Комментаторы из 80-х, которых нам не хватает
Моя «карьера» телезрителя началась в 80-е годы, поэтому я не буду вспоминать всех комментаторов, работавших на спортивном телевидении. Николай Озеров, Вадим Синявский, Ян Спарре – в силу молодости я почти не слышал их в эфире, поэтому пускай о них расскажут старшие товарищи. Я же назову тех, кто повлиял на моё представление о профессии.
Владимир Маслаченко
Никитьича нет с нами уже четыре с лишним года, а истории и байки про него на канале «НТВ-Плюс» рассказывали, рассказывают и будут рассказывать. У многих молодых комментаторов есть ориентиры в профессии, люди, у которых хотелось бы что-то почерпнуть, но никому и в голову не придёт «работать» под Маслаченко. Это как Аркадий Райкин в жанре сатиры и юмора или Леонид Утёсов в песне – любое подражание выглядит жалко и бессмысленно. Никитьич был такой один, он настолько полно самовыражался в эфире, что не нужны никакие биографии. Достаточно просто послушать любой репортаж Маслаченко. Он никогда не боялся резких оценок и вообще позволял себе гораздо больше вольностей, чем было принято тогда. Это сейчас у комментатора, в общем-то, развязаны руки, а тогда цензура (и самоцензура) была нешуточная. Иногда Маслаченко заносило, но было в нём что-то, что заставляло зрителя прощать любые ошибки, неточности или оговорки. Можно называть это «что-то» харизмой, обаянием или силой личности, очевидно одно: такого комментатора, как Маслаченко не было, нет и, возможно, уже не будет.
Владимир Перетурин
Как футболист Владимир Иванович вошёл в историю как человек, забивший 1000-й мяч тбилисского «Динамо» в чемпионатах СССР. Представьте себе – Тбилиси, торжественная обстановка, будущему лауреату уже готовятся вручить ключи от машины, а юбилейный мяч забивает игрок лениградского «Динамо»… в свои ворота! Как комментатор Перетурин внёс куда больший вклад в историю телевидения. До Владимира Ивановича считали, что футбол (и спорт вообще) – дело серьёзное, и шутки тут неуместны. А Перетурин с помощью иронии, иногда мягкой, иногда достаточно желчной, сумел раздвинуть рамки футбольного репортажа. Он же предложил и немного другой язык комментария – куда более живой и жизненный. Сейчас Владимиру Ивановичу 77 лет, он плохо себя чувствует и всеми забыт. Это крайне несправедливо, ведь Перетурин чрезвычайно много сделал для профессии.
Олег Романцев, Виктор Онопко и Владимир Перетурин
Котэ Махарадзе
Как и Николай Озеров, Котэ Иванович пришёл на спортивное телевидение из театра, который и был главным делом его жизни. В детстве Махарадзе играл в баскетбол, и даже был чемпионом Грузии среди юношей. Но всесоюзная слава пришла к нему именно на телевидении. Репортажи Махарадзе – это высшая форма телевизионного «конферанса», когда личность комментатора не менее важна, чем события, происходящие на поле. Котэ Иванович был настолько обаятелен и харизматичен, что его просто хотелось слушать, и не важно, о чём именно он говорит. Ну а неповторимый грузинский акцент только добавлял шарма и изюминки его замечательным репортажам. Котэ Иванович скончался 19 декабря 2002 года в возрасте 76 лет и был похоронен в Тбилиси. Рядом с ним покоится супруга Махарадзе Софико Чиуарели.
Евгений Майоров
Олимпийский чемпион 1964 работал на телевидении с 60-х годов, в отличие от своего брата, Бориса Александровича, который к комментаторству пришёл только в 90-е годы. Удивительно, насколько разные это люди и как по-разному вели себя и в эфире. Если Маслаченко или Махарадзе можно считать футбольными конферансье, то Евгений Майоров работал в репортажной манере – главное это голы, очки, секунды, а самовыражение – вторично. Он был нарочито немногословен, зато каждое слово было значительно и уместно. Как комментатор Евгений Александрович работал на хоккейных и футбольных трансляциях, именно он прокомментировал первый футбольный матч, показанный в эфире канала НТВ. Помимо всего прочего, Майоров был выдающимся педагогом. Вместе с Дмитрием Рыжковым он придумал и провел первый конкурс комментаторов, благодаря которому в профессию пришли такие люди, как Юрий Розанов, Владислав Батурин, Илья Казаков, Роман Трушечкин и Тимур Журавель. Уже тогда, в 1996/97 он тяжело болел, но продолжал комментировать. Не стало Евгения Майорова 10 декабря 1997 года. Впоследствии, когда на «НТВ-Плюс» возродили конкурс комментаторов, он был назван именем Евгения Майорова.
Анна Дмитриева
Анна Владимировна продолжает комментировать теннис на каналах системы «НТВ-Плюс», оставаясь главным популяризатором этой игры в России. Могу сказать, что в своё время увлёкся теннисом не в последнюю очередь, благодаря её репортажам. У Дмитриевой необычайно приятный, располагающий к себе голос — это очень важно для комментатора. Как человек с максимально неприятным голосом я это знаю лучше, чем кто-то ещё. Но дело не только в голосе. Слушая Дмитриеву, ты будто переносишься в гостиную, где культурные, милые люди ведут неспешные беседы о прекрасном. Дмитриева успешно разрушила миф, что спорт – это «низкий» жанр. Не бывает низких и высоких жанров бывает низкая и высокая подача.
Анна Дмитриева