5 мин.

Вместо чебуреков – сардельки, вместо Сочи – Швейцария

Данные статистиков о снижении интереса к российскому футболу породили волну комментариев. И, конечно, для этого нужен был целый ВЦИОМ.

У нас ведь нет глаз, ушей, мозгов. Мы не видим пустые сектора стадионов, не чувствуем растущую дистанцию между нами и сборной, не понимаем, для кого на самом деле существует в стране футбол. И вот теперь статистика, дай ей бог не хворать, разъяснила: дело швах.

КТО ИЩЕТ ГРЯЗЬ?

Побывав на швейцарских сборах «Спартака», лишний раз убедился: Россия действительно отстает от Европы в интересе к футболу. Прогнозирую: отставание будет расти. Готов спорить: дело не в том, что раньше все играли во дворах, упрямо ехали на «Динамо», позабыв о дожде, или побеждали в футбольных турнирах Олимпиад. Дело в порушенной связи между футболом и болельщиками. Причем это он от них отворачивается, а не наоборот.

Взять пресловутую посещаемость. Стало модным объяснять ее падение негативным освещением росфутбола, его скандальным имиджем, созданным СМИ. Нет бы им писать о хорошем, так они все грязь ищут. И, что характерно, находят. Наверное, у нас какие-то не такие СМИ.

Возможно, в других странах процветает пропаганда разумного, доброго, вечного, а негатив во имя здоровья нации стыдливо замалчивается. Но если в России особенные СМИ, может, не стоит давать им повода? Грязь устранить не пробовали? Попробуйте. Отключите ветер – ветки перестанут качаться. А если наоборот, ничего не выйдет: веток не будет, ветер останется.

Так вот про имидж. Это не швейцарское государство придумало для своего футбола лимитную формулу. Это не швейцарский министр спорта сначала ушел с поста главы федерации из-за запрета совмещать посты, а затем выдвинут туда снова, хотя запрет никто не отменял. Это не швейцарская сборная играет не пойми во что третий год подряд. Это не ее тренеру платят за не пойми что не пойми сколько. Это не швейцарские клубы... Не швейцарские игроки... Не швейцарская полиция... Не швейцарские фанаты... Продолжать? А вы говорите – имидж. А вы утверждаете – СМИ.

Тут что ни напиши, действительность главнее. А она такова: впадая в административное, отрицая очевидное, прогибаясь под политику, футбол перестает быть спортом, то есть состязанием с относительно равными стартовыми возможностями. Зачем тогда, скажите, на него смотреть?

ЗАЧЕМ «ОСЕНЬ–ВЕСНА»?

Не менее сложно взять в толк и другое. Зачем швейцарцы с австрийцами приходят смотреть на контрольные матчи с участие российских клубов? Причем массово приходят. Вот сидите вы дома, в каком нибудь Кематене или Шрунсе. Заглядывает сосед: «Погнали «Спартак» с «Фрайбургом» смотреть!». «У нас играют? Да ладно! Бежим!». И побежали. Оно им надо?

Получается, надо. Поле идеального качества есть там в очень многих городках и деревушках. При поле – трибунки, на которые пускают без магнитных рамок и часто без билетов. Тут же кормят-поят задешево. И детей можно взять. И полиция в душу не лезет – ее на таких матчах просто нет. А уж когда приезжие играют со своими, на стадиончиках случается биток.

Мне трудно представить что-то подобное в большинстве регионов России по множеству причин. Те же маленькие аккуратные стадиончики, к примеру. И ощущение свободы на них и вокруг них. Как вот они строятся? Меценатами? Бизнесменами? Комуннами? Кто и за какие деньги растит на них траву? Ответы существуют, но в России их не знают. Зато говорят о снижении интереса к футболу. А интерес – он как та трава. Не посеешь – не вырастет.

При введении календарной системы «осень–весна», помнится, нам рисовали город-сад. Говорили: летом станем ездить на коммерческие турниры. Наконец-то этот светлый миг настал. Только поездки наши, а коммерция чужая.

Главные наварившиеся на сборах, подобных спартаковскому, – их организаторы, матч-агенты, «пивняки» и «сарделечники». Европейский общепит умудряется снять пенку даже с таких спорной ценности матчей, как «Спартак» – «Дорнбирн». А мы ему в этом помогаем. Вот такая коммерция.

Если с оглядкой на Европу все-таки принять необходимость летней паузы, вне понимания по-прежнему остается сама идея перехода на «осень–весну». В нем нет особого вреда, нет пользы – есть бессмысленность и ненужность. Идея крепко застряла в голове одного единственного человека, – Евгения Гинера. Она и сейчас там сидит. Другой человек, Сергей Фурсенко, издав программу строительства манежей аж на десяти листах, претворил переход в жизнь и исчез из российского футбола. Остальным было по барабану. Что осень на весну, что милицию на полицию. Ну а если верхам по барабану, почему в низах должен расти интерес? Реформируйте дальше, а мы в сторонке пешком постоим.

ПОЧЕМУ НЕ СОЧИ И КАЗАНЬ?

Стоит ли вообще ездить на зарубежные сборы летом? Теплынь же, базы свои у всех... Мне кажется, стоит. Во-первых, спарринги. В Европе километров сто туда-сюда проехал – будет тебе соперник. В России 100 километров, если через Москву, можно ехать день. И соперника все-равно не найти. Во-вторых, уединение и альпийский воздух. Недаром в Тироль приезжают на сборы и «Фрайбрг», и «Аякс».

С другой стороны, мы же столица всех Олимпиад, всех чемпионатов мира и окрестностей. Сочи, где твоя инфраструктура? И твоя, Казань, где? У вас там тоже воздух, тоже уединение. В Сочи жарковато? Не знаю, поля на Мацесте всегда битком. А вот спаррингов уровнем повыше «Дорнбирна» действительно не найдешь. Иначе, думаю, и тысячи полторы на «Спартак» бы пришло, и чебуреки разлетались бы, и пиво текло.

Но вместо чебуреков – сардельки, вместо Сочи – Швейцария. Тогда, извиняюсь, из чего вы хотите выдавить и выдоить интерес к футболу?

И ведь сборы – только часть индустрии. Есть еще интересный, но специфический чемпионат, есть полностью непрозрачные клубные хозяйства, есть всем известные подозрения и даже подтверждения. Нет только реакции на них. А вместе с ней и интереса. Футбол на глазах перестает быть народным праздником. В нем атрофируется самая главная, зрительская составляющая. Спросите у 100 российских клубов, что для них важнее, шоу или результат, и 99 ткнут пальцем во второе. А со зрителем и с его интересом так нельзя. Они от этого потихоньку разворачиваются.

Искусственно, кстати, этот интерес никак не возбудить. Если только насильно народ на стадионы сгонять или статистику карандашиком подправить, к чему, не исключаю, мы еще придем. Становиться нормальными нам надо, – вот тогда будет интерес. А пока будем только казаться нормальными, наш футбол будет казаться футболом.

Евгений Дзичковский