Леонид Слуцкий: «Посылайте сборной положительную энергетику и приходите на стадионы»
Сразу после официального назначения новоиспеченный главный тренер сборной России провел тренировку и теоретическое занятие с армейцами, а затем по телефону дал первое большое программное интервью в новом качестве.
– Разговоры о том, что министр спорта Виталий Мутко хочет видеть тренером сборной Слуцкого, шли давным-давно. А когда с вами начались реальные переговоры?
– Недели три назад у меня была встреча с министром. Меня спросили, хочу или нет. Я ответил, что мне это было бы очень интересно, но необходимо решать вопрос с клубом. Дальше шли переговоры уже только между РФС и ЦСКА.
– Почему тогда неделю назад вдруг резко заявили: «Без меня меня женили». У многих сложилось впечатление, что вы то ли в сборную идете из-под палки, по разнарядке. То ли вообще назначат кого-то другого, а не вас.
– Потому что я действительно не знал, чем все закончится. Тогда как все вокруг трубили о моем «назначении». Я же не знал, допустим, встречались ли только со мной или еще с двадцатью кандидатами. На мой взгляд, вопрос был достаточно затянут. Закрадывались мысли: а может, что-то не так после той единственной встречи, которая проходила в формате «а вот интересно вам было бы…» и на которой еще не было железных и безотлагательных договоренностей.
Я и до сих пор не знаю всех нюансов. Как шли переговоры? Кто и как подбирал кандидатов? Сколько их было – или я изначально фигурировал один?
– Вас сильно тревожили или отвлекали мысли о возможной работе в сборной в период трехнедельного ожидания?
– Абсолютно не тревожили. Я высказал свою позицию, дальше от меня ничего не зависело, я не знал всех вводных, которые есть у людей, принимающих решение. Зачем волноваться и переживать? Разве что присутствовало легкое раздражение от постоянных вопросов о сборной. Я сосредоточился на работе с ЦСКА – благо, ее всегда очень много, она безумно интересная и важная.
– А когда была поставлена точка в переговорах?
– В этот четверг.
– Вы снова встречались с Мутко?
– Нет. Скажем так – с представителями РФС.
– Договор подписали или все пока на устных договоренностях?
– Пока не подписал, я даже не знаю, нужно это или нет. Юридической составляющей вопроса занимались РФС и клуб.
– Мутко поблагодарил за помощь в переговорах с ЦСКА главу администрации президента РФ Сергея Иванова. Какова его роль?
– Не знаю. Повторяю: то, что касается меня, я вам рассказал. В остальные переговоры, которые вели Виталий Леонтьевич или РФС, погружен не был.
– Был вариант, при котором вы могли покинуть ЦСКА ради сборной?
– Нет. Ведь речь шла о считанном количестве матчей.
– Что будет после того, как завершится отборочный цикл Euro-2016?
– Тема не поднималась.
– А сами задумывались?
– Смысл какой?
– На протяжении практически всей карьеры Фабио Капелло в России народ обсуждал его фантастический контракт. Понимаю, что не слишком красиво заглядывать в ваш карман, и все-таки – насколько сильно ваша зарплата отличается от капелловской?
– В моем случае зарплата останется точно такой же, как я получал в ЦСКА. Вопрос лишь в том, как и кем она будет мне выплачиваться. Но на моем, как вы говорите, кармане это не отразится. Сколько получал, столько и продолжу получать. Об остальном лучше спрашивать РФС и клуб.
– Погодите, то есть вы в сборной бесплатно работаете?!
– Ну, послушайте, речь идет об очень коротком промежутке времени. Не тот случай, когда денежный вопрос надо ставить во главу угла. И потом, мне предусмотрены бонусные выплаты в случае выхода на чемпионат Европы. Я считаю, это нормально и честно.
– Леонид Викторович, а зачем вообще вам сборная России?
В ответ Слуцкий по-доброму рассмеялся.
– Ну вы же регулярно читаете прессу и сами видели: многие болельщики и журналисты выступали против совмещения и выражали сомнения в том, что вам как тренеру нужно идти в сборную.
– Во-первых, в нашей стране сборная России – это самая вершина айсберга, как ни крути. Так исторически сложилось. И во все годы тренером национальной сборной был человек, который в определенной степени олицетворял профессию на тот момент времени.
