«Счет 2:2 был бы более справедлив. Но «Спартак» проиграл, а ЦСКА выиграл»
Встреча «Спартака» с ЦСКА получилась достаточно интересной. С обоюдоострыми атаками, с голами, с нереализованными моментами. Но надо признать, что ЦСКА – команда более мастеровитая и с более поставленной командной игрой. Армейцы, и это показал сам матч, могут воспользоваться теми моментами, которые создаются у ворот соперника, а спартаковцы – пока еще далеко не всегда. Каждый футболист ЦСКА знает свой маневр. Кто куда должен бежать в конкретной ситуации, кто как двигаться. К сожалению, у спартаковцев такой хорошей и целостной игры пока еще нет.
На мой взгляд, в первом тайме возникли проблемы у тройки центральных защитников «Спартака». Они просто не смогли разобраться во многих ситуациях. Братья Комбаровы, располагавшиеся на флангах, как правило, выдвигались в атаку очень высоко. Но при этом развития игры как таковой нередко не получалось. Скажем, Дмитрий Комбаров делал рейд к воротам ЦСКА, а там его уже поджидал футболист армейского клуба. И всё. Я понимаю, что Дмитрий Аленичев, видимо, хотел бы в своем тактическом замысле получить, таким образом, некое превосходство над соперником. То есть, раздвинуть, растащить армейскую оборону по ширине. Выходило же наоборот. ЦСКА пользовался тем, что в момент подключения Комбаровых, фланги «Спартака» оказывались оголенными.
Таски вроде бы должен был закрывать правую зону, Боккетти – левую, Гранат был ответственен по большей части за середину, однако качественно и без ошибок это делать не получалось. Каждый из них часто находился как бы в полупозиции, не закрывая окончательно свою зону, откуда могла исходить опасность воротам «Спартака». Спартаковцам не хватало такого очень грамотного парня, как Фернандес у ЦСКА. Он точно выбирает позицию, эффективно подключается, истинное эстетическое удовольствие вызывало исполнение им многих технических приемов. Я давно слежу за Фернандесом и могу отметить его постоянную легкость, агрессивность, которая проявляется по делу и в меру. Видно, что сама игра доставляет ему удовольствие. То, чего, например, я не замечаю у Граната.
Если кто-то не обратил внимания, я выскажу свои наблюдения: когда мяч находился у Реброва, Гранат каким-то мелким и тяжеловатым шагом выходил из штрафной площади. Не знаю, может быть, это происходило в силу его характера, недостаточной эмоциональности. Но, выступая перед полными трибунами, как это мы видели во вчерашнем матче, футболист должен получать удовольствие. Публика, хочешь ты того или нет, сама заряжает тебя этой энергией, драйвом. Зажигает тебя. Как говорил Николай Старостин, у игрока должны гореть глаза. Я, к сожалению, с трибуны этих горящих глаз Граната не увидел. И дело не только в том, что Гранат все-таки находился от меня на приличном расстоянии. Я чувствовал отсутствие этих горящих глаз. Ну, играет человек и играет… А этого мало. Тем более для таких матчей.
Где-то к середине второго тайма стало понятно, что встреча может так и закончиться со счетом 2:1. Я не скажу, что «Спартак» и ЦСКА выдохлись, что у них не хватало сил на концовку поединка. Просто армейцы достаточно грамотно начали перекрывать зоны, не дав той свободы действий спартаковцам, которую они имели в первом тайме. Когда команды играли на встречных курсах.
Футболисты ЦСКА очень хорошо оборонялись, перекрывая все свободные зоны. Нередко армейцы начинали сушить игру, потом резко прибавляли, пытаясь использовать возникавшие свободные зоны. Поэтому могло создаться впечатление, что игроки «Спартака» стали медленнее передвигаться, и как бы больше топтаться с мячом на месте. Нет. Дело в том, что пропал простор для маневра. В таких случаях, возможно, следует искать другую игру. Что-то менять. Но это уже тренерский вопрос. Только он знает истинное состояние своих футболистов. Он видит полную картину игры, чувствует и понимает ее.
И я не могу сказать, что Аленичев ничего не делал в этот момент. Он искал. Выпустил Зе Луиша вместо одного из Комбаровых. Потом спустя какое-то время увидел, что с уходом Кирилла что-то стало не получаться на фланге обороны, выпустил Паршивлюка. А в концовке опять-таки решил усилить атакующие действия и вместо Граната выставил Давыдова. Надо понимать, что и выход Думбия не мог остаться незамеченным для спартаковского тренерского штаба. Армейцы получали численное превосходство в атаке, у ЦСКА стали проходить стеночки, что вынуждало спартаковцев обороняться всеми силами.
Аленичев понимал, что надо было отыгрываться, и потому стал выпускать большее число нападающих. Игроков, способных забить. К сожалению, этого сделать во втором тайме не получилось. Хотя, тот же Мовсисян, замененный после перерыва, на мой взгляд, выглядел в целом неплохо. Он и в стойку попал, и движение у него стало лучше. Видно, что получал удовольствие от игры Промес. Он играет, борется в каждом моменте. Был момент, когда он просто отошел чуть ли не на позицию правого защитника.
Возможно, поэтому Аленичев и заменил Мовсисяна, чтобы Промес выдвинулся немного вперед. Потому что одновременное присутствие сразу трех нападающих – Мовсисяна, Промеса и Зе Луиша все-таки вносило некий сумбур в атакующие действия. Тем более, что спартаковская средняя линия нередко не выдерживала той нагрузки, которая шла со стороны соперника. Я считаю, что пока полузащита «Спартака» уступает в целом в мастерстве своим армейским коллегам. Возможно, что это происходит опять-таки от более поставленной командной игры. На что, конечно, нужно время.
Думаю, что более справедливым был бы счет 2:2. «Спартак» создал немало моментов, но, к сожалению, их реализация оставляла желать лучшего. В футболе так часто происходит. В одни ворота влетает, в другие – нет. Так что над улучшением реализации «Спартаку» еще работать и работать. А потом, глядишь, подтянется и удача, за которой последуют победы и набранные очки.
Однозначно заметен прогресс в командной игре красно-белых. Да, есть и ошибки. Они видны не только специалистам или болельщикам, но, прежде всего, тренерскому штабу. Аленичев и его помощники имеют дело с конкретными футболистами, в конкретных условиях.
Работа над поиском взаимопонимания, надежности в игре видна. Есть поступательное движение вперед. И это очень важно.