Защитник, который любил атаковать
Борис Поздняков играл за разные клубы, но в душе всегда оставался спартаковцем.
Я не любил когда "Спартак" покидали футболисты. Всегда было грустно, если кто-то не подходил команде. Еще обиднее был уход ветеранов: казалось, что они ещё не исчерпали свой ресурс, могут принести ещё пользу. И совсем плохо, когда уходил молодой игрок в расцвете сил. Так не хотелось видеть его в "чужой форме".
Уход Вагиза Хидиятуллина в ЦСКА в 1981 году стал для меня драмой. Переход Бориса Позднякова в "Динамо" я воспринял чуть менее болезненно – всё-таки стал старше. И всё равно было очень обидно, что команду покидал сильный и полезный игрок, тем более свой воспитанник. К счастью, и Вагиз, и Борис через несколько лет вернулись в "Спартак", стали чемпионами, принесли немало пользы "красно-белым". Но как же их не хватало!
Борис Поздняков закрепился в основном составе "Спартака" позже, чем два других выпускника 1962 года рождения – Сергей Родионов и Геннадий Морозов. Во второй половине сезона-80 молодой полузащитник всё чаще стал выходить на замены и даже открыл счёт голам – поразил ворота ростовского СКА. Но игроком основы Борис стал через год, когда перешёл в оборону. Константин Иванович Бесков любил эксперименты. А тут ещё в начале сезона-81 получил травму Олег Романцев. Нужно было заделывать пробоину на левом фланге, вот и был брошен в бой совсем молодой Борис. Мне довелось увидеть Позднякова в действии весной восемьдесят первого в игре с "Араратом". Молодой защитник понравился своей смелостью, нежеланием проигрывать единоборства, умением поддержать атаку. А когда он выбил с линии ворот мяч и спас москвичей от неминуемого гола, я понял, что этот парень будет очень полезен.
Выздоровел Романцев, Борис присел на скамейку. Но Бесков всё равно рассчитывал на молодого футболиста, и уже в следующем году он стал полноправным игроком основы. Олег Романцев был переведен в центр обороны, а его место слева занял Борис. Кстати, именно капитан брал шефство над молодым футболистом. Романцев и Поздняков селились в одном номере на выезде, и многие приёмы Борис перенял у старшего товарища.
Крайние защитники в бесковском "Спартаке" активно участвовали в атаке. На правом фланге носился неутомимый Владимир Сочнов , слева – Поздняков. При этом играли они в разной манере. Владимир разрубал оборону соперника, как клинок, зачастую шёл напролом, и соперники расступались от такой в хорошем смысле слова наглости. Борис же вкручивался в чужие редуты как буравчик, использовал технику, часто играл в касание с партнёрами. Чувствовалась спартаковская школа. Кстати, Поздняков мог одинаково успешно играть и слева, и справа. Весной восемьдесят третьего, когда был не здоров Сочнов, именно Борис занял его участок и заменил достойно.
Восемьдесят третий год стал очень успешным для Бориса. Его начали приглашать в сборные - и в олимпийскую, где он был железным игроком основы, и в первую, в качестве дублёра Анатолия Демьяненко. Тренеры отмечали бойцовский характер спартаковца, его умение хорошо сыграть в самых важных матчах. Кстати, этой черты иной раз не хватало даже его старшим товарищам.
Подкат в исполнении Бориса Позднякова. «Спартак» — «Арсенал» Англия (14.09.82).
Героем матча в Бирмингеме, где "Спартак" обыграл "Астон Виллу" и подарил праздник всем своим болельщикам, стал, безусловно, Фёдор Черенков, забивший оба мяча в ворота англичан. Но как же фантастически сыграл на "Вилла Парк" Поздняков, закрывший намертво свой фланг и участвовавший в большинстве спартаковских атак! В том числе и в той, что привела ко второму голу. Английские журналисты - а уж они-то знают толк в футболе! - высоко оценили 21-летнего спартаковца, назвав одним из самых сильных игроков в своем амплуа.
На чемпионат Европы-84 наша сборная не пробилась. Олимпийцы завоевали путёвку, но на Игры в Лос-Анджелес не поехали по не связанным со спортом причинам. Но, не сыграв на двух крупных турнирах, Борис может занести этот сезон в актив. Он – один из сильнейших левых защитников страны (а может и сильнейший, ведь в том году Анатолий Демьяненко и его киевское "Динамо" выглядели неважно). Он - один из лидеров "Спартака". Поздняков стал забивать после голевой паузы в несколько лет. Особенно хорош был мяч в ворота немецкого "Кёльна", которые защищал сам Харальд Шумахер. Гол очень спартаковский, рождённый в ходе изящной комбинации, точку в которой поставил левый защитник "красно-белых". Кстати, "красно-белые" провели ту встречу в несвойственной для себя бело-голубой, "динамовской" форме. А вскоре в бело-голубую форму на несколько лет облачился и Борис Поздняков.
Повторюсь, уход из "Спартака" молодого, растущего игрока, кандидата в сборную стал для меня очень неприятной неожиданностью. Официальная версия перехода Бориса в московское "Динамо"- призыв на службу. Но была ещё и неофициальная – конфликт с Бесковым. Борис, будучи человеком смелым и имеющим своё мнение, возразил тренеру, за что и угодил в опалу.
Так Поздняков стал игроком "Динамо", при этом оставаясь в душе спартаковцем. Но будучи футболистом "бело-голубых" Борис всегда работал на совесть, стал одним из лидеров и во многом способствовал прогрессу своей новой команды. Я же, будучи равнодушным к "Динамо", симпатизировал команде и в матчах Кубка Кубков весной восемьдесят пятого, и в противостоянии с киевлянами осенью восемьдесят шестого. Из-за "наших", спартаковцев – Алексея Прудникова и Бориса Позднякова.
В "Динамо" Борис был ведущим игроком. К нему тянулась молодёжь, Позднякову предлагали стать капитаном. Эдуард Малофеев, пока был тренером сборной, привлекал теперь уже своего подопечного в национальную команду. Но в какой-то момент Борис оказался в опале у Эдуарда Васильевича. Пришлось уйти в "Торпедо", где Поздняков отыграл половину сезона-87. В "Динамо" он вернулся уже при Анатолии Бышовце и вскоре снова стал ведущим игроком.
Всё это время Борис мечтал вернуться в родной "Спартак", но идти первым на мировую с Бесковым не хотелось. А Константин Иванович, умевший прощать строптивцев, того же Хидиятуллина например, не звал. Но осенью восемьдесят восьмого года Бескова сняли, и "Спартак" возглавил Олег Романцев.
Олег Иванович вернул в команду многих спартаковцев. Вернулся, пусть и не сразу Борис Поздняков, начавший чемпионат 1989 года в "Динамо". Вернулся не напрасно, ибо осенью того года Борис завоевал свою первую золотую медаль. Серебряных у него было немало, а золото стало первым.
В первую сборную Позднякова не приглашали, но неожиданно последовал вызов из молодёжной. Борис уже не проходил в неё по возрасту, но, согласно регламенту, можно было использовать двух игроков старшего возраста. Тренер Владимир Радионов посчитал, что опыт Позднякова будет бесценен и не прогадал. В 1990 году Борис и его молодые партнёры стали чемпионами континента.
В 1991 году семейные обстоятельства вынудили Бориса сменить "Спартак" на австрийский "Линц": сын нуждался в лечении, а провести его в нашей стране не представлялось возможным. Поздняков отыграл в Австрии несколько лет, после чего вернулся в чемпионат России, - помог адаптироваться в высшей лиге новороссийскому "Черноморцу". К сожалению, тяжелая травма ускорила уход Позднякова из большого футбола. Завершив карьеру, Борис Александрович окончил ВШТ и стал тренером. Он несколько раз приходил в родной "Спартак" – работал в селекционной службе, входил в тренерский штаб Валерия Карпина. Отвечал за работу с защитниками. Когда спартаковская оборона допустила несколько грубых промахов, Борис Александрович взял всю вину на себя и добровольно ушёл в отставку. Поторопился, наверное. Ведь после его ухода защита "красно-белых" сильнее не стала. Сейчас Борис Поздняков выступает в роли эксперта, но, надеюсь, что он будет востребован и как тренер. Причём в родном клубе.
А у нас Комбарики бегают, да Паршивлюки с Макеевыми... Ужас...
Павел тебе плюс(жирный)