Во-вторых, у меня есть чисто спортивные амбиции. Речь идет о четырех-шести матчах, по итогам которых надо попытаться вывести национальную команду на Euro.
В-третьих, это шанс зарекомендовать себя на уровне сборных и погрузиться в несколько иную среду. Понять, работают ли мои идеи не только на клубном уровне – как на внутренней арене, так и в международных матчах, но и на уровне национальных команд.
Я считаю себя творческим человеком. И для меня это новый повод для вдохновения. Как глоток свежего воздуха: если у меня получается – ух, как классно! И сразу крылья вырастают за спиной. Я стремлюсь творить, познавать футбол и свои в нем возможности.
– Но вы же рискуете в том числе своей тренерской репутацией.
– Я это понимаю. Да, задача сложная. Да, может ничего не получиться. Но мне как тренеру, коль выпала такая возможность, надо попробовать использовать этот шанс и проверить свои идеи в новых условиях, с другими соперниками и исполнителями.
– Вас не пугает, что в течение четырех месяцев вам придется провести без малого 30 матчей в совершенно разных турнирах?
– Каждый из матчей, который я провел в своей жизни, меня пугал и пугает. Теперь их просто будет чуточку больше.
– Вашу мотивацию я понял. А в чем мотивация ЦСКА? Не видно никаких плюсов.
– Не знаю. Надо задать вопрос Евгению Ленноровичу и Роману Юрьевичу.
– Они предпринимали попытки вас отговорить?
– Нет. Еще раз напомню, что я сразу сказал: решение пусть принимает клуб, а я просто высказал свои пожелания.
– Мутко сообщил, что в штаб сборной войдет некий освобожденный специалист, который будет вам помогать. Вы готовы назвать фамилию этого человека?
– РФС заключает контракты. Поэтому кадровые изменения озвучивает федерация.
– Но человека выбирали вы или вам его навязали?
– Я выбирал. Но сказать не могу. Мало ли что. Пусть озвучит работодатель. На данный момент я готов лишь подтвердить, что в штабе остаются Семак и Овчинников.
– А Паулино Гранеро, тренер по физподготовке ЦСКА, которого Капелло привлекал в сборную России на несколько последних матчей?
– Тоже.
– Симутенков?
– Не готов сказать.
– Получается, что сразу три тренера из штаба ЦСКА – вы, Овчинников и Гранеро – будут отсутствовать во время игр сборной. Кто в эти дни будет работать с командой? Один Онопко?
– Практически все игроки основной обоймы ЦСКА во время матчей национальных команд разъезжаются. Головин, Чернов, Ефремов едут в молодежку. Остается буквально несколько человек россиян плюс Фернандес, если не получит вызов в Бразилию. Скорее всего, они будут заниматься с дублем – и под надзором Виктора Савельевича.
– Онопко, кстати, в сборную с вами не идет?
– Нет.
– Где будет тренироваться сборная при подготовке к домашним матчам?
– Пока прорабатываются варианты. Я озвучил свои пожелания. Ясность наступит в ближайшие дни. Не считаю эту тему ключевой: удастся ли провести занятия на той или иной арене – по сути, бытовуха и логистика.
– Вам известно, что мы, журналисты, натерпелись от Капелло и были недовольны теми порядками, которые он установил в отношении СМИ. С вашим приходом сборная повернется к нам лицом?
– Сборная будет абсолютно лояльна и к болельщикам, и к журналистам, которые являются рупором для болельщиков. Понятно, что к сборной можно относиться хорошо, только когда она выигрывает. Но я уверен, что и футболисты, и я как обычно будем максимально открыты для средств массовой информации. В рамках разумного, конечно. Безусловно, будет и общение, и открытые для прессы занятия.
– Продолжится ли капелловская практика безумных предварительных расширенных списков с 50 фамилиями?
– Нет. По регламенту УЕФА будем оглашать список. Он будет конкретный и содержать только тех футболистов, кто реально получит приглашение на сбор. Если, не дай бог, тур чемпионата России внесет вынужденные коррективы по причине травм, будут названы оперативные замены по конкретным позициям.
Да, я понимаю, что отнял у журналистов часть работы. Расширенные списки позволяли сделать интервью с многочисленными игроками, которые – сразу было ясно – все равно не попадут в окончательный состав. Но не вижу в расширенных списках спортивной составляющей.
