7 мин.

19+

Юношеская сборная России ненадолго заставила вспомнить, что футбол — великая игра, а не только скандалы и разочарования

 

сборная

Это был тот редкий случай, когда ложка дегтя почти не испортила бочку меда. Это был тот редкий случай, когда сам ход турнира оказался важнее финала с бесподобной Испанией и куда как значительнее итогового результата. Это был тот редкий случай, когда на истерзанные души российских футбольных болельщиков пролился бальзам, заставивший вспомнить о том, что футбол — это еще и великая игра, а не только скандалы, интриги и сплошные разочарования.

Очарование футбольной общественности происходившим в городах Верия, Лариса и Катерини было столь велико, что его не мог не заметить Первый канал, в своем стиле решивший сорвать банк и показать юношеский (!) финал в прайм-тайм. Подобные вещи в девяти случаях из десяти заканчиваются страшным провалом, и неподготовленная аудитория Первого, глядя на изящное избиение российских пацанов испанскими сверстниками, могла подумать, что над ней решили поиздеваться. Она же не знала, и не обязана была знать, что до ужаса завораживающее зрелище не исчерпывает собой то, что уже сделали ребята Дмитрия Хомухи. Что этот чемпионат, пусть юношеский, под кодом U-19, оставит послевкусье, очень схожее с испытанным после окончания Евро-2008.

Параллель с событиями семилетней давности определенно есть, аналогии уместны. Тот, знаковый и единственно позитивный в новом столетии «взрослый» турнир, как и нынешний юношеский, начался и закончился для сборной России поражениями — в первом случае в полуфинале, во втором — в финале. Но главное-то случилось до этого, и ведь не фиаско с испанцами (и сейчас — снова с ними) мы то и дело вспоминаем, а совсем другую цепочку матчей, увенчавшуюся массовым выходом людей на улицы после сумасшедшей виктории над голландцами.

Мы не просто стосковались по тому самому ощущению — мы давно не верим в чудеса и забыли, что такое ничем не омра-ченное футбольное счастье. Спасибо ребятам, что они его вернули — пусть на миг, пусть с поправкой, пусть вселив, скорее всего, неоправданные, надежды, но главное — вернули. Нам же немного надо.

То, что в команду Гуса Хиддинка, попавшую на Евро благодаря шальной победе хорватов на «Уэмбли», не верили, очень ей помогло. То, что нынешний вояж юношеской сборной в Грецию мог пройти вполне периферийно, а широкая общественность узнавала бы про Евро из коротких сообщений — тоже факт. Даже несмотря на то, что эти же ребята и под руководством того же тренера два года назад уже становились чемпионами Европы.

Но футбол 17-летних от футбола 19-летних отличается если не кардинально, то существенно. Это уже вполне зрелый, «мужицкий» футбол — у них юные лидеры, случается, теснят звезд и лавку даже в топ-клубах перманентно не полируют. А у нас — полируют, у нас такое давно в порядке вещей, всхлипы по поводу отсутствия в поле зрения молодых талантов перемежаются со стонами. У нас в подающих надежды до 25 лет ходят, и ничего не меняется.

 

Что есть в ЦСКА такой центральный защитник Никита Чернов, нам напомнил не Леонид Слуцкий, а ныне уже отправленный в отставку Фабио Капелло, от безысходности бросивший парня под танки в приснопамятном июньском отборочном матче сборной России с австрийцами. О том, что есть в «Спартаке» талантливый вратарь Антон Митрюшкин, в свое время не мог вспомнить нынешний главный тренер армавирского «Торпедо» Валерий Карпин. О том, что у него в составе есть лучший бомбардир нынешнего цикла юношеского Евро Рамиль Шейдаев, не очень задумывается главный тренер питерского «Зенита» Виллаш-Боаш. Ныне «серебряный» состав почти весь если и известен, то только специалистам. Через год-другой при подобной рачительной заботе и эти ребята перейдут в разряд вечно подающих надежды.

Дмитрий Хомуха, который в 70-х начинал в Ашхабаде у тогда еще не очень известного специалиста Валерия Непомнящего и который после вполне успешной карьеры в «Зените», ЦСКА и других клубах на какое-то время ушел в тень, ведет этот возраст с 2010 года. И вряд ли кто мог сказать тогда, что у него получится, может быть, самая интересная из всех российских юношеских сборных, сохраняющая костяк при переходе из одного возраста в другой. Во всяком случае, ни одной нашей команде не удавалось после попадания в финальную часть Евро среди 17-летних повторить подобное два года спустя.

