Это не бизнес, «а прежде всего эмоции»
Футбол Галицкого — это эмоции, за которые даже извиняться — красиво.
Галицкого превозносят и ругают, ему предлагают поставить памятник и подозревают в корысти, ему удивляются и завидуют — в любом случае он как минимум вызывает любопытство. А применительно к футболу, если бы таких, как он, в стране лет десять назад появилось с десяток, мы бы нынче не сидели у разбитого корыта. Но такие люди появляются не благодаря, а вопреки, и отнюдь не сериями — это вообще товар единичный, особенно в российских условиях.
И почему о миллиардере (кажется, 15-м в российском списке) и владельце частного (это надо подчеркнуть особо) футбольного клуба «Краснодар» именно сейчас, а не весной 2015-го, когда его лихая краснодарская команда, проводя лишь четвертый сезон в элите, лишь чудом не взяла серебряные медали, заговорили только сейчас? Нынче и клубу, и его президенту не так весело, как несколько месяцев назад: и чудо-арену кровь из носу надо в середине осени сдавать, и к спускаемым сверху авральным изменениям правил футбольной жизни как-то приспосабливаться, и главное — «Краснодар» как вершина проекта сам на себя прошлогоднего не похож до такой степени, что президенту приходится извиняться перед болельщиками.
Но деятельный человек с идеей — а Сергей Галицкий именно таков — особенно интересен не в минуты успеха, а тогда, когда его замысел проверяется на прочность и долговременность. Если все хорошо, легко рассказывать, что ты хочешь сделать и строить новые планы, но неизбежно наступает момент, когда требуется терпеть и что-то переосмысливать.
Футбольному краснодарскому проекту владельца сети «Магнит» чуть больше семи лет — но иных бизнесменов, которые по тем или иным причинам увлеклись спортом и решились в него вложить немалые средства, и вовсе хватает ненадолго. На первых порах, как правило, есть азарт и желание, но со временем выясняется, что процесс не такой линейный, как ожидалось, что денег уходит все больше, а прогресса не чувствуется, что те навыки, которые помогали в бизнесе, в футболе (и особенно в футболе российском) не работают, что дать достаточно денег и правильно расставить кадры — далеко не всё. Когда до умных людей доходит, что жить в футболе и жить футболом — это разные вещи, они уходят в сторону — примерам несть числа. Не случайно частных клубов на всю огромную и отнюдь не бедную с точки зрения наличия миллиардеров Россию — раз-два и обчелся: на трубе или бюджете сидеть надежнее.
От Галицкого с его идеей фикс сделать из «Краснодара» — и это при наличии в городе крепкой «Кубани» — не просто элитную команду, а клуб с мощной инфраструктурой и академией ничего долгосрочного не ждали. Человеку под пятьдесят — наиграется и поймет, что в России футбол ничего, кроме головной боли, не приносит, а разговоры про фундамент, заботу о детях и прочих важных, но совершенно необязательных к исполнению вещах так и останутся разговорами. То есть как обычно у нас на всех уровнях и бывает в любую эпоху.
…У него были все возможности быстро собрать вполне звездную команду, купить соответствующий штаб и требовать немедленного результата. Как ни странно, он на звезд масштаба Роберто Карлоса и Это’О (вспомним недавнюю экспресс-эпопею махачкалинского «Анжи») не замахивался, но и с процессом выхода в элиту не затянул. Параллельно и без громких заявлений делая то, что обещал в начале пути, — то самое, привычно «необязательное», за что бы его точно никто не упрекнул. Становление футбольной академии «Краснодара» не отставало от главной команды, недоверие местных болельщиков потихоньку исчезало, да так, что и «Кубани» пришлось поделиться популярностью. А в прошлом году неожиданно обнаружилось, что у недавнего новичка премьер-лиги есть поклонники по всей России, не исключая Москву и даже Санкт-Петербург, где безраздельно царствует «Зенит».
Конечно, откровение от «Краснодара» — а именно так заиграла команда под руководством нового главного тренера — невозможно было бы без Олега Кононова, одного из самых интересных белорусских специалистов, который был известен по успешной работе в Молдавии и на Украине (но далеко не с топ-клубами) и которого Галицкий рискнул пригласить в «Краснодар» два года назад. Кононову под пятьдесят, он лишь на полтора года старше Галицкого, но схожесть обнаружилась не только возрастная — оба не работали по шаблону, на авторитеты не оглядывались, друг другу не мешали. Сотрудничество свободных — насколько можно быть свободным в российском футболе — людей, имевших счастливую возможность творить, не могло не передаться футболистам, среди которых по российским меркам звездой первой величины можно было назвать разве что арендованного у «Спартака» Романа Широкова и одного-двух легионеров. От игры «Краснодара» веяло свежим ветром, она не была стабильной, но от нее не сводило скукой скулы. Финал Кубка России они проиграли, из группы в первом европоходе не вышли, но шороху и в Лиге Европы навели.
