6 мин.

Код доступа

Чем мотивируют себя люди, идущие на футбольный стадион? О чём они думают? Кто-то хочет поддержать любимую команду, домашние игры которой уже надцать лет не пропускает, кто-то (таких людей у нас, к сожалению, мало) – приятно провести время с друзьями/девушкой/семьёй, кто-то хочет пошалить, но так, чтобы не очень серьёзно, прокричав вагон обидных фраз в адрес команд соперника и маленькую тележку оскорблений судьям. Эдакие Карлсоны антифутбола. А есть те персонажи, которые хотят хулиганить по-взрослому. Для них главное – испортить праздник всем людям, которые на игру пришли, и так или иначе к матчу причастны. Отталкиваясь от того, какими должны быть стадионы на следующем чемпионате мира, блог «Иллюзия мысли» попытается составить комплекс мер, способных помешать нарушителям спокойствия.

Первым, кто должна встречать болельщиков, пришедших на игру, будет не румяная девушка в сарафане с караваем в руках, как может показаться на первый взгляд, а система безопасности стадиона. Стюарды, расположенные по всему внешнему периметру, призваны координировать хаотично идущих людей, создавая небольшие болельщицкие потоки. Живые волнорезы-указатели в первую очередь помогают избежать давки у входов непосредственно на стадион, а так же служат фильтром для отсеивания пьяных, чрезмерно агрессивных или неадекватных фанатов. Кроме стюардов на прилегающей территории должны быть расположены камеры видеонаблюдения, просматривающие всю территорию и отправляющие картинку на пост охраны, где также идёт наблюдение за всеми пришедшими.

Нельзя не учитывать опыт западных коллег привлекающих во время крупных соревнований (а грядущий ЧМ-2018 – событие планетарного масштаба) сторонних экспертов. Там помимо работников службы безопасности стадиона за изображением с камер видеонаблюдения следят психологи, способные невербально определять злоумышленников в толпе. Из-за того, что видеокамер на спортивном объекте видимо-невидимо и охрана физически не может наблюдать за каждой картинкой, часть работы берет на себя электроника. Принцип работы камер очень прост: наблюдение за периметром – фиксация нарушения  – оповещение дежурного. Подобные камеры снабжают датчиками движения, дабы удобнее было наблюдать за территорией не в matchday. Человек страхует автоматику, автоматика – человека. Охрана, так или иначе, постоянно смотрит за вами, и это хорошо. Понятно, что серьёзно настроенных злоумышленников превентивные меры не остановят, но отсечь часть хулиганов можно уже на подступах к стадиону.

Более серьёзная проверка начинается непосредственно перед самим входом на стадион. Стационарные контрольно-пропускные пункты, расположенные у каждого входа, работают щитом стадиона, начиная запускать болельщиков на трибуны за час до игры. Оснащённые турникетами, рамками металлоискателей и интроскопами, КПП останавливают больше нарушителей, чем любые другие средства безопасности вместе взятые. Вы хотите попасть на стадион, но:

- не имеете билета;

- несёте в карманах запрещенные предметы;

- упиты/укурены настолько, что принимаете стоящую в углу мусорку за пингвинчика Чилли-Вилли;

- в вашей сумке на ленте интроскопа обнаружили подозрительный таймер с обратным отсчётом.

Знайте – вы не пройдёте. Не надо быть Гендальфом, чтобы это выяснить.

Служба безопасности имеет полное право задержать до прибытия полиции любого, чьи действия или содержание рюкзака могут им не понравятся. На каждом развёрнутом КПП должно быть установлено несколько камер, работающих по принципу наружной системы видеонаблюдения. Если рядовые болельщики думают, что внимание досмотром уделили только им, то они ошибаются. Абсолютно идентичные процедуры обязаны проходить все граждане без исключения, попадающие на стадион: от уборщиц и продавщиц хот-догов, до представителей СМИ и специальных гостей. Различаются только места, где досмотр будет произведён. Обслуживающий персонал, пресса (обе категории могут проходить на стадион за два часа до матча), VIP-персоны имеют свои входы на арену.

