Я спортсмен, а значит я сам решил уничтожить свое тело
«Я встретился с доктором Аванци (Avanzi) и попросил его ампутировать мои ноги. Он посмотрел на меня и назвал безумцем».
Автор этих слов – легендарный футболист из Аргентины Габриэль Батистута. Карьера Батиголя (прозвище) длилась 17 лет, он был неуловимым нападающим, который наводил страх на защитников в Италии и в играх за сборную. Вратари беспомощно наблюдали за тем, как мяч, посланный с огромной силой, неминуемо пересекал черту ворот. Казалось, что удары Батиголя способны разорвать сетку за спиной голкипера. Он завершил свою карьеру в 2005 году, когда однажды ночью проснулся и не смог встать с кровати. Ему было 35 лет, его лодыжки были повреждены настолько, что даже попытка встать на ноги причиняла ему мучительную боль. Он начал думать о возможной ампутации. Он умолял специалистов избавить его от страданий. Злосчастная судьба прекрасного спортсмена.
«Я мочился в постель, хотя ванная была на расстоянии всего трех метров от меня. Часы показывали 4 утра и я знал, что боль в лодыжках прикончит меня, если я попробую встать».
Волосяная трещина правой лодыжки – таков диагноз полузащитника лондонского Арсенала Джека Уилшера. Травма, из-за которой он может пропустить два месяца. Удручающий прогноз снова оправдался. Последние несколько лет травмы терзают Уилшера. В свои 23 года он уже перенес множество операций на обеих лодыжках, и это еще не все повреждения. Смертность, налоги, Уилшер травмирует лодыжку. Джек Уилчер (инвалидная коляска) – так называют англичанина фанаты конкурирующих команд.
За последние 10 лет медицина сделала огромный шаг в своем развитии. Но не смотря на это, есть риск, что однажды утром тридцатилетний Джек Уилшер начнет слезно умолять об ампутации ног, так как из-за невыносимой боли в лодыжках он не сможет встать с кровати и дойти до ванной комнаты. Его тело и кости будут хрупкими как никогда.
Судя по всему, ключ к идеальной жизни профессионального спортсмена – заключение сделки с дьяволом. Амбиции в обмен на здоровье. Шанс на вечную жизнь, вверх по лестнице к славе и почету, поднимаясь по ступеням из раздробленных костей и бесконечных упаковок с болеутоляющими. Будущее в обмен на настоящее. Многие без колебаний согласились бы с этими условиями. Столько же людей пошли бы на это, чтобы получить второй шанс.
Это напоминает мне о детстве, а именно о глупом пари между мной и моей мамой. Я лежал на диване, задрав вверх ноги, а к ране с помощью ремешка был прикреплен пакет со льдом. Она видела, как отчаянно я боролся с ним, пытаясь закрепить на ноге и шутила, что к 30 годам я не смогу передвигаться без трости. Я же всегда отвечал, что мы запустим фейерверки, если это случится.
В конце концов, наше тело и его возможности стоит воспринимать как средство. И я полагаю, что многие спортсмены со мной согласятся. В первую очередь тело – средство передвижения, как, например, автомобиль. Вы не всегда следите за ним должным образом, скорее наоборот. Вы мучаете его тренировками, терпите боль, когда рвутся ваши мускулы или восстанавливается мышечная ткань, и все это ради одной цели. Прыгать выше, быть на мгновение быстрее, поднимать штангу потяжелее. Быть лучше того, кто также интенсивно работает. Есть выражение, которое гласит, что ваш враг работает над собой, пока вы спите. Единственное, что полностью находится под вашим собственным контролем – это то, как усердно вы трудитесь.
Жизнь профессионального спортсмена полна боли. И далеко не каждый спортсмен, или, по крайней мере, работающий над собой человек полностью готов к такой жизни. С другой стороны это быстро учит вас тому, как жить с болью, сначала вы ее чувствуете, а затем слабость или усталость сходит на нет, как приливы и отливы. Вы начинаете понимать, что на некоторые удары и ушибы можно не обращать внимание, но растяжения, вывихи и разрывы все равно возьмут свое, после чего вам придется потратить несколько месяцев на восстановление.