То, что футбольная общественность нынешним летом всерьез обсуждала возможности Олега Кононова в качестве кандидата на должность главного тренера сборной России, — следствие этих двух сезонов. То, что к Сергею Галицкому прислушиваются на верхних футбольных этажах, тоже давно сюрпризом не является — заслужил.
Впрочем, Галицкий как человек вполне рациональный в споры и драки футбольных тяжеловесов не вступает, в подковерных интригах не участвует, поперек течения не идет, руками где попало не размахивает и вообще ведет себя даже слишком скромно. Вполне возможно, понимая, что его время еще не пришло.
…Перед новым сезоном президент «Краснодара» был предельно осторожен и даже жесток в прогнозе: «Этот сезон будет для нас намного сложнее предыдущего. Во второй раз подряд такая нестабильная команда, как наша, вряд ли сумеет выступить на столь же хорошем уровне». Галицкий не скромничал — он знал что говорит. И не только потому, что команда все-таки попала под санкции УЕФА из-за нарушений финансового фэйр-плей, а потому что «кризис второго сезона» еще никто не отменял.
Возможно, Галицкому в какой-то момент изменила привычная осторожность, и он, чувствуя близость цели, решил перепрыгнуть через ступеньку-другую, потратив чуть больше средств, чем следовало бы, без оглядки на новые правила. Прегрешение было не столь вопиющее, как у столичного «Динамо», и вполне извинительное, но для УЕФА то, что клуб содержится на частные средства, смягчающим обстоятельством не является — там-то это норма. Входить в положение и учитывать своеобразие вписанной в российский социум российской же футбольной жизни ведомство Мишеля Платини также не собиралось: клуб должен зарабатывать больше, чем тратить. В итоге за все старания по созданию образцовой даже по европейским меркам структуры «Краснодар» лишили возможности до следующего лета покупать футболистов и заявлять их для участия в Еврокубках. Сделав исключение только для тех, кто пополняет команду бесплатно, — но удачи в этом случае редки, а своих воспитанников еще надо дождаться.
Президент «Краснодара» ситуацию обрисовал предельно четко, поделившись далеко не бесспорным тезисом: футбол не бизнес, «а прежде всего эмоции», которые в денежных знаках оценивать некорректно. И как можно одной меркой мерить английскую и российскую премьер-лиги, если последний английский клуб только на продаже телеправ зарабатывает больше, чем все российские клубы вместе взятые? По Галицкому, фэйр-плей в его нынешнем варианте отнюдь не способствует уменьшению финансового разрыва между бедными и богатыми клубами, а только создает новые препятствия, не учитывает особенностей развития той или иной страны, не говоря уже о клубах, а перераспределение финансовой нагрузки в сторону «зарабатывания» в конце концов отражается и на болельщиках.
Бизнесмен принижает бизнес-составляющую, выводя на первый план эмоциональное наполнение игры — это не в мировом тренде, это даже несколько странно, и тут есть о чем поспорить. Заподозрить в миллиардере романтика трудно — скорее, Сергей Николаевич слегка лукавит, но и здоровой основы его рассуждения не лишены. Альтруистической, впрочем, тоже: «Лично для меня важнее итогового места, чтобы на команду ходили болельщики… Ну какая Лига чемпионов? Мы еще должны длинный путь пройти… Когда клуб растет на твоих глазах, это и есть удовлетворение…»
Кто-то увидит за этим отсутствие здоровой наглости и желание подстелить соломки, кто-то похвалит за сдержанность и реальную оценку возможностей, для кого-то всего важнее то, что в конце июля Сергей Галицкий запустил новый большой проект по строительству в Краснодаре сразу семи специализированных детских футбольных манежей. Боюсь, что на всю футбольную Россию столько не наберется…
Построить безупречную структуру и обеспечить постоянное ее развитие в отсутствие соответствующего контекста по большому счету не что иное, как утопия. Но лучше так, чем никак.
Кстати, завтра «Краснодару» в Питере играть с «Зенитом», а через пять дней дома пробиваться в групповой турнир Лиги Европы.
Поблагодарите автора блога плюсом, минусом или комментарием и да пребудет с Вами сила!