6 мин.

Александр Гришин | Мы занимаемся бестолковой работой

Тренер молодежной команды ЦСКА — об армейских дебютантах в национальной команде России.

Александр Гришин

Наш звонок застал Александра Сергеевича на занятиях в Высшей школе тренеров, где он проходит обучение на лицензию PRO.

— Александр Сергеевич, неужели тренера, воспитавшего двух игроков для сборной России, можно еще чему-то научить? — как-то легло начать с шутки.

— Тренер должен всегда учиться! — Гришин шутку оценил, но сразу де перешел на серьезный тон. — На самом деле, ведь каждый год появляются какие-то новые методики, мы их отслеживаем и добавляем что-то новое в свою работу. Так что ВШТ — это для нас неоценимый опыт. Ну а если вы про Чернова с Головиным… Это ведь не только моя заслуга. Ребята — не москвичи, их начинали тренировать дома, так что в первую очередь спасибо надо сказать детским тренерам. Дальше поблагодарить тренеров системы подготовки ЦСКА, которую Никита с Сашей тоже прошли. И только потом уже они играли в дубле. Нельзя говорить, что это только мои воспитанники.

— Как вы оцените игру ребят, которых знаете гораздо лучше Фабио Капелло?

— Мне понравилось, как они сыграли. Кстати, не только они! Миранчук тоже очень хорошо вышел. Но надо понимать, что это для них лишь аванс. И как они своим шансом в дальнейшем воспользуются, зависит только от них. Я всегда говорил, что пока мы не будем давать шанс молодым, мы не узнаем, на каком уровне они играют. Нам в свое время тренеры шанс давали, мы развивались, попадали в состав своих основных команд, в состав сборной. Пока мы увидели, что Чернов, Головин, Миранчук хорошо сыграли за сборную в товарищеском. Пусть даже на уровне Белоруссии. Но как они себя поведут, выпусти их Капелло. Например, с Австрией? Сможем узнать только если они против Австрии выйдут. В футболе все очень просто. Надо поставить человека на более высокий уровень, и посмотреть, что он из себя представляет. Если не играет, значит, его надо убирать. Если играет и прогрессирует, оставлять.

— В матче со сборной Белоруссии никто ничем не рисковал, поэтому ребят можно было проверить. Но игра с Австрией будет ключевой…. Как тут рискнуть, когда на кону важный результат?

— Понятно, что рисковать никто не хочет. Но если вдруг возникает форс-мажорная ситуация, то тренеру все равно приходится это делать. Например, если вдруг Вася Березуцкий не сможет сыграть с Австрией, придется выпускать Никиту Чернова. Мы, кстати, его именно так в дубле и выводили. Некому было играть, спросили, готов ли он. Никита ответил, что готов. И потом два года играл по 90 минут, практически без замен. Если не давать шанс, не пытаться посмотреть уровень игрока, он никогда не заиграет. И тут варианта два. Либо тренер берет на себя ответственность и рискует, или он просто вынужден рисковать из-за стечения обстоятельств.

— Но будет ли тренер рисковать, когда нет для этого никаких причин?

— Все зависит от тренера, от задачи, поставленной ему руководством. Если поставлена задача выиграть чемпионат, то никакой тренер так рисковать не будет. С другой стороны, тогда мы никогда не получим молодых хороших футболистов. Вот и получается замкнутый круг. Молодой футболист растет тогда, когда есть хорошее сопротивление, хорошая конкуренция и доверие тренера. Это очень сложный вопрос, который все обсуждают в российском футболе. И никто не может придти к определенному выводу. Можно не испугаться, доверить молодому парню и выиграть. Но можно не испугаться, доверить и проиграть. Ответ один: если команда выигрывает, то тренер прав. В спорте есть только один критерий — результат. А тем более на таком уровне, как сборная России.

— Вы, как тренер молодежи, можете оценить игроков дублей или основных составов премьер-лиги, которые в ближайшее время могли попасть в зону внимания Капелло?

— Могу сказать, что за последние шесть лет уровень дублей сильно упал. Все команды искусственно омолодили зачем-то. Кроме, пожалуй, «Динамо». Поэтому они и чемпионы два года. Там держат ребят до 21 года. Все остальные играют с 17-летними, вынуждены работать в тех условиях, в которые поставлены. А в 16-17 лет сказать, заиграет ли парень не то что в премьер-лиге, а даже в первом дивизионе, нельзя. У нас сломана система. Почему у нас раньше ребята попадали из дубля в основу, а сейчас нет? Потому что очень большой разрыв в возрасте. Причем, это раньше они назывались дублирующими, а сейчас это именно молодежные составы. А должны быть именно дубли, как в Германии, Англии, Италии. Игроки 21-23 лет, которые сидят под основными составами. Что спрашивать с тренера молодежной команды, если к нему из школы пришел игрок в 16 лет? И за год его надо сделать игроком премьер-лиги? Это смешно. У нас нет в российском футболе Игоря Кио или другого какого волшебника. Вот если внести в регламент пункт, чтобы в дублях играли ребята 21 года, тогда мы будет видеть прогресс. Пока же непонятно, для чего вообще существует наше молодежное первенство. Сейчас молодежная команда — это просто продолжение школы, старший год. Ни о каком отборе футболистов речи быть не может. Мы прокачиваем молодежь по 10-12 человек в год на продажу, вместо того, чтобы искать звездочек. Мы занимаемся бестолковой работой.

— Именно по этой причине результаты молодежной команды ЦСКА хуже, чем в прошлые сезоны?

— У нас просто сейчас еще моложе дубль стал. Например, сравним с «Динамо». Они как начинали сезон ребятами 94-93 годов рождения, так с ними же и закончили. Мы начинали с пацанами, родившимися в 1995-1996-х, а закончили чистым 97-м годом. У нас получился сумасшедший разрыв! Сопротивляться хотя бы физиологически невозможно. В этом возрасте даже полгода — это большая разница. А когда против ребят 21 года играют 16-летние, о чем говорить? О какой борьбе? Причем, это никому не приносит пользы. Ни нам, ни «Динамо». Для них это слишком слабое сопротивление, и ребята не развиваются. А для нас это неподъемный уровень, пацаны еще не созрели просто.

— Александр Сергеевич, расскажите, что на ваш взгляд происходит с Костей Базелюком? Парень подавал такие надежды, а потом, так и не укрепившись в ЦСКА, отправился в «Торпедо», но и там тоже не попадал в состав.

— Ответ на этот вопрос может дать только сам Базелюк. Каждый в этой жизни может отвечать только за себя, за свои поступки, за свою спортивную форму. Мне уже даже и не интересно, что происходит с Костей. Если он не хочет играть, это его проблемы. Если не может, тоже его проблемы. Мы его довели до уровня основной команды. Два года назад его передали, а дальше что случилось? Мы уже на этот вопрос ответить не можем. Задавать его надо не Гришину, не Слуцкому, не Петракову, а именно Косте. Причин, по которым он перестал прогрессировать, может быть очень много.

Источник