– У сборной России безрадостная ситуация в отборочной кампании. Почти все уверены, что наш предел – третье место. А вы верите, что можно попасть на Euro напрямую, минуя стыки?
– Наша задача – набрать в четырех матчах максимальное количество очков и потом смотреть, какое место это позволит занять.
– Ноябрь – исторически не наш месяц. Стыки – тяжелейшее испытание для сборной России. Мы умудрялись проигрывать даже более слабым соперникам вроде Словении. С превеликим трудом побеждали скромный Уэльс.
– Любые матчи плей-офф выиграть очень сложно. Достаточно вспомнить наше противостояние со «Спартой». А когда две команды на смерть бьются за попадание в финальную часть чемпионата мира или Европы, поединки попросту не могут быть легкими. Будем объективны: наша сборная – не та команда, которая может иметь серьезное преимущество в классе в стыках, туда откровенно слабые соперники не попадут.
– У некоторых болельщиков «Спартака» появились опасения: а не станут ли игроки народной команды жертвами ситуации, что тренер сборной – из ЦСКА.
– Ха, а почему именно «Спартака»?
– Разве нужно объяснять, что противостояние ЦСКА и «Спартака» – самое острое?
– Да я уже миллион раз рассказывал, что противостояние – историческое, среди болельщиков. Но при этом у меня были прекрасные отношения с Карпиным, мы общались, возможно, лучше всех в премьер-лиге и поддерживаем контакт. Я с большим уважением отношусь к Аленичеву, у нас хорошие рабочие отношения. А игроки ЦСКА прекрасно общаются с футболистами «Спартака». Например, в период, когда Дзюба был спартаковцем, Вася Березуцкий чуть ли не лучше всех контактировал с Артемом.
Так что тема острая с точки зрения болельщиков, но не тренеров и игроков. Поэтому вообще не понимаю, почему я должен хуже относиться к футболистам условного «Спартака», чем к игрокам «Зенита», «Локомотива», «Динамо», «Рубина», «Краснодара» и так далее.
– Может ли Андрей Аршавин вернуться в сборную?
– Сразу расставлю точки над i. Мне поставлена задача добиться максимума в этих четырех-шести матчах. Соответственно, передо мной не ставили цель «подготовить к ЧМ-2018″, «непременно наиграть футболистов, которые выйдут в 2018 году» и тому подобное. Притом что, кстати, ни один человек в мире способен с точностью предсказать, кто сыграет в составе сборной России на домашнем чемпионате мира.
А сейчас будут играть лучшие на данный момент футболисты. По мнению тренерского штаба, естественно. Никаких экспериментов ради «оценки перспектив» не будет! Есть конкретная задача. Ее будем решать игроками, которые будут лучше всех выглядеть. Поэтому если лучше всех выглядеть будет…
– Допустим, Аршавин…
– …или допустим, 40-летний Аджинджал возобновит карьеру и будет лучше всех. Или Шейдаев с Ходжаниязовым. Возраст или что-то еще не играют роли. Только текущее состояние игроков.
И второе правило. В основном будут вызываться игроки, имеющие опыт выступления за национальную сборную и в еврокубках. То есть представители ведущих российских команд.
– Если резюмировать, вы будете делать ставку на опыт.
– Я буду делать ставку на лучших на сегодняшний день игроков. А в моем понимании, лучшие игроки выступают в лучших командах.
– Известно, что у вас непростые отношения с Павлом Мамаевым. А Олег Шатов в свое время обидел вас тем, что предпочел «Анжи» в результате сомнительной истории, хотя вы его «вели» и с ним договаривались. У Мамаева и Шатова есть шанс оказаться в сборной?
– Да не просто есть! Вообще никаких проблем с ними. И с Шатовым, и с Мамаевым нормальные отношения. С Олегом, понятно, скорее рабочие – но при встрече общаемся, вопросов нет. И с Мамаевым, когда пересекаемся на играх или сборах, общаемся очень мило.
Еще раз заверяю болельщиков: ни клубные пристрастия, ни личные не повлияют на выбор тренерского штаба. Играть будут лучшие представители лучших клубов страны – эти команды легко перечислить. А за рубежом у нас, по сути, на виду только Черышев.
– Как будет выбран капитан сборной? Вашим решением или голосованием футболистов?
– Пока не думал на эту тему. Кто носит капитанскую повязку – безусловно, важно. Но каждый футболист сборной должен брать на себя функции лидера в различных эпизодах. Игра выделяет значительно больше, чем повязка на руке.
