20 мин.

Сезон «Зенита» в фотографиях

Лучшие фото о внефутбольной жизни игроков «Зенита», сделанные шеф-редактором клубных медиа команды Егором Крецаном.

Самолет — футбол — самолет.

320 дней, 80 суток в отелях, 58 матчей, 54 перелета, 44 победы и 46 фотографий. 

Привет, меня зовут Егор, и часть моей работы — постоянно находиться рядом с некой футбольной командой и рассказывать о том, что с ней происходит, в клубных медиа.

Каждый месяц я делаю сотни фотографий, большинство из которых никуда не попадает и просто чего-то ждет в телефоне. Точнее, не попадали, пока не появился этот микропроект.

Все слова, буквы и фотографии — исключительно мои личные оценки, никак, то есть вообще никак не отражающие позицию клуба.

Спасибо за понимание.

15 июля, Ирднинг, Австрия

Поехали. Первый летний сбор — в альпийской деревне. Отель — старый, ** века, замок на холме, стадион — внизу, у тихого ручья. Пастораль, все дела. 

Людей нет, вокруг — только пастбища и коровы. И так — 11 дней.

16 июля, Ирднинг, Австрия

Дорога к полю — тренировка координации: четыре километра с горы на огромной скорости. Это пара минут.

Дорога с поля — тренировка выносливости: эти же четыре километра, но в холм, то есть минут 20. Ну, или опять пара, если вы — Томаш Губочан.

30 июля, Ларнака

Первый матч квалификации ЛЧ — против АЕЛа, маленького клуба, к тому же вынужденного играть на чужом стадионе.

На Кипре обычно громко болеют (в Никосии два года назад закладывало уши), но на этот раз все сдержаннее.

Пропускаем — Гарай, как и любой новый защитник, привозит в первой игре — проигрываем и ничего не понимаем.

Приятно одно — искупались. Море шикарное.

1 августа, Тула

Чемпионат начинаем на выезде — впервые в истории «Зенит» играет в Туле. Летим до Москвы, потом еще три часа катим на автобусе.

Нестерпимо душно. На тренировке Рондон узнает, что в Малаге у него родилась дочь (это значит — в туннель), а АВБ впервые в России встречается с Аленичевым.

До игры все боятся Дня ВДВ, во время — наших болельщиков, которые вылезают на решетку. Но в итоге все благополучно — забиваем четыре и едем дальше.

13 августа, Екатеринбург

На Урале — отличные аэропорт, отель и неплохой стадион, который пару лет назад реконструировали, а теперь снова закрывают на реконструкцию уже к ЧМ.

Построить новый было бы дешевле и лучше, но тогда за это пришлось бы платить из местного бюджета, а на реконструкцию дадут федеральный. Поэтому «Урал» скоро переедет в Тюмень.

Побеждаем. В перерыве весь стадион поет «Чайф» — «Ой-йо». Красиво.

20 августа, Льеж, Бельгия

Витселю везет — едем играть в его город. Ну, и Ломбертс тоже не против, к нему приезжает два микроавтобуса друзей и родственников.

Живем в пригороде, где разливают какую-то известную минералку. В отеле мест на всех не хватает, поэтому нам снимают несколько апартаментов в километре. На обед ходим пешком через парк.

Снова побеждаем, уже в шестой раз подряд.

21 августа, рейс из Льежа

Томаш на обратном пути решил поработать стюардессой — разнес полотенца. Человек без плохого настроения. 

16 сентября, Лиссабон, Португалия

Витселю везет еще раз — теперь играем против его бывшей «Бенфики».

В Португалии мы за три года с учетом сборов уже в седьмой или восьмой раз. В Лиссабоне живем в том же отеле — старом «Ритце» на холме.

Самое крутое здесь — запуск орла перед игрой: он облетает весь стадион и садится в центр поля. На нашем секторе его пытались сбить, но орлу, видимо, все равно.

Довольно уверенно побеждаем. Дико рады все, тренеры-португальцы — особенно: они же с детства за «Порту».

20 сентября, Ростов-на-Дону

Удивительно, но в Ростове нет нормальной гостиницы. То есть она была, какая-то сетевая и большая, но проиграла борьбу за выживание, поэтому теперь тут живут в высотке «Дон-Плаза» со стриптиз-баром в подвале и свадьбами каждую субботу.

На стадионе (древнем и довольно странном) все на семечках.

