В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»
С самого своего основания в 1897 году вплоть до 2012 года «Ювентус» вёл что-то вроде кочевого образа жизни. Первые матчи клуба проходили в парках Валентино и Читтаделла, после чего команда перебралась на «Велодром Умберто I», где и взяла свой первый скудетто в 1905 году. В дальнейшем «Юве» переехал на «Стадио ди Корсо Марсилья», выступав там до 1933 года и выиграв четыре чемпионских титула.
В то время Эдоардо Аньелли решил построить маленькую деревушку в находившейся в горном районе Пинероло коммуне Виллар-Пероза. Он перевёз туда своих родных, и приобретённая там недвижимость до сих пор принадлежит семье Аньелли, включая частную церковь, в которой все её члены крестятся, женятся и покоятся с миром. Касаемо «Ювентуса» самым главным сооружением был футбольный стадион, ставший домом для бьянконери во время Второй Мировой Войны, когда команде пришлось покинуть Турин.
Виллар-Пероза оставалась тренировочным лагерем команды до 1980-х годов, и даже после этого «Ювентус» проводил там предсезонные сборы. Ход времени с его растущими требованиями к футболистам в плане физических кондиций и растущими финансовыми требованиями к клубам вынудили «Юве» организовывать летом зарубежные турне. Престижные товарищеские матчи и современные тренировочные базы позволили более эффективно готовиться к новому сезону, привлекая внимание большего количества болельщиков со всего мира, и, тем самым увеличивая доходы клуба.
Несмотря на это «Ювентус» до сих пор каждое лето возвращается в Виллар-Перозу, чтобы провести традиционную встречу между основной командой и командой, составленной из лучших игроков молодёжного сектора. В историю данное противостояние вошло под названием «Partita in Famiglia» (ит. – семейный матч). Причём название отсылает нас не только к семье Аньелли, организовавшей это мероприятие, но и олицетворяет тот дух, в котором проходит встреча. На матче присутствуют семьи игроков, ультрас клуба на день откладывают в сторону все свои противоречия и разногласия.
Болельщики с энтузиазмом собираются, чтобы поддержать свою любимую команду, создавая на это время в Виллар-Перозе чудесную и экстраординарную атмосферу, наводняя улицы коммуны и сметая товары с полок уличных магазинов. Разные поколения семьи Аньелли находились у бровки поля, наблюдая за действом, словно гордые родители, чьи дети играют в футбол в местном парке. Сам же маленький холмистый городок оживает раз в году, чтобы принять у себя один из самых известных клубов планеты.
Следующий дом «Ювентуса» был построен по приказу «Дуче» Бенито Муссолини, когда Турин был объявлен городом-организатором Всемирных студенческих игр 1933-го года. Этот стадион, как и знаменитый «Торре ди Маратона», был воздвигнут за поражающие воображение восемь месяцев. «Ювентус» выступал там вплоть до 1989 года, одержав множество побед, если быть точнее: 17 скудетто и 7 Кубков Италии. Именно в данный период истории клуб нашил на свою форму две золотые звезды за спортивные заслуги. Каждая из них означает десять чемпионских титулов.
Потом «Ювентус» переехал на «Стадио Делле Альпи», архитектором которого был Студио Хуттер. «Альпийский стадион» был построен к чемпионату мира 1990-го года, и именно на нём зрители увидели слёзы Пола Гаскойна в полуфинале данного турнира. Открыта арена была товарищеским матчем между «Порту» и командой, составленной из игроков «Ювентуса» и «Торино», победителем стали туринцы со счётом 4-3. За проведённый на «Делле Альпи» промежуток времени бьянконери смогли выиграть 7 скудетто и 2 Кубка Италии. Но болельщикам пришёлся не по душе новый стадион, который имел серьёзные проблемы в плане обзора футбольного поля, виной чему являлись беговые дорожки, хотя за все 19 лет существования арены на ней ни разу не проводились легкоатлетические соревнования.
