11 мин.

«The Troops are on fire». Как «Лестер» становится самой крутой командой Англии

Дарья Исаева – о лестерских музыкантах.

раньери

«Я сказал своим игрокам: «Когда вы выходите на поле под песню Kasabian, это должно будить в вас воинов. Я хочу, чтобы вы стали воинами для своих фанатов», – признался Клаудио Раньери в самом начале сезона. Этой цитате суждено было разлететься по заголовкам газет и статусам болельщиков в фейсбуке. Она отгремела бы свое, как «Fire» Kasabian на «Кинг Пауэр» перед игрой, и исчезла с последним касанием струн, мягким, но пронзительным, именно на той ноте, с какой и должна начинаться игра.

Пока перед началом сезона «Лестер» не внушал доверия, это были лишь красивые слова, которые по итогам, к примеру, первого круга вполне могли бы претендовать на самое приятное в этом отрезке воспоминание. Однако «лисы» продолжают выдавать противоположный ожидаемому результат, сделав слова Раньери своим девизом. Они стали воинами.

Их главная движущая сила – кураж. «Лестер» не терпит поражений с 31 тура прошлого сезона, если вынести за скобки перенесенную игру с «Челси». Открывая счет, он уже не теряет очков, а, первым пропустив, обязательно отыгрывается.

«Лестер» испытывает давление не меньшее, чем форвард, который долго не может забить, или голкипер, который не может сохранить ворота сухими. Буквально каждая новая игра ознаменована для него тем или иным командным рекордом, который болельщики готовятся отмечать еще до финального свистка. Но в то же время команда знает, на что способна. Она избежала почти неминуемого вылета, идет без поражений, уверенно реализует моменты. Сейчас в каждом клубе «лисы» видят не просто соперника, который намерен отобрать три очка, а врага, который, одержав победу, завладеет намного большим.

Прогресс Мареза

Алжирец Рияд Марез, неоднозначно проведший сезон 2014/15, в нынешнем является неоспоримым креативным лидером «синих». Если рассматривать его роль в военном контексте, то Марез – это тот благородный командир, который, вынося приговор, сам же его и исполняет, а славу делит со своими товарищами. Он молод, не искушен успехом и полон амбиций, и порой этот его юношеский максимализм, не нашедший выхода ранее, вырывается наружу, как это было в матче с «Борнмутом», когда уже после неоднократно прозвучавшего свистка Рияд забил из офсайда.

Карьерная лестница, не позволявшая пропустить почти ни одной ступени, привела Мареза из клуба, играющего в любительской лиге Франции, в английскую футбольную элиту. За полтора года совместной работы Найджел Пирсон, являвшийся главным свидетелем таланта и разноплановости хавбека, пробовал того на разных позициях. Однако по-настоящему раскрываться алжирец стал именно при Клаудио Раньери.

alt

Безусловно, со своими навыками он познакомил зрителя уже давно, но они не очень гармонично вписывались в боевую, прямолинейную и в каком-то роде предсказуемую картину игры «Лестера».

Новый тренер обеспечил Мареза пространством, лишь номинально закрепляя за ним правый фланг. Фактически же Рияд не только свободно действует по всему флангу «за себя и за того парня», но и смещается в центр, откуда может: а) пробить сразу; б, в) обойти нескольких и пробить или отдать пас на забегающего; г) в борьбе за мяч заработать фол, над конвертацией которых в голы «Лестер» летом очень неплохо поработал.

Надо сказать, Марез все уверенней чувствует себя в районе штрафной площади соперника, где он все чаще идет в обводку. Если на протяжении четырех первых туров Марез шел в обводку в среднем 4 раза за игру, чуть меньше трети из которых становились успешными, то в игре с «Астон Виллой» он обошел соперника 12 раз после 17 попыток.

Он нанес по воротам 17 ударов, 12 раз создал шансы для одноклубников и с 4 мячами и 2 ассистами теперь возглавляет рейтинг игроков АПЛ по системе гол+пас. Тем не менее, «Лестер» точно не станет «командой одного игрока»: во-первых, есть кому забивать (Варди, Олбрайтон, Окадзаки, Ульоа(?)), во-вторых, действия Мареза позволяют сделать вывод о том, что не команда работает на его голы, а он работает на голы команды.

Наглядный пример – второй гол «Астон Вилле». Марез прошел по флангу, обрезал четырех оппонентов и отдал мяч Дринкуотеру, который голевой передачей нашел в штрафной Варди. Хотя вместо этого он мог сделать движение влево и сам стать ассистентом Варди или Канте, забегавших в штрафную.