Побеждаем 5:0, на обратной дороге — раковый ужин: их всегда отсюда вывозят ведрами.

24 сентября, Махачкала

Недолго мы радовались тому, что в Дагестан больше ехать не придется — попали на «Анжи» в кубке. В Махачкале очень своеобразно, а с другой стороны — тут, пожалуй, лучшая еда во всем российском футболе.

Побеждаем, возвращаться сюда больше традиционно не хочется.

Да, на фото — вид из дворика отеля.

18 октября, рейс в Краснодар

В чартере любой может почувствовать себя авиационным анархистом: можно в любое время пообедать, можно не выключать телефон, можно не пристегивать ремень (хотя об этом очень просят), а можно вот так.

Это ноги Лодыгина, 45-й размер.

31 октября, Москва

Перед игрой с ЦСКА к Семаку на встречу приехал Даниил — парень из города Нижний Ломов, это в Пензенской области. Рассказал, что в дороге провел весь день.

По плану на встречу было минут 15, в итоге проговорили полтора часа обо всем на свете. И еще большой вопрос, кому было интереснее. 

4 ноября, Кельн, Германия

Перед игрой с «Байером» живем в Кельне в 50 метрах у собора и, естественно, на прогулке в него и отправляемся.

Парни справа — профессиональные собиратели автографов. Они везде — в аэропортах, отелях, всегда с карточками. Вроде как потом перепродают их.

Стадион в Леверкузене (еще одна немецкая деревня, такая же, как Дортмунд) просто отличный, но нам на нем на этот раз не везет — проигрываем.

29 ноября, Мордовия

А это красавец Саранск. Вообще-то «Аэробусы» аэропорт тут не принимает, но у нас — новый самолет, и для него делают исключение.

Здесь и так мрачно, а когда дома еще осень, а тут уже зима — вдвойне.

Мрак продолжается и на игре: на дубовой синтетике пропускаем один и проигрываем.

2 декабря, Казань

В Саранске, оказывается, было еще ничего — в Казани вообще -18. Тренировка укладывается в рекордные 35 минут, на поле лежит лед.

При всем этом выигрываем. Витсель жалуется, что у него отмерзло примерно все. Можно подумать, он такой один — тут у всех что-то отмерзло.

9 декабря, Монако

Последний матч года, значит, обратно в «Пулково» полетит пустой самолет — все прямо отсюда уедут в отпуск.

На побережье уже холодно, но суперкаров и соотечественников все равно больше, чем всего остального.

Перед тренировкой встречаем в городе Андре — сидит на набережной и читает газету. Он сюда каждый год ездит на «Формулу». 

Проигрываем и вылетаем из ЛЧ. После игры рядом с нашей раздевалкой улыбаясь гуляет местный князь.

10 декабря, Санкт-Петербург

Возвращаться домой после матчей в Европе обычно не очень приятно — во-первых, часто проигрываем, во-вторых, летим всю ночь, в-третьих, если не успеть выехать из аэропорта до 8 утра, встанешь в пробку на въезд.

Ладно, в любом случае начинается перерыв, а после него все как обычно по новой.

11 января, Доха, Катар

Как до этого четыре года подряд первый зимний сбор проходил в Дубае, так теперь мы регулярно летаем в Катар.

С одной стороны, тут невыносимо скучно, с другой — сама база просто прекрасная. Живем в отеле-факеле, обедаем и ужинаем на самом верху.

Напротив — один из стадионов, где пройдет чемпионат мира, рядом с нами — «Шальке-04» и «Бавария», которую охраняет, кажется, целая рота сарацинов. Парни из Гельзенкирхена как-то попроще.

13 января, Доха, Катар

На тренировку приходят несколько детей в наших футболках — говорят, местный фан-клуб: увидели «Зенит» в Дохе в прошлом году и решили болеть.

К Халку как обычно очередь. Узнаем, что цвета этой вот местной одежды ничего не значат и купить ее можно хоть кому. Жаль — мы уже понастроили теорий.

В первой игре побеждаем 18:0, даже Зуев забивает. Ждали, что сыграем с командой американских военных, а в итоге попались какие-то физкультурники. Хотелось самому выйти на поле.

15 января, Доха, Катар

«Бавария» смотрит на наши тренировки, мы — на «Баварию».

Данте встречается с Халком и Витселем. АВБ — с Гвардиолой, Тимощук отводит к Нойеру вратарей. Нойер и Рудаков — одно лицо!

