредоточить силы противника и ликвидировать их внезапно и по одному. По форме ты отступаешь, но по сути достигаешь необходимого результата доступными средствами и в итоге побеждаешь. Не стоит путать смелость с глупостью. Для меня осознание этого очевидной истины - показатель тренерского и человеческого ума.

«КРУТИЗНА ОТ НЕУВЕРЕННОСТИ»

- А для меня ваша позиция - одна из новинок сезона. Прежде по отношению к «Спартаку» вы были ближе к максимализму, чем к всепрощенчеству. А теперь понимаете Аленичева даже при некрасивом футболе. 

- Тоже об этом думал. Готов объяснить. Для меня есть существенная разница между Аленичевым и другими тренерами «Спартака» последних лет. Аленичев гораздо симпатичнее в человеческом плане. В нем нет завышенной самооценки и чрезмерной зацикленности на собственном «я». В отличие от Карпина, например. Валерия Георгиевича в «Спартаке» было очень много, гораздо больше, чем футбола и «Спартака» как такового. Иногда казалось, что это ФК «Карпин». Он тратил массу сил и энергии на собственное самоутверждение. При всем уважении к Карпину, как к футболисту, вызывало удивление и недоумение его тренерское самоназначение. Тем более что на тот момент у него отсутствовал тренерский опыт и навыки, в частности, - опыт работы под давлением и перманентным требованием предельного результата. Не может человек, ездивший за рулём пусть даже очень хорошо, взять и с ходу, не повозившись ни с картом, ни с продукцией «ВАЗа», собрать формулический болид. Подтверждений этому тезису в лице, например, Индзаги, Зеедорфа и т.д. гораздо больше, чем обратных примеров.

Аленичев в этом смысле яркий образец последовательного, упорного, вдумчивого постижения тренерского ремесла, а не реализации собственных, неадекватных способностям, амбиций и самолюбования статусом. Его тульский «Арсенал» за четыре сезона прошел путь от любителей до высшей лиги, - событие в футболе не рядовое. Вообще не припомню подобных примеров ни в одном из ведущих чемпионатов за последние лет 25. Поэтому для меня очевидно: как тренер Аленичев состоялся, созрел, дорос до по-настоящему большой работы. Игроки и его коллеги прекрасно это чувствуют, поэтому тренеру не приходится тратить лишние силы и время на убеждение окружающих в собственной состоятельности. Это и так всем понятно. Немаловажную роль играет и славное футбольное прошлое, хотя в конечном счёте это бонус, не более. Тренер относится с уважением и достоинством  к себе, своему делу и к окружающим его людям, - отсюда более спокойная, доверительная, творческая обстановка в команде, мне кажется. Каждый игрок понимает, что он личность, что от него что-то зависит, и что на нем лежит ответственность.

Что касается моего максимализма, то я и раньше не махал безосновательно шашкой, требуя всех разогнать. Для критики были объективные поводы, на мой взгляд. Сейчас в тренерском штабе и менеджменте  другие люди, вызывающие у меня большее доверие, убеждающие своим отношением к жизни, футболу и «Спартаку». С некоторыми из них знаком лично, много раз общался в неформальной обстановке, поэтому знаю, о чем говорю.  Очень надеюсь на то, что перемены системны. И что Леонида Арнольдовича вдруг опять не переклинит, и он не отыщет в очередной раз в песках Сахары или в монгольских степях какого-нибудь чемпиона мира по гольфу на осликах. Дмитрий Анатольевич - человек разумный и масштабный, умеет объяснить и аргументированно донести свою точку зрения, не боится ответственности. И я верю, что даже в самых сложных и тяжёлых ситуациях, через которые, безусловно, ещё предстоит пройти, между ним и руководством клуба не иссякнет взаимное доверие и уважение.

- Вы с Аленичевым знакомы? 

- Пару раз общались недолго. 

- И согласны со всеми его решениями?  

- Не разбирал по два часа ТТД и не нырял с головой в тактику, но в целом все понимаю. В том числе потому, что он сам первый всегда все объяснит. Пусть без внутренней кухни и рабочих нюансов, но на уровне экспертов и болельщиков - вполне. Аленичев не встает в позу обозленного ежа, как Карпин, или равнодушной статуи, как Мурат Якин. Адекватный, вдумчивый человек, отдающий себе отчет в том, что и зачем он делает. А если сам это понимаешь, объяснить другим не составит труда. Это не только футбола касается, кстати, но и других жизненных сфер. 

«ДРАМА И ЭПОС»

- Можете сравнить нынешний и предыдущие периоды «Спартака» с жанрами театра и кино? 

- При Якине была унылая производственная драма. А сейчас зачатки героического эпоса, надеюсь. 

- Чего вам не хватает в сегодняшнем «Спартаке»? 

