Разбитая матрешка. Что за фильм американцы сняли про советский хоккей
Хоккейная «Трибуна» рецензирует фильм «Красная армия», авторы которого критикуют СССР, но восхищаются советской сборной.
Режиссер ленты, участвовавшей во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, Гейб Польски родился в русско-украинской семье, которая эмигрировала в США. Удобный факт для тех, кто посчитает, что СССР показан в фильме без должного пиетета. Снял кино американец, да еще и хохол.
Собственно, все начинается с проникновенного монолога американского президента Рейгана о необходимости противостояния коммунистам. Фетисов показывает Гейбу средний палец – и фильм несется на всех парах. В первые пятнадцать минут «Красная армия» завораживает, по-хорошему – почти гипнотизирует. Оживают плакаты. Великий тренер Тарасов двигает по столу шахматные пешки, военные самолеты летят, физкультурники с автоматами маршируют, хоккеисты тренируются и играют в хоккей. Калейдоскоп архивных кадров перебивается то монологом Познера, рассуждающего о том, что спорт и политика суть одно, то фрагментами интервью главного героя этого своеобычного действа – Вячеслава Фетисова.
Польски настойчиво и убедительно рифмует хоккейные противостояния с войной, и даже немного жаль, что его взгляд обращен только в прошлое. Сейчас для абсолютного большинства россиян хоккей интересен только в моменты, когда сборная страны побеждает в международных турнирах (желательно – ребят из-за океана) – получилась бы прекрасная параллель. Тем более режиссер любит рифмы, и в одном из приступов спонтанной иронии даже сравнивает советских хоккеистов с цирковыми медведями.
Фетисов тем временем рассказывает о своем пути в хоккее, восторженно отзывается о Тарасове, низлагает Тихонова. Короткими появлениями радуют шахматист Карпов, партнеры Славы по его знаменитой пятерке, Татьяна Тарасова, нынешний политический оппонент Фетисова Третьяк. В какой-то момент ключевой становится тема лишений, на которые шли наши хоккеисты ради побед. Одиннадцать месяцев на базе, короткие свидания с семьей, Тихонов, не отпускающий подопечного попрощаться с умирающим отцом. Человека, плохо знакомого с историей хоккея, эти моменты, наверное, могут хорошенько перепахать. Советский Союз для винтика системы – это зло, ок. Правда, хоккеисты все равно счастливы.
У патриотично настроенных зрителей на определенной минуте фильма накапливается все больше и больше недовольных вопросов к режиссеру (хотя, право, причем тут Польски, не он бросал граждан СССР на борьбу с капитализмом). Но этих зрителей хотя бы отчасти должны смягчить моменты, когда Гейб любуется игрой нашей сборной. Архивные записи нарезаны сочно, со знанием дела – от ажура замудреных перепасов захватывает дух.
Польски говорил, что заинтересовался нашей системой подготовки, когда в юности, будучи хоккеистом, столкнулся с тренером старой советской школы и изумился разнице в хоккейном менталитете. Режиссер нешуточно любит советский хоккей – и это чувствуется.
Первые победы сборной СССР над заокеанскими хоккеистами, «чудо на льду», реванш, отъезд первых советских спортсменов за океан – тема противостояния систем уходит на второй план, в центре внимания оказываются истории отдельных хоккеистов. В первую очередь – Фетисова («русская пятерка», Кубок Стэнли, министерство спорта РФ).
Все русскоязычные рецензенты как один отметили манеру Польски задавать идиотский вопрос и следить на крупном плане за реакцией собеседника. Один раз за это становится неловко: когда Гейб выводит из себя безмерно трогательного Крутова. А потом – титр «Скончался через месяц после этого интервью». Мы помним тебя.
«Красная армия» – это очень крутое кино, технически изощренное, красивое, пусть и поверхностное. Когда Фетисов рассуждает о своих заслугах перед российским хоккеем на посту функционера, это потешно (у постороннего зрителя вообще может сложиться впечатление, что Фетисов до сих пор министр спорта). Когда фоном к его речи об утрате патриотизма, идет видеоролик, в котором Овечкин разбивает шайбами подвешенные к воротам матрешки, фильм на время мутирует в талантливо снятый китч.
