5 мин.

Игнашевич, режим «вечно»

О праве на труд и на отдых защитника сборной

Сергей Игнашевич

Последние матчи ЦСКА заставляют предположить: защитник Сергей Игнашевич в новом сезоне может утратить статус твердого игрока армейской основы.

БЕЗ ПАРЫ ВАСИЛИЙ – СЕРГЕЙ

36 лет в футболе — опасный возраст. И не только в связи с неизбежными физиологическими изменениями или, скажем, внезапными пневмониями. Он опасен тем, что стоит о нем заговорить, о возрасте, как начинаются обиды. Провожаешь? Списываешь? Ставишь крест?

А я не ставлю и не списываю. Я, напротив, славлю футболиста Игнашевича за то, что он а) есть: б) играет дай бог каждому. Хотя уже и не в каждом матче.

Первое, что нужно знать по данному вопросу: Игнашевич в настоящий момент абсолютно здоров. Но при этом находится в легкой ротации со своим многолетним партнером по клубу и сборной Василием Березуцким. Собственно, ротация даже не легкая, а плевая: Сергей не вышел на поле лишь в одной игре — против «Крыльев». Остался в запасе. Но вот Алексей Березуцкий, к примеру, отыграл без замен оба матча в чемпионате и один в Лиге чемпионов. Да, Алексей. За которым закрепилась слава кого-то почетного и даже бывших тренеров сборной не слишком интересующего.

На деле получается, что в трех армейских встречах не сыграло лишь одно сочетание центральных защитников ЦСКА. Но именно то, которое принято считать нарицательным: Василий — Сергей. Первый, не станем забывать, прошел из-за травмы не весь цикл летней подготовки. Однако уже в Самаре появился в основе, и не с абсолютно здоровым Игнашевичем, а с братом. В другой ситуации на такое и глаз бы не заточился. Для «Крыльев» оба-трое хороши. Но 36… Этот возраст по-подлому толкает в конспирологию. И что бы дальше не происходило с Игнашевичем, будет толкать все сильнее.

ПРАВО

НА

ТРУД,

ЗАТЕМ

ПРАВО

НА

ОТДЫХ

Самое вероятное из предположений: Леонид Слуцкий против несменяемости власти. Я про футбольное поле, конечно. С целью не допустить подобного, в центре обороны устроено чередование. Лица, вовлеченные в него, обучены, опытны, психологически устойчивы. Периодическая замена одного на другое позволит сэкономить силы на длинный сезон.

Наивно думать, будто тренер втаскивает игрока в конкуренцию с целью повысить его ответственность и мотивацию. В 36, ребята, такое не повышается. Оно либо задрано на недосягаемый уровень, как у Игнашевича, либо безнадежно похоронено где-то за плинтусом. Скажи Сергею, что ему гарантировано пожизненное место в составе, он и тут не заменит фитнес пивком. Потому что профи.

Но Слуцкий не может не понимать: ротация это еще и намек. И уязвление. Раньше-то ее не было. А был железный человек, оплот клуба и сборной, готовый играть по два матча в день. Он и тогда ошибался, если кто помнит, так что в этом смысле возраст Игнашевича не ухудшил. Просто все остальные в стране ошибались чаще.

Мало что поменялось и сейчас. Разве что времени на восстановление в 36 лет требуется больше. И потому — ротация. Право на труд, затем право на отдых. Алексей Березуцкий сохранил себя для этих целей в хорошей поре. А защитник Васин, похоже, Слуцкого так и не убедил. В то время как защитника Чернова, быть может, мы при счете 3:0 на поле все-таки увидим. Пусть только отдохнет после своего юношеского Евро.

Обидна ли Игнашевичу заменяемость, если, конечно, она не наш вымысел? Не думаю. Человеком он выглядит здравым и командным. К тому же в паспорт иногда заглядывающим. Только вот, помимо клубной, есть еще ситуация в сборной. Которая уже давно и все точнее накладывается на ситуацию в ЦСКА.

Что тут, казалось, непонятного? Национальную команду, по логике, вот-вот возглавит Слуцкий.  На носу четыре или шесть (со стыковыми) матчей, в которых остро нужен результат. Тренер клуба, которым останется Леонид Викторович, вправе сделать армейской защите автоматический «копипаст». И никто его за это не осудит. На первых порах.

Но вот дальше начнется то, от чего Слуцкого сейчас предостерегают, и чего он сам в глубине души настороженно ждет. В сборной выбор центральных защитников пусть не намного, но шире. Там нет Васина, но есть Дьяков, Новосельцев, теоретически может набрать форму Гранат. В отдаленной перспективе  — Чернов. И все перечисленные — моложе 36-летнего Сергея Николаевича.

Представьте гостевой матч с Израилем, только не в 2007 году, а сейчас. Именно грубая ошибка Игнашевича лишила Россию, как всем казалось после финального свистка, поездки на Евро-2008. Но тогда ему было 28. А если бы он ошибся в 36?

Дело не в мастерстве, которого, давайте допустим, у Игнашевича не стало меньше.  Дело в резонансе. Тогда мы грустили — а сейчас бы вверглись в ругань. Всей страной. И свалили бы все на возраст, как пить дать.

Думаю, множество футбольного народа закончило карьеру как раз по этой причине. Не из-за количества собственных лет, а из-за резонанса. Играть-то еще могли. Но чуть какой промах или кикс, сразу начинался скрежет: ему уж лет-то сколько! И на тренеров, вообразите, это давило, и на президентов клубов.

Не готов и не стану рисовать дальнейшие сюжеты со сценариями. Рад, что Слуцкий пытается задержать Игнашевича в футболе и одновременно соблюсти командные приоритеты. Даже если мне это только чудится. Но страшно не хочу при этом двух моментов.

Во-первых, любой искусственности. Надеюсь, тренер и игрок понимают разницу между тем, как сыграно, и тем, что потом скажут. Второе не имеет право влиять на первое. А первое — превращаться в идею-фикс. В конце концов, мы и при 46-летнем Игнашевиче можем не иметь ему равноценной замены. Но это не даст нам права… Да и ему тоже.

Во-вторых, жутко не хочется, чтобы с Игнашевичем проступили, как в свое время с Онопко, который узнал о проводах из сборной то ли из газет, то ли из интернета. Допускаю, что как раз в тот момент, когда закалял тело и дух для дальнейших выступлений за национальную команду. Пусть процессами движет не жалость или жестокость, а исключительно футбол. И пусть Игнашевич играет вечно. Но без таких ошибок, как в Израиле-2007.

…А за сборную, между прочим, армеец провел 108 матчей. Это столько же, сколько у Зидана и Клинсманна. И всего на один меньше, чем у Онопко.

Источник