Остановка на 4-4-2

Символично, что самая тяжелая игра как для «Лестера», так и лично для Мареза была против «Борнмута». Из-за повреждения, не позволявшего играть в полную силу, Рияд был заменен после перерыва. «Лисы» же были «отключены» отнюдь не от нехватки привычной энергии Мареза, просто это был первый матч, когда Раньери отказался от привычной 4-4-2.

Надо сказать, используемая в нынешнем сезоне схема стала большим сюрпризом, ведь на предсезонной подготовке Раньери делал акцент на пирсоновской 3-5-2, а в виде эксперимента две неполных встречи «лисы» провели с расстановкой 4-2-3-1. 4-5-1, внедренная на тайм в игре против «Борнмута», неожиданно обнажила уязвимость тех зон, которые, напротив, при данной схеме должны были стать ключевыми.

Для начала, правый фланг тогда практически не работал: Марез в связи с повреждением не мог играть в полную силу, а Ричи де Лат, как известно, в созидательных действиях достаточно инертен и слаб. Трио в центре полузащиты коллективно провалилось; мяч постоянно терялся, хотя «лисы» активно работали на подборе (это, кстати, одна из характерных черт нынешнего «Лестера»). Канте метался с фланга на фланг страховать товарищей (у Шлуппа с Олбрайтоном в тот день тоже дела не задались), а апогеем атаки стали забросы на Джейми Варди, который проиграл всю верховую борьбу.

Выход Окадзаки после перерыва ознаменовал обратное перестроение на 4-4-2, и из центрального круга игра начала перемещаться все ближе к воротам «вишен». Данни Дринкуотер и Энди Кинг стали действовать выше, позволив гуру отборов Н’Голо Канте проявить себя во всей красе.

В результате перестановок этого матча можно сделать вывод не только о том, что команде пока тяжело дается выход из зоны комфорта (хотя, казалось бы, Пирсон тактическими экспериментами ее хорошенько закалил), но стоит также отметить и наставника, который вводит изменения последовательно и безболезненно. Не исключено, что постепенно Раньери и дальше по тайму или матчу будет представлять «лис» в новом тактическом виде, ведь в случае неудачи всегда есть отступной путь.

Перевертыши

Главной характерной чертой нового «Лестера» является использование Марка Олбрайтона и Рияда Мареза в роли инвертированных вингеров. В словарях этот термин появился несколько лет назад, но в футболе стараниями Робера Пиреса, Арьена Роббена и многих других он живет уже десятилетиями.

Три главных способности, которыми должны обладать так называемые перевертыши, – это удар, дриблинг и нестандартное мышление. Неудивительно, что Марезу, превосходно владеющему как всеми этими навыками, так и обеими ногами, комфортно ощущать вокруг себя пространство. А менее одаренный технически, но быстрый и с хорошим ударом Олбрайтон при взаимодействии с соперником чувствует себя неуверенно, что нередко приводит к потерям.

Задача перевертышей состоит не только в обострении атаки и непосредственно прямой угрозе воротам, но и в увлечении за собой защитников оппонента при смещении в центр, что обеспечивает товарищей свободными зонами. Внезапным смещением в центр и зрячим пасом такие игроки способны не только отрезать сразу нескольких обороняющихся игроков, но и вовлечь партнеров в атаку, которая приобретет ширину.

alt

Примечательно, что инвертированные вингеры обычно используются при формациях с одним центрфорвардом, который действует на грани офсайда и ожидает пас. У Раньери же на острие действует пара малогабаритных нападающих, которые врываются в штрафную из глубины.

Таким образом, во время атаки команда может перестраиваться на схему 4-1-3-2, где один из пары центральных полузащитников (обычно Дринкуотер) отравляется на место сместившегося в центр вингера. Возможен и другой вариант: фланговый защитник занимает освободившееся пространство выше, и в зависимости от ситуации его страхует опорник или центрбэк.

Но в нынешнем «Лестере» фланги обороны уже не играют столь важную роль, что была у латералей Шлуппа и Олбрайтона при 3-5-2, на которой Пирсон сорвал банк. Сейчас Джефф столкнулся с той же проблемой, что ранее не позволяла раскрыться Марезу, – отсутствием пространства. Шлупп никогда не был идеален в оборонительных аспектах игры, а его сильнейшие стороны – скорость и удар – раскрывались как раз при расстановке с тремя центральными защитниками. Ричи де Лата, напротив, можно отнести к типу фуллбэков, которые почти не поддерживают атаку.

Работа над стандартами

Старый прагматичный «Лестер» не умел толком ни зарабатывать, ни тем более исполнять стандартные положения. Для сравнения, Луис Суарес за сезон обычно зарабатывал больше одиннадцатиметровых, чем «лисы» вместе взятые. При Раньери команда стала акцентировать внимание на стандартах и потихоньку делает первые успехи в реализации: так была забита треть их голов в нынешнем сезоне.

