«4-4-2 по-спартаковски»
Всего второй сезон практикует в Премьер-Лиге тренер Аленичев, но одну особенность его стиля уже можно безошибочно выделить. На фоне многих более опытных и зачастую консервативных коллег главного спартаковца выгодно отличает тактическая гибкость. Даже в Туле с её ограниченными финансовыми и людскими ресурсами Аленичев не боялся искать новые сочетания и ходы, а найдя – не зацикливался на локальном успехе.
В «Спартаке» степень ответственности несоизмеримо выше, но и «материал» для экспериментов несравнимо богаче. В таких условиях сам бог велел творить. Чем Дмитрий Анатольевич со своими соратниками, собственно, и занимаются. В том, что «Спартак» чуть ли не каждую неделю разный – в первую очередь его, главного тренера, заслуга. И в том, что за командой чем дальше, тем интереснее наблюдать, — тоже.
«4-4-2 по-спартаковски»
В субботу в Перми красно-белые впервые с Аленичевым сыграли 4-4-2. Но 4-4-2 не сдержанно-осторожные, где обе четвёрки выстраиваются фактически в две заградительные линии перед мячом, а остроатакующие. Схематически расстановку гостей правильнее даже будет обозначить цифрами 4-1-3-2, где полевые исполнители строго пополам разделились «по интересам». Пять человек номинально составляли группу обороны, пять – группу атаки. При этом последняя регулярно прирастала Комбаровыми и временами доходила до семи единиц.
В прошлом сезоне Якин только раз применил настолько агрессивный вариант стартового состава и только по личной рекомендации босса. Мурату искомого результата ноу-хау не принесло; впредь к нему Мистер не возвращался. Мовсисян с Дзюбой в осеннем матче с «Ростовом», на тот момент аутсайдером лиги, больше мешали друг другу, чем помогали, а от поражения москвичей спас хав-разрушитель Глушаков.
Современная команда с реализацией необычной системы справилась лучше. Эшелонированная оборона пермяков, в пять защитников и два опорника, требовала нестандартного подхода со стороны фаворита, и Аленичев к нему прибег. Одним из ключей к успеху «Спартака» стал обратный перевод Промеса с первой линии атаки на фланг полузащиты. Если с Зе Луишем уральцы худо-бедно справились, то с двумя другими штатными форвардами – нет. Мовсисян хладнокровно реализовал атаку сходу, а Квинси доказал, что не только бежать быстро умеет, но и замечательно стрелять с дальней дистанции.
В Перми Аленичев нашёл применение всем своим «ударникам» наступательного профиля и, убеждён, ещё не раз повторит этот вариант в чемпионате. По крайней мере – против команд объективно более низкой квалификации. Почему нет? Работает же!