А когда травмы постоянно преследуют игрока, ситуация становится по-настоящему серьезной, и даже трагичной.
Совсем недавно я снова травмировал правое колено. Первое серьезное повреждение моего колена я получил в 2009 году. Я повредил хрящи на тренировке во время предсезонной подготовки. Это случилось во время разминки всего за два дня до выезда команды, мы планировали сыграть два матча на выходных. Я отправился с командой и принял участие в первом матче. Перед второй игрой моя нога так опухла, что я не смог сдержать слез вовремя разминки.
Мои проблемы с суставом вынудили меня обратиться к специалистам, потребовались рентгеновские снимки и МРТ, стандартная процедура. На этот раз снимок не выявил структурных повреждений, МРТ тоже не помогла.
Один из врачей, просмотрев результаты, порекомендовал провести хирургическую операцию, чтобы выявить «глубокие тещины и остеохондроз сустава». Я проконсультировался еще с двумя докторами, мой хирург сделал вывод, что предполагаемые повреждения являются последствием моей первой операции. Судя по всему, врач, к которому я обратился в первый раз не знал об операции.
Заключение было таковым – рецидив, вспышка старых проблем. Мне была назначена реабилитационная программа, которая длилась бы 8 недель. Если бы мое положение не улучшилось спустя пару недель, то была бы сделана инъекция, чтобы не усугубить ситуацию. Неплохой вариант, но на тот момент я уже решил, что требуется хирургическое вмешательство. Я купил много книг и прочих вещей, которые, я полагал, помогут мне в грядущие месяцы моего бездействия.
Я не боялся того, что я буду прикован к кровати. Как и любой спортсмен, которому приходилось переживать долгое восстановление, я боялся того, что на меня может нахлынуть депрессия.
Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов обнародовала результаты прошлогоднего исследования психического состояния спортсменов. Результаты оказались неожиданными. Более чем 26 процентов опрошенных игроков (всего приняли участие 180 футболистов) признались, что испытывали связанные со психическим здоровьем проблемы. В большинстве случаев упоминалось о признаках постоянного беспокойства и депрессии. Около 20 процентов опрошенных указали на проблемы с алкоголем.
«Футболисты, принявшие участие в исследовании, за свою карьеру перенесли 174 серьезных повреждения (по одно травме у 32%, по две у 20%, по три и больше у 17%), из всех этих травм 31% - повреждения в области колена, доля травм лодыжки составляла 12%. Более того, этим игрокам в общей сложности потребовалось 170 хирургических операций (по одной операции у 22%, по две у 13%, три и более операций у 18%). Больше половины из всех проведенных операций относились к травмам колена или лодыжки».
Тревожная информация. Сегодня вы относитесь к группе здоровых и активных людей, а завтра вы вздрагиваете от острой боли в ваших ногах, из-за всех стараясь подняться по лестнице. Вы ничего не можете после операции. Вы превращаетесь в груду конечностей, неподвижно лежащую на больничной койке. Вы ждете, когда восстановится ваш организм, когда вам вынут швы, когда спадут ваши опухоли, чтобы снова после этого страдать от боли, пока тренер по физической подготовке будут нещадно давить на ваши ноги, чтобы «восстановить подвижность». Ложь. Все они садисты.
В эти долгие месяцы вы сталкиваетесь с еще одной проблемой. Вы начинаете переставать верить в себя. Известно, что самым эффективным оружием любого спортсмена является его уверенность в себе. Даже самый талантливый атлет ничего не сможет добиться без уверенности. То же самое и в жизни за спортом, вы теряет жизненные силы из-за постоянного беспокойства и отсутствия мобильности.
Сомнения всегда с вами, даже, когда вы здоровы. Неточные удары, ваши передачи часто перехватывают, много потерь в центре поля и так далее.
Затем вы ставите под сомнение свой талант. Действительно ли ты способен выступать на таком уровне? Действительно ли каждый настолько лучше тебя? Это касается каждого спортсмена, но по-настоящему большую роль играет то, способны ли вы в такие моменты перейти через все это. Вы можете решить, что вам стоит больше пасовать или играть верховыми мячами в попытке ассистировать. Если не получается одно, то фокусируетесь на другом.
