Связка Широков – Попов – как главная ударная сила «Спартака»
Михаил Борзыкин разбирает матч «Спартака» с «Фрайбургом», акцентируя внимание на потенциально мощнейшей связке полузащитников Роман Широков – Ивелин Попов.
В прошлой заметке о «Спартаке» было отмечено: главная тактическая задача красно-белых на сезон заключается в наигрывании связки Широков – Попов. Вчера, в матче с «Фрайбургом», оба креативных полузащитника впервые одновременно появились на поле и отыграли 63 минуты. После Дмитрий Аленичев подчеркнул: «Если Широкову и Попову дать больше игрового времени, они создадут много проблем любому сопернику».
Пока не создают. Но уже вместе. Сценария у этой истории два, и в случае благоприятного «Спартак» может получить лучшую центральную атаку в премьер-лиге.
Тактическую модель «Спартака» можно обозначать по-разному; я бы не сказал, что это строгая 4–2–3–1, 4–3–3 или какая-либо еще; конечно, больше напоминает 4–1–4–1. Какой бы ни была эта пресловутая расстановка, средняя линия команды формируется по самому распространенному в современном футболе шаблону: треугольник, включающий опорного хавбека, центрального и атакующего. Так играют «Зенит» (Гарсия – Витсель – Данни), ЦСКА (Вернблум – Натхо – Еременко), «Рубин» (Георгиев – Оздоев – Эдуардо) и многие другие клубы. В прошлом сезоне исключениями были разве что «Локомотив» (два опорных) и «Краснодар» (более сложная организация центра).
Еще весной изобразить эту композицию в «Спартаке» было невозможно. Причина – линия обороны, которая в одиночку держала удар, тогда как опорная зона находилась в прострации. Отсюда – худший результат в топ-8 по количеству ударов по своим воротам – 297. Тогда играть с одним опорным «Спартак» не мог. Сейчас возможны варианты. Например, видно, что крайние защитники строже, чем раньше, играют в тылу. То ли это тренерский замысел, то ли просто братья Комбаровы (Макеев и Паршивлюк) функционально не готовы. Не знаю.
Предположу, что замысел. Во-первых, флангами «Спартак» играет мало, резко упала значимость кроссов. А во-вторых, пассивные крылья защиты – вполне действенное решение многолетней оборонительной проблемы. Как следствие – разгрузилась средняя линия. Ведь для чего нужны опорные хавбеки? Главным образом, чтобы страховать фланговых защитников: те застревают впереди, а центральный полузащитник смещается на фланг. Если сбросить это бремя, хватит и одного игрока разрушения. Смотря какого, правда.
Аленичев наигрывает Глушакова. В строящейся команде, где организационные дыры еще латать и латать, нужен сильный разрушитель, способный в одиночку выжигать центр. Таким когда-то был молодой Тимощук, таким сейчас являются Вернблум, Адилсон, с оговорками Ахмедов. Глушаков – точно не из этой компании. Поэтому оставлять его в одиночестве против быстрой атаки соперника (понятно, что сейчас рассматривается вариант игры с топами) чревато неприятными последствиями. И мы еще не знаем, что там у Аленичева получится с центром обороны (последней линией).
В любом случае нужна вспомогательная фигура, box-to-box. В ЦСКА это Натхо, в «Зените» – Витсель, в «Рубине» – Оздоев. В «Спартаке» на эту роль претендует Широков. Вернее – Роман должен играть эту роль, если мы хотим увидеть многообещающую связку Широков – Попов.
Ни в «Зените», ни в «Краснодаре» Широков не играл из глубины. Играл пару раз в якиновском «Спартаке», и мы помним, чем все закончилось. Но сейчас другой коленкор, и философских разногласий у плеймейкера с тренером нет. Может ли Широков играть центрального полузащитника, то есть взвалить на себя не только атакующие, но и оборонительные функции? Технически может. В прошлом сезоне у него было 54% выигранных единоборств и 79% выигранных отборов мяча. У распрекрасной спартаковской троицы показатели следующие: Глушаков – 45% и 72%, Чельстрем – 57% и 80%, Ромуло – 43% и 90%. Заодно можно сравнить с другими: Витсель – 57% и 67%, Натхо – 55% и 63%.
На уровне более чем. Но вот функционально… В 34 года-то. Против условных «Мордовии» и «Уфы» «физики» вполне хватит на весь матч, поскольку черновой работы будет немного. Незачем будет мотаться по всему полю. Но против «Краснодара» или ЦСКА Роман может и не потянуть этот рояль. А рассматривать приходится только его. Ибо о Ромуло говорить серьезно пока не приходится – после травмы это совершенно другой игрок, и будь он таким в Бразилии, его бы никогда не подписали. А Попов вспоминает о черновой работе, когда поправляет свою ухоженную шевелюру.
Будь у «Спартака» супермегаопорник вроде Денисова зенитовского образца, за Широкова можно было бы не беспокоиться. С Глушаковым же такой танец сплясать непросто. Попрешь в атаку на радость не всегда разумной публики – и получишь по рогам. В прошлом сезоне красно-белые пропустили 16 мячей после быстрых атак. Хуже только у «Ростова» – 17. Другими словами, команда перестраивалась (переход из атаки в оборону) чуть ли не хуже всех в чемпионате, а среднюю линию украшала красная ковровая дорожка, ведущая к воротам Реброва.
Работы, как видите, много. Результат непредсказуем. Но если получится, о проблемах в атаке «Спартак» больше не вспомнит.
Продать Ромуло, купить норм опорника и защите уже будет гораздо легче и спокойнее.
Каборе например.