- Общекомандного уровня мастерства, которое естественным образом вытекает из индивидуального. Более квалифицированных исполнителей на некоторых позициях. Особенно с учетом той игры, которую пытается привить команде Аленичев. Не хочу говорить о персоналиях, чтобы никого не обидеть, но сейчас не все в «Спартаке» готовы играть в быстрый, остротатакующий футбол с коротким пасом. 

- В последние годы было сложно определиться, не тех набирают в «Спартак» или.. 

- ...не тот набирает? 

- Верно. То ли у игроков класса нет, то ли их не так тренируют. Вы, получается, дали ответ: проблема в футболистах. 

- В общем, да. С тренером сейчас все понятно, мне во всяком случае. А до этого была комплексная проблема. Если тренер не очень понимает, чего он хочет, то и футболисты не могут раскрыться на все сто.

 

- Кто ваш любимый игрок «Спартака» и кто самый непонятный? 

- Соглашусь в данном случае с расхожим мнением: любимый - Широков. И не только в «Спартаке». То, что он делает на поле, вернее даже вытворяет, в хорошем смысле, мне очень близко и зачастую доставляет огромное эстетическое, творческое удовольствие. Видно, что и ему это в кайф. А самый непонятный - это такая мягкая форма словосочетания «приводящий в бешенство»? 

- Это тот, чей потенциал вам не ясен.

- В этом смысле - Джано. Столько лет подает надежды, но кому подает, кто их берет и куда девает, до сих пор непонятно. При этом прекрасно понимаю ,как сильно мнение о футболистах зависит от результатов команды. Если даже в этом составе «Спартак» начнет рвать всех на куски, вопросы по индивидуальностям отпадут сами собой. А как нет результата - так сразу поиски плохих и хороших с раздачей характеристик. Чего не хотелось бы. Хорошо понимаю, насколько тяжел футбольный хлеб, сам играю, хотя и не на таком уровне. Хочется избежать, извиняюсь, безответственного и безрассудного говноплюйства. Есть талант, а есть умение отдать себя игре без остатка. И то, и другое достойно уважения.

«ЧИСТЫЙ АБСУРД»

- Верите, как спартаковец, в сборную армейца Леонида Слуцкого? 

- Верю. И клубные пристрастия тут отходят на второй план. Слуцкий, с которым знаком, мне очень симпатичен как человек и тренер. И поскольку я уже большой дядя, не страдающий приступами примитивного клубного антагонизма, с удовольствием позволяю себе симпатизировать работе Слуцкого и его команды за исключением матчей «Спартак» - ЦСКА. Хотя если возвращаться к жанрам, то, что исполнили наши власти, футбольные и не только, с увольнением Капелло и приглашением Слуцкого, - комедия абсурда, чистый Сэмюэл Беккет. В последние три года, на мой взгляд, футбольная власть вообще поднаторела в этом сложном жанре, требующем запредельного уровня интеллектуального и духовного развития. Другие ей уже неинтересны.

А если серьезно, мне казалось, что Слуцкий совершает большую ошибку, ввязываясь в авантюру с совмещением. Но он сейчас доказывает обратное, тянет за плавники этого, ещё вчера казавшегося неподъёмным, гигантского Левиафана. И объясняет, и, главное, делает все так, что его аргументы кажутся предельно убедительными и не требующими дополнительных комментариев.

- Слуцкий, в свою очередь, сделал комплимент «Современнику», сказав, что готов ходить на любые спектакли в том числе и вашего театра. 

- Читал. Нескромно замечу, что этот порыв вполне объясним и говорит о высоком уровне художественного вкуса главного тренера сборной. Разделяю его пристрастия.

- На постановках с вашим участием Слуцкий бывал? 

- Не знаю. Мы не настолько знакомы, чтобы я приглашал его лично, но если представится возможность, сделаю это с удовольствием. 

- Вернемся к «Спартаку». На какое место по итогам сезона тянут сейчас красно-белые?

- На то, которое и занимают, мне кажется. Объективный уровень - пятерка лучших. При определенной удаче - тройка. И при условии, что зимой в команде появится качественное усиление. Поскольку, повторяю, для футбола, который прививает Аленичев, нынешних кадровых мощностей не достаточно. А футбол он свой привьет, не сомневаюсь, поскольку терпелив и последователен. Что мне очень импонирует.

- Когда в России появятся качественные фильмы и спектакли о футболе? 

- Не могу отвечать за всю отрасль. Жанр сложный, специфичный. Даже талантливым актерам, играющим выдающихся чемпионов, сложно вжиться в образ, не имея специальных навыков. К тому же спорт - сам себе кино и театр, по большому счёту не нуждающийся в творческой интерпретации. Он и так продуцирует и катализирует в людях запредельное количество чувств. И может быть фоном, одним из сопутствующих обстоятельств, как например в прекрасном фильме «Джерри Магуайр», где собственно спорта на экране не так много. В конечном счёте любой фильм или спектакль - о людях, их мыслях, чувствах, взаимоотношениях. А профессиональная окрашенность почти всегда второстепенна.

Евгений Дзичковский