– Сразу после ЧМ-2014 – на мой взгляд, во многом стараниями драгоценного дона Фабио – стала насаждаться и многими была подхвачена упадническая мысль, что игроки сборной России – серость, набор бездарностей, с которыми ничего не добьется ни один тренер мира. Лично я такую точку зрения никогда не разделял и считаю, что у нас хватает достойных игроков – их просто надо уметь использовать и мотивировать. Что думаете вы?
– Я с огромным уважением отношусь ко всем российским футболистам. Со многими из них вместе работаю на протяжении долгих лет в ЦСКА. Они множество раз доказывали свой уровень боеспособности не только на внутренней арене, но и в еврокубках, и в матчах за сборную. Да, наверное, сейчас у нас нет звезд мирового масштаба. Логика опять-таки простая: будь у нас эти звезды, они выступали бы за лучшие команды мира, а не в РФПЛ. Тем не менее, я уверен, что уровень квалификации, мастерства, морально-волевых качеств и всего остального более чем достаточен, чтобы решить задачу по выходу в финальную часть чемпионата Европы-2016.
– Как семья отнеслась к вашему решению взвалить на себя еще больше работы, в которую вы и так погружены с головой?
– Родные всегда поддерживают меня и привыкли, что в профессиональных вопросах я всегда принимаю решения сам.
– Возглавить сборную России было вашей мечтой?
– Нет. Я всегда был реалистом.
– Неужели вы не ставили себе какую-то финальную цель, не обозначали вершину, достигнув которой можно сказать: «Да, теперь я добился всего, чего хотел».
– Нет. Тренерская карьера развивается не по прямой, идущей вверх. А по синусоиде. Вверх, вниз, стабильность, еще ниже, еще выше… Никаких графиков и никаких планов у меня никогда не было.
– С первых дней в ЦСКА вы сталкивались с огромным давлением. Но, так или иначе, команду и вас прессовала определенная аудитория, которая более-менее понимает в футболе. А за сборной наблюдает вся страна.
– Критика меня сопровождает на протяжении всей карьеры. Еще когда я тренировал «Олимпию» и мы выигрывали все по детям, а потом вышли во вторую лигу, сразу появилось большое количество специалистов, которые стали говорить президенту клуба: «Да кого вы ставите! Да ему всего 28 лет! Да как он может работать во второй лиге! Мальчишки – одно, а здесь другое!!!» Потом – такой же скепсис в турнире дублеров. Потом «Москва», «Крылья». В ЦСКА вообще поначалу ставки принимали на то, сколько времени я продержусь. И склонялись к тому, что не доработаю даже до конца первого сезона. Чем нынешняя ситуация отличается?
– Тем, что вас будут критиковать не только болельщики, но и домохозяйки. Уйма людей, которые могут не знать футбольных правил, но смотрят сборную России по телевизору и не упустят шанса обругать команду и тренера. Чем менее компетентны оценщики, тем больше негатива.
– Помните, в фильме «Москва слезам не верит» героиню спросили, как она справляется с тремя тысячами человек в подчинении. Она ответила: «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». Вот что-то похожее. Если ты умеешь абстрагироваться от стресса, когда против тебя выступает многотысячная армия болельщиков ЦСКА, то в принципе, «спасешься» и от многомиллионной армии поклонников сборной России.
– Если вдруг у вас в сборной ничего не получится, вы будете жалеть о том, что согласились? Объективно, вы приходите в не самое удачное время, посреди цикла. Заканчивать чужую работу, которую предшественник, судя по результату, выполнял плохо.
– В прошлое постоянно смотрят люди, у которых нет настоящего и будущего. Понятно, что как тренер я анализирую каждый прошедший матч, но делая это, стараюсь смотреть в завтрашний день. Так гораздо интереснее. А когда ты только приступаешь к такому важному, трудному, серьезному, ответственному делу, то должен быть максимально уверен в своих силах, полон энергии, вдохновлен и убежден, что все получится.
Я обращаюсь ко всем любителям футбола и жителям нашей страны. Посылайте нам положительную энергетику и приходите на ближайший матч со Швецией. И я со своей стороны, и футболисты, уверен, тоже сделают все возможное, чтобы людям, которые нас поддерживают, было приятно болеть за сборную России.