В период проведения матчей или крупных культурных мероприятий, вроде концертов Стаса Михайлова, могут устанавливаться дополнительные, временные КПП, либо помогающие разгрузить поток болельщиков на входе в стадион, либо осуществляющие досмотр подозрительных лиц на прилегающей площади.

Вообще, к количеству входов на стадион ФИФА относится с особой внимательностью, равнозначным считая лишь контроль свободной площади, приходящейся на одного болельщика, контроль количества уборных (и это не шутка), и минимизацию расстояния, которое должен пройти болельщик с порога арены до своего места. На самых современных стадионах, вроде «Сантьяго Барнабеу» путь от кресла первого яруса до улицы занимает не более 5 минут, в то время как с многих московских стадионов, еле заполненных наполовину, порой невозможно выбраться за полчаса. Всё предписания ФИФА по увеличению комфортности арены направлены для того, чтобы одна только внутренняя логистика стадиона без посторонней помощи справлялась с наплывом людей, сокращая шанс столпотворения до нуля. Трагедию «Хиллсборо»-89 помнят все. В обновленных «Лужниках», к примеру, количество входов увеличится с 13 до 23, о чем уже сообщало правительство Москвы. Что ж, теперь после матчей а-ля «ЦСКА»-«Спартак» можно будет выбраться с трибун не через полтора часа, а минут за сорок.

Территория стадиона поделена на несколько зон, попасть в которые вы, не имея специального пропуска, не сможете. Все то, что ограничивает передвижение болельщика по стадиону, является либо стенами, либо частью СКУД, а именно системы контроля и управления доступом. Грамотно организованная СКУД не только не позволяет болельщику пройти туда, куда ему совершенно не следует идти, но и за счёт правильно выстроенной иерархии допуска не даёт сделать тоже самое абсолютно всем людям, присутствующим на стадионе. У каждого присутствующего есть своё право доступа. То есть электронный ключ гардеробщицы не откроет дверь в серверную, а простой болельщик никогда не попадёт на пост охраны, если его имя не Сергей, фамилия не Шойгу, а сам он подозрительно не напоминает министра обороны. 

СКУД тесно связана с системой видеонаблюдения. Как уже было сказано, за болельщиками постоянно наблюдают. По всей территории спортивного комплекса не должно быть «слепых зон» - мест, которые не видят камеры. Там, где могут находиться люди (трибуны, тренировочные поля, рестораны, магазины и т.д.), учитывается, что системы цифровой видеозаписи должны обеспечивать максимальное перекрытие зон. Сейчас даже при аншлагах каждый болельщик или работник стадиона появляется на камерах несколько раз, и если видеонаблюдение не сумело заметить кого-то, значит его на матче просто не было.

Также на стадионе повсеместно должны быть распложены системы пожарной безопасности (ОПС), представляющие собой целую сеть датчиков, реагирующих на характер, густоту и источник задымления. Представим, что кому-то из фанатов, благополучно прошедших пункты досмотра, удалось пронести фаер на трибуну и зажёчь его в нескольких десятках рядов от спины Игоря Акинфеева. Система пожаротушения среагирует на задымление, тут же выводя его на экраны охране, где уже работники службы безопасности будут решать, стоит ли заливать гостевую трибуну пеной. Если же по какой-то причине все диспетчеры будут наблюдать за симпатичными болельщицами, а не работать, система охранно-пожарной сигнализации определит опасность, исходящую от фаера, и примет решение сама.

Конечно, все перечисленные меры предосторожности не смогут полностью обезопасить проведение футбольного матча, существует ещё очень много нюансов, которые не учтены и достойны отдельного текста. Но претворив в жизнь вышеописанные методы защиты можно существенно снизить уровень угроз.

PS: Как вы считаете, стадион вашей любимой команды надёжно защищён?

Не жалейте плюсов, если вам понравилось.

Минусуйте, если текст ни о чём.

Жду всех в комментарии!