Но когда вы травмированы, у вас нет такой возможности повлиять на ход событий. Вы начинаете еще больше сомневаться в себе. Вы спрашиваете себя, буду ли я таким же игроком как прежде? И вообще, стоит ли оно того? Ответ всегда кажется отрицательным, ты не сможешь и это того не стоит. Дни становятся долгими, вы постоянно анализируете ситуацию. Минуты кажутся вечными, вы срываетесь на окружающих из-за постоянного чувства внутреннего разочарования, которое мучает вас, от которого вы хотите закричать, разрыдаться. Вам кажется, что мир ненавидит вас и из-за этого вы становитесь злобным и раздражительным.
На самом деле все просто. Главной причиной всех этих проблем является то, что вы неспособны заниматься любимым делом. Еще хуже то, что вы не способны изменить это. Единственное что вам остается – ждать.
В реабилитационный период самое сложно для спортсмена – преодолеть страх того, что он или она снова травмируется. Жить с этими мыслями невозможно, как и играть. Когда речь идет о травме ноги, то, согласно инструкциям вам рекомендуются десятиминутные легкие пробежки после нескольких недель на велотренажере. Вы все еще хромаете, но продолжаете тренировки, даже когда ваши тренера против. Вы продолжаете снова и снова. Вы продолжаете до тех пор, пока ваше сознание не смирится с тем, что вы сами себе уготовили. Именно так и вы разрушаете свое тело.
Я по-своему борюсь с этим психологическим барьером. Когда я сталкиваюсь с этим препятствием, я обычно возвращаюсь на беговую дорожку поздно вечером. Я закрываю глаза и начинаю бежать, доводя себя до максимума.
Если я выдержу и ничего опять не сломается, то все хорошо. Если нет, то моих слез никто не увидит. Я полагаю, что у каждый борется по своему, так как на боль люди реагируют по-разному.
Иногда причиненный вред непоправим. Игрок никогда не вернет уверенность в себе. Он вернется ослабшими, с тусклым взглядом, сломленный духом. Вы следите за его выступлениями и через некоторое время замечаете, что чего-то не хватает. Вы понимаете, что игрок изменился, что он уже не тот. В таких случаях игроки начинают переходить из одной команды в другую, пока очевидным не станет тот факт, что шансов вернуться на прежний уровень больше нет. Их карьера постепенно будет сходить на нет, и в один день, с сожалением кто-то скажет, что все могло быть по-другому.
Бывает и такое, что жизнь после карьеры кажется еще более угнетающей. Никто не уходит из спорта без травм и повреждений, это известный факт, но есть те, кому повезло, те, у кого осталась энергия и желание для работы тренером или комментатором, некоторые возвращаются в спорт, но уже на совсем другом уровне.
Согласно вышеупомянутому исследованию, среди завершивших карьеру игроков, 42% опрошенных испытывают проблемы с психическим здоровьем. Из них 20% истощены морально, испытывают душевные страдания, у 30% наблюдаются проблемы с алкоголем.
Существуют данные, касающиеся игроков национальной футбольной лиги США. Многие спортсмены с большим трудом справляются с болью после завершения профессиональной карьеры. То же самое с хоккеистами в НХЛ. И даже среди игроков университетских лиг растет количество тех, кто испытывает серьезные эмоциональные проблемы.
Такова реальность в мире популярного спорта. После матчей с вами остается не только чувство победы, но и боль, которую в течение долгого времени приходится терпеть. Я знаю, какое будущее меня ждет, каждый раз, когда начинаю работу по восстановлению моего колена. Все знают, на что идут. Трофеи, деньги и преданные фанаты в замен на жизнь после. Вы одерживаете победы, чтобы потом стать слабым и беспомощным.
Некоторым удалось достичь успеха в своем деле, стать легендами. Неудивительно, что они из-за всех сил пытаются защитить свое имя и талант. Ведь за всем этим лежат воспоминания о каждой порванной связке и сломанной кости, о долгих реабилитациях и невыносимых головных болях. Такова их жизнь. Сделка была заключена.
Еще вспомнил про Диаби про то как ему блин было тяжело после 9 лет постоянных травм и восстановления. Пусть у него все будет хорошо.