Но заканчивается все ударной дозой ностальгии. И ты остаешься один с этим незабываемым ощущением. Черт возьми, как это все в советском хоккее было отвратительно.
Как все это было прекрасно.
Следите за хоккем и околохоккеем вместе с пабликом «Новый уровень»
Фото: imdb.com/SilviaZeitlinger, Красная армия (2,3)
Касатонов как-то упал в моих глазах. Все же выступать с заявлениями против давнего друга - дело гнилое.
Про Игоря Ларионова в фильме практически не говорится, хотя он для меня является с детских лет символом трудолюбия. Встречал его лет 6 назад в Луже. Он поздравлял там детскую футбольную команду в перерыве футбольного матча. После поздравления он прошел в метре от меня, и я поразился тому, как ему удалось с такими невпечатляющими габаритами добиться большого успеха в хоккейной коробке. Молодец!
Задать бы вопрос Виктору Васильевичу ... Увы не сможем уже, чего у такого патриота сын Василий около 15 лет работал в северной америки, когда тут нищие все были и внучок, 1,5 игры за ЦСКА в карьере и все между бедным СКА и нхл прыгает)!!! А уж великого мастера Ларика критиковать, который в 37 и 41 в кубке стенли очень крут был... Это за гранью...
(с)
1. В СССР была создана вертикаль: "Москва - Периферия";
2. Если сравнивать призывы (в армию) Тарасова и Тихонова, то Виктор Васильевич, конечно, получил в свой адрес больше нелестных слов. Анатолий Владимирович периферии как бы «враг» меньший, поскольку приглашал или призывал игроков в основном из столичных клубов. Например, Эдуарда Иванова взял из «Крыльев Советов», которые его перед этим вырвали из «Химика», но московского. Ну, а Александр Рагулин был призван из «Химика» подмосковного города Воскресенск, куда тренер Николай Эпштейн перевез всех игроков после того, как было принято решение сменить московское местожительство на областное. Спартаковец Константин Локтев оказался в ЦСКА после демобилизации, после того, как попал в армию и отыграл пару сезонов за ленинградский СКА.
3. Если же анализировать положение дел в целом, то нельзя не обратить внимания на одну весьма существенную деталь, оправдывающую в определенной степени поступки Тарасова и Тихонова. Мы имеем в виду конечный результат. Все названные выше игроки, выступая за ЦСКА, выходили на уровень сборной, выигрывали чемпионаты мира и Олимпиады. Но отношение к ним со стороны соперников было разным. Анатолия Владимировича явно недолюбливали столичные тренеры, Виктора Васильевича – в основном периферийные. Безусловно, тому есть объяснение (пункт 4).
4. Во времена Тарасова Москва по подготовке молодежи периферию явно опережала. Было немало случаев, когда воспитанники различных хоккейных клубов столицы выступали в командах других городов. В Ленинграде и Свердловске, Воскресенске и Саратове, Ижевске и Киеве, Ярославле и Казани, Минске и Риге. Здесь как раз проблем с переходами вообще не было. Уезжали те, кто в ЦСКА, «Динамо», «Спартак» и так далее не подходил. Молодые люди хотели играть и, надо сказать, пользу приносили, становились заметными фигурами на всесоюзном уровне.
В пору Тихонова ситуация начала меняться. Не то чтобы москвичи резко сдали позиции, например, армейская и спартаковская школы работали здорово, но заметно прибавили в подготовке молодежи на периферии. При этом задачи ЦСКА и сборной СССР не менялись. А поскольку хоккей – партийный вид спорта, и находился он под пристальным контролем ЦК КПСС, то несложно понять, что Тихонов ходил по проволоке без страховки. Поражения сборной воспринимались болезненно, и реакция могла быть самой жесткой. Но сборная, в пору руководства Виктора Васильевича, ни разу не проигрывала в двух сезонах подряд.
если фильм про хоккейную красную армию, то почему тогда 90% времени речь идёт о фетисове? так и назвали бы этот шедевр "слава фетисову!" думаю, он бы остался доволен.
жаль, что режиссер совсем молод. столько дерьма еще снимет..)