«Ювентус» имеет большую популярность на территории всего Апеннинского полуострова, что стало одной из причин того, что «Делле Альпи» редко заполнялся полностью, средняя посещаемость составляла порядка 38-ми тысяч зрителей при вместимости стадиона в 67229 человек. Пожалуй, самым ярким примером является матч Кубка Италии 2002-го года против «Сампдории», когда на трибунах присутствовало всего 237 зрителей. Количество бьянконери на территории страны было настолько велико, что делало «Ювентус» самой посещаемой гостевой командой чемпионата. Благодаря этому время от времени «Юве» принимал смелые решения о проведении домашних матчей в других городах.
Впервые это произошло в ходе сезона 1994/1995, когда «Юве» отправился на «Сан-Сиро» играть полуфинальную и финальную встречи за Кубок УЕФА, поводом тому послужили прошедшие до этого в Турине домашние матчи против софийского ЦСКА, «Маритимо», «Адмиры Ваккер» и «Айнтрахта», которые даже в сумме не посетило число болельщиков, необходимое для заполнения «Делле Альпи» целиком.
Переезд на 126 километров на время двух последних раундов турнира сразу же принёс свои плоды. Встречи против «Боруссии» в полуфинале (4-3 по сумме противостояния) и «Пармы» в финале (1-2 по сумме противостояния) увидели воочию 80754 человека (вместимость стадиона в то время согласно данным УЕФА). Победа была добыта «Пармой» благодаря двум голам бывшего игрока «Ювентуса» Дино Баджо.
Год спустя бьянконери достигли финала другого важного турнира, победив в серии послематчевых пенальти голландский «Аякс», что позволило «Ювентусу» второй раз в своей истории поднять над головой Кубок Европейских Чемпионов. По случайному стечению обстоятельств та встреча проходила на другом итальянском стадионе, в Риме на «Стадио Олимпико», который также, как и «Сан-Сиро», был заполнен до отказа. Что касается «Делле Альпи», то он продолжал разочаровывать, победу в домашнем матче полуфинала над французским «Нантом» с трибун наблюдало всего 55000 человек.
Это стало поводом ещё для одного домашнего матча, проведённого за пределами Турина. Ответный матч Суперкубка УЕФА в декабре 1996 года прошёл на сицилийском «Стадио Ренцо Барбера», где публика со всего мира могла лицезреть аншлаг. После разгромного поражения в Париже со счётом 1-6 обладатель Кубка УЕФА ПСЖ отправился в Палермо, чтобы встретиться там с командой Марчелло Липпи на переполненном стадионе. По данным УЕФА, 35100 зрителей стали свидетелями того, как мячи Алессандро Дель Пьеро и Джанлуки Виалли принесли очередной титул в копилку одного из сильнейших клубов в современной истории.
В сезоне 1998/1999, последнем для Марчелло Липпи в первый его период работы в клубе, «Ювентус» в плотной борьбе обеспечил себе лишь место в Кубке Интертото. И уже под руководством Карло Анчелотти бьянконери выиграли этот считавшийся многими людьми смешной трофей, но произошло это опять не в Турине. На этот раз матчи проводились в Чезене на стадионе «Дино Мануцци», который целиком заполнялся на каждую игру. «Чахлэул», «Ростельмаш», «Ренн» приезжали в гости к «Юве», сталкиваясь с запугивающей атмосферой во время матчей. За все три этих поединка бьянконери пропустили лишь однажды.
В сезоне 2005/2006 «Ювентусу» пришлось отмечать завоевание скудетто в непривычной обстановке. Торжества пришлись на гостевой матч против «Реджины», который был сыгран на стадионе «Сан-Никола» в Бари из-за дисквалификации арены амарантовых «Оресте Гранилло». Несмотря на расстояние в 866 километров между Турином и городом из Апулии, на игру собралось почти 59000 человек. Дель Пьеро и Давид Трезеге своими голами принесли «Ювентусу» 29-е скудетто, прежде чем разгорелся знаменитый скандал Кальчополи.
Совсем недавно, в сезоне 2010/2011, «Юве» в рамках квалификационного этапа Лиги Европы играл с «Шэмрок Роверс» на заполненном «Стадио Альберто Бралья» в Модене (вместимость 18000 человек). Произошло это из-за концерта музыкальной группы U2 в Турине. Это было последнее путешествие клуба за пределы Турина по причине плохо спроектированного «Делле Альпи». Сезон 2006/2007, когда «Ювентус» одержал победу в Серии В, прошёл уже на обновлённом и переименованном «Стадио Олимпико».