17 января, Доха, Катар

Местные пообещали показать футбольный тренажер — комнату, в которой «стены пуляются мячами».

Пока ждем, Лодыгин отнимает у Валеры камеру и успевает снять пару кадров. Получается неплохо.

19 января, Доха, Катар

Через пару минут эта фотография окажется в инстаграме Халка и соберет лайков примерно с население Петрозаводска.  

21 января, Доха, Катар   В качестве командного мероприятия на этих сборах — поход на ЧМ по гандболу.

Приезжаем на стадион, прибегает пресс-атташе нашей сборной, и говорит, что ему срочно нужно к Андре. Оказывается, он — переводчик с португальского и работал с ним, когда тот играл в Москве с «Порту». 

Россия проигрывает и вылетает, мы уезжаем обратно в «Aspire». Нам тут тоже всего пара дней осталась.

 

25 января, Белек, Турция

Прилетаем на второй сбор, в Турцию, и тут все уже намного привычнее: любая команда бывает здесь минимум раз в год, поэтому ситуация, когда за день ты можешь встретить в отеле «Рубин», «Металлист», венгерских судей и сборную Люксембурга, совершенно обыденная.

 

29 января, Белек, Турция На расписании — большой доске на входе в столовую — кто-то нарисовал хитрую рожу. Два дня пытались угадать, кто, оказалось — АВБ. Постепенно к лицу присоединилась змея и птичка.  

 

1 февраля, Белек, Турция

Товарняки играем с поляками — «Легией» и «Пястом». Узнаем, что для любой непонятной ситуации у них одно слово.

«Курррва» — «Бля!» — «Курррва!» — «Вышли!» — «Курррва!» — «Бэк, бэк!»

Вы прослушали аудиотрансляцию встречи «Зенит» — «Пяст».

В последнем матче обыгрываем БАТЭ, Халк забивает прямым с углового. С одной стороны, очень сильный ветер, с другой — миллион просмотров как минимум.

5 февраля, Херес, Испания

Наконец-то последние сборы! Работаем на какой-то запрятанной базе в Андалусии. Судя по футболкам в раздевалке, до нас здесь были «Барселона» и «Реал», судя по тому, что на полях нет света, было это очень давно.

В паре километров — постоянный гул: здесь же находится квалификационная трасса «Формулы-1». Этот факт вызывает обсуждение, решено сходить на разведку.

6 февраля, Херес, Испания

Вопрос с «Формулой» подвисает, зато можно поводить гольф-кар от поля до отеля. Среди лучших гонщиков — Джамал и Тимо.  

 

6 февраля, Херес, Испания У меня есть одна довольно странная традиция — фотографировать те места, откуда мы объявляем о трансферах.

Скучнее всего подписывали Халка и Витселя — в 2 часа ночи в офисе клуба; несколько раз это происходило дома и в отелях.

Дзюба перешел в «Зенит» вот здесь. Это одно из самых больших удовольствий в нашей работе — смотреть, как новость из твоего ноутбука расползается по всему миру.

7 февраля, Херес, Испания

Рондон взял с собой PlayStation. Играют по очереди два на два в баскетбол и футбол.

Пантера (это Рондон) — большой фанат NBA, рвет практически всех. В FIFA играют Витсель, Данни, Кришито, Халк и Нету. Ни разу не видел, чтобы за «Зенит». Видимо, суеверия.

В результате приставку замечают тренеры и объявляют, что в выходной пройдет командный турнир.

10 февраля, Херес, Испания

Утром — одна тренировка, после которой едем на корриду. Точнее, на ферму, где готовят быков.

В программе сначала экскурсия, потом — показательные выступления, потом — ужин.

Быки страшные, к ним лучше и не подходить, а вот лошади вполне себе ничего. Кришито делает селфи и его примеру постепенно следуют еще 30 человек. Лошади — они и так как будто плачут, а тут, кажется, готовы уже зарыдать от такого внимания.

10 февраля, Херес, Испания

За ужином сидим за столом с иностранцами; нахожу в телефоне эту фотографию. Показываю Кришито — он начинает орать: «Привидение! Призрак!».

Телефон идет по кругу — Нету крестится, Гарай говорит, что нужно изгнать дьявола.

Витсель после всего этого рассказывает, что верит в то, что Майкл Джексон жив, причем очень убедительно. Ок, просто мы уже месяц на сборах.

12 февраля, Валенсия, Испания

Последний матч играем на базе «Валенсии». Команда летит туда на маленьком самолете, мы едем 800 километров на микроавтобусе.

По пути заезжаем пообедать в придорожный шалман с красивым названием «Трухилло» и чуть не остаемся там навсегда: наличных не хватает, наши карточки терминал не опознает, по-английски никто не говорит. Испанцы уже не скрывают, что сиеста может и прерваться, но терминал в итоге срабатывает.

«Валенсии» проигрываем, хотя какая разница — наконец-то летим домой!

19 февраля, рейс в Эйндховен

Первый матч года — в Голландии. От сборов уже отошли и прокатиться на выезд даже хочется.

Спокойно побеждаем и возвращаемся обратно в мороз.

15 марта, Раменское

О, этот волшебный выезд в Подмосковье.

Смешной отель (построен над действующей общественной баней), смешной стадион, на котором не растет трава, хотя на совещании все делают вид, что этот газон — вполне себе.

Самое трогательное в Раменском — пароль от интернета: годы жизни «Сатурна» в высшей лиге — 19992011.

19 марта, Турин, Италия

На посадке пролетаем над стадионом, на котором через сутки будем играть. Сверху — ничего так.

Изнутри оказывается тоже неплохо — в Турине громко болеют и действительно ощутимо этим давят, такое мало где заметно.

Проигрываем, но проходим дальше. Проехали и забыли.

22 марта, Москва

Наносим визит дружбы в Химки. «Динамо» — самый противный из московских клубов, никто ни на каком уровне даже не пытается быть вежливым. Тем приятнее победить.

8 апреля, Грозный

Выезд в Чечню — так себе мероприятие, к тому же на этот раз остаемся ночевать.

Обычно на улицу выходить не рекомендуется, но мы все равно прогуливаемся. Находим на столбе объявление: «Прямой автобус, Грозный — Брюссель». Ломбертс не верит, что такое возможно.

Стадион тоже своеобразный: вроде как и новый и красивый, но интернета нет, мобильники глушат, а после игры нас забрасывают бутылками. Мне чуть не прилетает прямо во время интервью «Миринда». Хотел поймать, но нужно было допереводить.

16 апреля, Севилья, Испания

Ноги справа — это Геннадий Сергеевич Орлов на «Рамон Санчес Писхуане».

Севилья — прекрасный город, на стадионе отлично болеют (особенно круто хлопают в ритм фламенко), и результат в общем не самый неприятный.

Сходимся на том, что если бы до игры знали, что проиграем 1:2, все были бы удовлетворены.

1 мая, рейс в Москву

Фотографировать друг друга во сне и себя на фоне того, кто спит — это в самолете отдельный вид спрта.

Фотографий на фоне Сереги Циммермана у Юры в айфоне уже точно не меньше пяти. Что он с ними делает, кому показывает?

2 мая, Москва

Четыре игровых пары Шатова — это, конечно, чуть больше, чем у остальных, но не рекорд: у Юры Жевнова в раздевалке на базе хранилось несколько десятков.

Играем против «Спартака» на новом стадионе. Арена — просто отличная.

Шансов стать чемпионами здесь уже не было, поэтому ничья, да еще и с голом на последней минуте, воспринимается спокойно.

23 мая, Пермь

Суровая уральская архитектура. Каждый раз восхищаюсь этим видом.

Несмотря на такую монументальную арену, «Амкар» — очень скромный клуб: карантин у них, например, проходит прямо на стадионе, а установку дают в зале для пресс-конференций.

Проигрываем, но это уже никого не волнует — чемпионам вроде как можно.

23 мая, Санкт-Петербург

Всех встречают жены и водители, а Рондона — собака.  

30 мая, Санкт-Петербург Последний выезд сезона — на золотом автобусе по центру города. Главные враги чемпионов — троллейбусные провода и дорожные знаки.

Выходим на «Петровском». За спиной — 320 дней и 58 матчей, впереди — три недели отпуска и все по новой. И так каждый год.

Продолжение — в новом сезоне!

Отдельные благодарности — отделу протокола клуба, который все это круглосуточно организовывал, Саше, которая все это терпит, и джетлагу, благодаря которому я не спал больше 40 часов и смог это собрать.

Фото: id042.ru/Егор Крецан