Помните, как голкипер «Вест Хэма» Адриан в добавленное время отправился в штрафную «Лестера» и в борьбе за мяч шипами бутс вонзился в грудь Варди? Менее болезненно, но регулярно англичанин получает от оппонентов. Он не дриблер, но любит эффектные проходы по флангу с последующей прострельной передачей, реже – ударом. Ко всему прочему, именно Варди со 178 см является самым высоким игроком линии атаки и по совместительству тем негласным человеком, который отвечает за верховые единоборства. В нынешнем сезоне «воздух» он выиграл лишь 20 раз из 65.

Марез, Дринкуотер и Олбрайтон делят между собой большинство стандартов. Последний поразил точностью своих подач уже в первом туре, когда примерно с одной точки в интервале 7 минут (со штрафного и с игры) дважды отправил мяч прямо на голову Варди и Марезу.

Основная проблема при исполнении штрафных и угловых заключается не в пробивающем, а в партнерах, которые ждут мяча в штрафной площади. Если рассматривать конкретно передачи, то преимущественно «Лестер» предпочитает верховые, хотя среди полевых игроков основного состава лишь у четверых рост превышает 180 см, а головой из них хорошо умеет играть вовсе один Уэс Морган.

Не Пирло и не Роналду. Кто лучший исполнитель штрафных в Европе?

Характер

В эмоциональном интервью после волевой победы с 0:2 над «Астон Виллой» Клаудио Раньери похвалил подопечных: «Люблю этих игроков за их характер. Они никогда не сдаются. Это тот дух, который мне нужен». Три матча кряду «лисам» удавалось отыграться, и, празднуя голы в ворота «Тоттенхэма» и «Борнмута», они особенно красочно продемонстрировали значимость для себя каждого забитого мяча. Игроки обнимались друг с другом, с клубным талисманом, а Джейми Варди даже был не против отпраздновать с выбежавшим болельщиком и удерживающими его стюардами. Казалось, будь у парней руки длиннее – и они заключили бы в объятья весь стадион.

Воинственность и бойцовский дух футболистов «Лестера» ограничиваются пределами поля. Они прошли стадию выскочек пару побед назад, и теперь почти каждая команда видит в них прямых конкурентов.

Что нужно делать сейчас? Воспользоваться неуверенной игрой «Арсенала», продолжать побеждать в Кубке Лиги, обновлять клубные рекорды и на плацебо продержаться в топе турнирной таблицы до декабря. Существует понятие «группы смерти», применимое к международным турнирам, а для «лис» декабрь по аналогии станет «месяцем смерти»: они встретятся с «МЮ», «Суонси», «Челси», «Эвертоном», «Ливерпулем» и «МС».

А пока, как поется в самой известной поклонникам АПЛ песне «Kasabian», The Troops are on fire!

alt

Итоги пяти туров бегущей строкой

Самое приятное событие:волевая победа над «вилланами». При счете 0-2 в пользу «Виллы» Варди заработал для своей команды пенальти, но судья его не рассмотрел. Однако это не сломило дух «лис», и уже через несколько минут они забили с игры. Первый и третий голы «Лестера» получились по-настоящему драматичными: сначала Вествуд выбил мяч из ворот, и лишь с помощью системы определения гола мяч был засчитан; а победный мяч ценой опасного столкновения занес в сетку на 89-ой минуте дебютант Натан Дайер.

Самый неприятный эпизод: действия Хута против игроков «Борнмута». За несколько секунд Роб умудрился свалить на газон Уилсона, зарядить мячом в его затылок, а затем заехать по лицу Мингзу.

Забавный факт: Варди, Олбрайтон и Шлупп развили максимальную скорость среди всех игроков Премьер-лиги. Занятно, что восьмым в этом рейтинге стал еще один игрок «Лестера» – Уэс Морган, которому не помешали ни габариты, ни лишние килограммы.

Ключевой игрок: очень хочется похвалить Мареза, но, несомненно, он еще не раз даст повод это сделать. Поэтому отмечу Клаудио Раньери, который тоже в каком-то роде игрок: итальянец ведет игру против других тренеров, среди которых он – настоящий Гудини. Раньери уважает культуру и традиции болельщиков, дает шанс проявить себя всем игрокам и хвалит их за успехи, вдохновляя на новые.

Лучший гол: решающий гол Рияда Мареза в ворота «Тоттенхэма».

7 лучших трансферных кампаний английского лета

Что на самом деле творится с «Челси»?

Использовано фото: REUTERS/Carl Recine/Action Images, фото: Gettyimages.ru/Michael Regan (2,3), Ross Kinnaird