В 2012 году стало понятно, что главной проблемой Серии А являются дряхлые и непригодные стадионы, начиная с устаревшего «Стадио Олимпико» в Риме, заканчивая непомерным «Сан-Николой» в Бари, однако многие клубы озвучивали планы, по крайней мере на бумаге, перебраться на современные, вновь построенные стадионы. Но эти утопичные идеи, вроде «Читаделлы Виола» в исполнении «Фиорентины», сталкивались с проблемами в виде отсутствия финансирования или отсутствия интереса со стороны местных властей.
После череды неудачных заявок Италии на проведение международных турниров, а именно чемпионата мира и Европы, местные клубы начали понимать, что реализовывать проекты по строительству стадионов придётся им самим. Проблема обострилась с введением УЕФА правила финансового фэйр-плей, и, как следствие, растущим разрывом между итальянскими и европейскими клубами в плане доходности.
Почти все стадионы, представленные в Серии А, принадлежат муниципальным властям, а клубы, в свою очередь, платят огромную арендную плату за право выступать там. Например, «Наполи» за «Сан-Паоло» отдаёт 600 тысяч евро в год, стадион же выглядит катастрофическим с точки зрения удобств, подобающих команде, конкурентоспособно выступающей в Лиге Чемпионов. Как результат, по итогам сезона 2011/2012 доход у «Наполи» за дни матчей суммарно составил всего 14 миллионов евро при средней посещаемости в 40000 зрителей.
Но даже такие цифры заставляли «Ювентус» завидовать, т.к. средняя посещаемость туринцев в том же сезоне составила 23000 человек, что стало наихудшим показателем среди ТОП-20 европейских клубов и лишь одиннадцатым среди клубов Серии А. Очевидно, основной причиной тут можно считать вместимость «Стадио Олимпико» в размере всего 28000 человек. Игра на данном стадионе стало одним из следствий Кальчополи. Скандал, а точнее падение доходов из-за него, заставило «Ювентус» отложить в долгий ящик реконструкцию презренного «Делле Альпи», но благодаря усердной работе Жана-Клода Блана похожий проект всё же получил свою жизнь.
Новый дом «Юве» был возведён на месте бывшей арены, построенной к чемпионату мира 1990-го года. Таким образом, «Ювентус» навсегда порвал свою связь со «Стадио Олимпико», который получил новое прозвище в честь другого туринского клуба, «Стадио Гранде Торино». Новый стадион стал девятым по счёту домом бьянконери, его вместимость составила 41000 зрителей, а трибуны максимально приближены к игровому полю в сравнении с «Делле Альпи».
Строительство обошлось в сумму около 120-и миллионов евро, большая часть суммы была покрыта при помощи продажи прав на название стадиона компании Sportfive, сумма сделки – 75 миллионов евро. Ещё 20 миллионов евро было заработано на продаже прав на землю компании Nordiconad. То есть открытый в августе 2012 года стадион обошёлся клубу всего в 25 миллионов евро, став проявлением крайне разумного способа ведения бизнеса.
«Ювентус» стал в состоянии совершать множество интересных сделок со спонсорами, размещая их рекламу у себя на стадионе, что привело к росту доходов, что было невозможно ранее, когда клубу приходилось делить арену вместе с «Торино». Право получить эксклюзивный доступ к торговой марке «Ювентуса» стала заманчивым предложением для инвесторов, поэтому сделки с компаниями Sony, Cartasi и Balocco незадолго до открытия стадиона не стали сюрпризом.
Но гораздо важнее финансовой выгоды тот факт, что «Ювентус» переехал на стадион, который смело может называть своим домом, испытывая чувство, отсутствовавшее на «Стадио Олимпико», «Делле Альпи» или «Стадио Коммунале». Какое бы имя не получило в итоге арена, это будет фантастический комплекс для всех ювентини, это будет, наконец, просто домом.
Перевод: Сергей Хавролев и Андрей Сыроегин
Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»
Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»
Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»
Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли
Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио
Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда
Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977
Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии
Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа
Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая
Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая
Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая