7 мин.

Россия - Швеция: механика победы

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин разбирает игру сборной России, за которую в кои-то веки не было стыдно. Графики и статистика прилагаются.

Модель ЦСКА

Слуцкий использовал армейский шаблон – 4–2–3–1 со смещенными в центр флангами, хотя Кокорин в большей степени был крайним нападающим, чем полузащитником (см. график). На этом сходство с ЦСКА заканчивается. К сожалению, правильно расставить игроков – это даже не полдела. Заиграть, как ЦСКА, – короткий пас, взаимозаменяемость, осада штрафной площади – сборная не может. Уж точно не с первого матча под руководством нового тренера. Еще бы: в атаке действовали игроки четырех клубов. Попробуй достучаться до каждого, как надо играть, куда смещаться и под кого открываться. Поэтому в комбинационном футболе сборной хватало изъянов и банального недопонимания. И тем не менее отрезками игра в пас получалась острой. А голевая атака и вовсе ценнее всех комбинаций вместе взятых за последние два года работы Фабио Капелло.

Дзагоев

Главное отличие схемы Слуцкого от схемы предшественника в иной организации средней линии. Слуцкому нужен был российский Натхо. Слуцкий его нашел. Дзагоев в ЦСКА время от времени играет центрального полузащитника, располагаясь между чистым опорным и атакующими хавами. Капелло ставил в эту зону или Глушакова, или, что было давно, Файзулина. Слуцкий, поставив Дзагоева, получил в его лице, во-первых, основной маршрут выхода из обороны, во-вторых, созидателя, способного вертикальным пасом разгонять атаки из глубины (см. график). Помните не засчитанный гол Широкова? Вот на такие разрезающие передачи Дзагоева и был сделан расчет. Кроме того, Алан прекрасно действует в отборе, отрабатывает за двоих. И плеймейкер, и разрушитель в одном флаконе. Как итог – второй результат по технико-тактическим действиям – 114 (удачные – 77%) и количеству передач – 73 (88%), 5 из которых – острые (лучший показатель).

Атака правым крылом

Наступление правым флангом было самым эффективным – 31 атака, 6 из которых завершились ударами. Для сравнения показатель левого фланга – 29/3, а центра – 33/3. То есть через правый фланг сборная России угрожала воротам столько же раз, сколько через левый фланг и центр вместе взятые. Собственно, и гол пришел как раз из этой зоны. При этом не скажу, что как-то особенно хорош был Смольников. Напротив, в «Зените» он действует куда острее. Зато Игорь стал лучшим в борьбе – 73% выигранных единоборств. В первом тайме активничал Кокорин (в отличие от Шатова, который в сборной – по-прежнему инородный элемент). Он стал самым бьющим игроком матча – 5 ударов (3 в створ) и выдал стопроцентные показатели по обводкам – 3/3 и передачам в штрафную площадь – 2/2 (см. график). Но концовка встречи – два загубленных голевых момента, когда надо было ставить точку, – настолько смазала впечатление, что хвалить Кокорина язык не поворачивается.

Черные круги – неудачные ТТД.

Дзюба

На острие атаки Слуцкий неожиданно выдвинул Дзюбу. На мой взгляд, ошибочное решение. Гол? Ну, в этом голе роль Артема составляет не больше 10%. Хотя, разумеется, надо сказать ему спасибо за то, что попал. Дзюба затормаживает атаки, вот в чем штука. Пока развернется вокруг своей оси, партнеры будут перекрыты. А если и не будут, нападающий все равно им мяч не отдаст. У Дзюбы колоссальное количество неправильных решений, брака и недопонимания, и если бы не тот самый гол, его игру можно было бы оценить на «двойку». Например, у него самый высокий процент брака – 52% (см. график). То есть больше половины всех технико-тактических действий. Всего одна обводка. Ноль каких бы то ни было острых передач. Боролся много, больше всех – 30 единоборств. Но выиграл лишь 43%. А на «втором этаже» – 40%. Как же так, 196-сантиметровой богатырь? У покалеченного Ибрагимовича – 77%. Вот и сравните. Чаще всех Дзюба боролся с Гранквистом – 6 проигранных дуэлей из 9.

Перебор с длинными передачами

Непривычно было видеть такое количество длинных передач в исполнении команды Слуцкого. ЦСКА редко так играет, да и то не от хорошей жизни. По-видимому, в пасах через все поле заключался альтернативный вариант выхода из обороны (что нормально против соперника с насыщенной линией полузащиты). Дзюба, по задумке, должен был цепляться за мячи и разгонять атаки. Между прочим, временами задумка работала. Например, эпизод в начале матча, когда Артем пробил через себя. Там он как раз поймал пущенный со своей половины поля мяч и, хотя и неуклюже, но все-таки вышел на ударную позицию. Вы будете смеяться, но пас Акинфеева на Дзюбу вошел в пятерку самых распространенных передач нашей сборной – 11 раз. Больше вратаря Артему никто не ассистировал (см. график). То есть это сугубо тренерская домашняя заготовка. Хвалить ее или ругать пока не стоит. И все же хочется больше слаженных взаимодействий, комбинационных и изящных, а не настолько экстремального вертикального футбола.

«Физика» в концовке

В чем мы шведам уступили полностью и безоговорочно, так это в «физике». На концовку наших парней не хватило. Зато соперник мобилизовал все силы. В заключительные 30 минут игры сборная России показала худшие цифры по ударам, владению мячом, атакам, передачам, единоборствам (см. график). Во всех этих компонентах шведы были лучше. Достаточно сказать, что все свои 10 ударов они нанесли именно в этот отрезок. Перестроить игру Слуцкому не удалось. И вообще, как показалось, он запоздал с заменами. Не получилось отодвинуть игру от своих ворот, чтобы встречать соперника в средней линии. Прижались и за это могли быть наказаны. Хвала Акинфееву, что в столь напряженный момент не дрогнул. Сборная России заканчивала матч с тремя центральными защитниками и оттянувшимся назад Денисовым. Почему не хватило сил? Вероятно, потому, что наши ребята играют в РФПЛ, а шведы – в Европе. Как версия, не более.

Красная линия – сборная России.

Лучшие и худшие

Подробные статистические показатели всех игроков опубликую позже. Поэтому сейчас без аргументации. Лучшими назову Акинфеева, Дзагоева и Широкова. Худшие? После победного матча непросто вот так определять. Давайте подойдем к этому иначе – тех, кто сыграл ниже своих возможностей. Это Жирков, Дзюба и Шатов. Сюда же можно отнести Денисова, который вообще был малозаметен. В первом тайме он не мог себя проявить, поскольку россияне играли первым номером, а в последние полчаса, когда активизировались шведы, мало чем помог обороне. Хотя статистические показатели у него хорошие – только 16% брака (в среднем у сборной России – 27%). Меньше только у Смольникова – 14%. Брак, брак, брак… Главное – результат не бракованный. И игра – лучшая из того, что показала сборная за последние два-три года. Далеко не идеальная, с недостатками, но живая, искренняя и осмысленная.

В материале использовалась статистика, предоставленная компанией InStat Football

Источник