Попали в Грецию — уже хорошо. Большего ждать не следовало, потому что оказалась команда Хомухи в одной группе с Голландией, Испанией и Германией, хуже придумать было трудно. По слухам, первоначально играть россияне должны были в группе «А», очень щадящей по составу, но там уже присутствовала сборная Украины, и Россию отправили на заклание в соседнюю группу «В». Из таких компаний в плей-офф не выходят — представляю, что бы началось, если бы в одну группу с голландцами, испанцами и немцами на Евро попала наша взрослая сборная. «Группа смерти» — мягко сказано, а молодые сборные ведущих мировых футбольных держав котируются не хуже взрослых. Те же испанцы в новом столетии выигрывают каждый второй чемпионат Европы по этому возрасту, почти все их звезды нулевых и десятых прошли победным маршем через U-19.

Стартовый проигрыш голландцам с минимальным счетом никого не удивил. В следующей, ключевой встрече пропущенный от испанца Борхи Майораля быстрый гол подтверждал, что все идет своим чередом — у нас команда неплохая, а у них — блестящая, играли достойно, но тягаться с большими футбольными державами пока рано. Это мы по привычке так думали, но не Дмитрий Хомуха и его подопечные. Быстро выяснилось, что россияне не только не собираются разваливаться, но могут гнуть свою линию, рвать испанские кружева высоким прессингом, нагло и в охотку комбинировать, и главное — забивать. Испанцы опомниться не успели, как за неполные 20 минут получили три гола, один краше другого.

Чудо смотрелось абсолютно реальным, как будто так и должно было быть — ничего страшного, что пропустили, сейчас забьем, ничего страшного, что остались вдесятером, — отобьемся. Эта совершенно невероятная для большинства российских сборных уверенность, похоже, сбила с толку сильнейшую команду чемпионата. В заключительном матче группового этапа ждала рубка с немцами, там тоже пришлось отыгрываться, не обошлось без валидольной концовки, снова заканчивали в меньшинстве, но результативную ничью подопечные Хомухи героически отстояли. У всех сборных оказалось по четыре очка, однако по дополнительным показателям впереди оказались Россия и Испания, причем наши вышли из группы с первого места, чего не ожидал никто. На этой безумной волне прошли и полуфинал — с хозяевами пришлось повозиться, но дело закончилось четырьмя сухими мячами в ворота греков.

 

До финала ребята Хомухи ничего и никого не боялись, потому что терять им было нечего. А к финалу они уже осознали, что происходит, и им было что терять, да еще на глазах всей страны, спасибо Первому каналу. С ребятами произошло то же самое, что с национальной сборной в 2008-м, — близость успеха закрепостила, на поле стадиона «Мунисипаль» в Катерини они вышли на негнущихся ногах. Если бы не Антон Митрюшкин, принципиальный английский судья Энтони Тэйлор и сумасшедшее везение, то уже в первом тайме можно было выбрасывать полотенце. Испанская молодежь, имена которой (Марко Асенсио, Борха Майораль, Дани Себальос…) скоро украсят главную команду, играла, как их кумиры в конце нулевых. Они сделали выводы после поражения на групповом этапе и приняли команду Хомухи всерьез. Наши на бегу уперлись в стену, которую с ходу было не взять, а приспособлений (читай: мастерства и сил) оказалось недостаточно. И еще не хватило энергии отчаяния.

Выучка и характер не позволили сдаться, проигрыш с разницей в два мяча выглядел пристойно, но никто из финалистов серебру не порадовался, все были безутешны. Признавая победу испанцев заслуженной, они не могли смириться с тем, что уступили. Хомухе следовало сказать «браво!» еще и за такую реакцию.

Теперь все повторяют как мантру: не упустить, сохранить, сберечь, не расплескать, приумножить, довести костяк до домашнего чемпионата мира, придать чуду соответствующую огранку и заняться, в конце концов, детским футболом по-настоящему. Я чуть ли не полвека слышу эти заклинания и думаю, что по большому счету ничего не изменится ни с детско-юношеским, ни с массовым, ни с профессиональным футболом.

В такой удивительной стране, как Россия, можно вообще ничего не делать для улучшения чего-либо (а иногда это даже лучше, чем делать), — все равно что-то талантливое прорастет, прорвется и даже расцветет, если не мешать. Сделать, чтобы прорастало не вопреки, а благодаря, да еще системно, — не по адресу. Вот такой уважаемый мэтр, как Борис Игнатьев, отдавая должное сборной Дмитрия Хомухи и желая ребятам всяческих успехов, тем не менее прямо рубанул, что так, как сборная Испании, мы не сможем играть никогда.

Я бы предпочел другую формулировку: пусть раз в десять лет, но хотелось бы видеть, что сможем. Вот сейчас — почти смогли.

 

Источник