Академия «Саутгемптона». На пути к совершенству
Эндрю Флинт повествует об одной из лучших академий Англии в материале для «The Original Coach».
Перед тем, как я начну свой рассказ об академии «Саутгемптона», мне бы хотелось погрузиться в недавнее прошлое. 25 апреля 2009 года, домашний, решающий матч против «Бернли». Фанаты «святых» пронесли с собой на трибуны дымовые шашки, пластиковые бутылки и активно кидали их в группу выездных болельщиков «кларетов». Стычки и оскорбления продолжались до тех пор, пока полиция не оттеснила северян обратно на их трибуну.
На гостевом секторе были замечены даже несколько ликующих фанатов «Портсмута», которые были безумно рады насолить своему злейшему футбольному врагу. Вскоре прозвучал финальный свисток, однако он утонул в шквале монотонных криков. Вместо мрачной тишины воздух был наполнен как будто статичным электричеством, что не совсем вязалось с обстановкой матча. Повторюсь, это было 25 апреля 2009 года, «Саутгемптон» сыграл со счетом 2-2 и потерял математические шансы на сохранение прописки в Чемпионшипе, вылетев в третий английский дивизион впервые за более чем 50 лет.
Атмосфера, которая царила в тот день на уютном стадионе, возможно, должна была быть сигналом о значительных переменах в клубе, но никто не мог предсказать их масштаб. Спустя несколько месяцев после вылета в Лигу 1 с 10-очковым штрафом, раздираемый финансовыми проблемами, клуб-победитель Кубка Англии-1976 застрял в зоне вылета, и, казалось, уже ничто не могло предотвратить это падение в никуда. Служащие академии «святых» занимались оштукатуриванием помещений, а гостевая раздевалка превратилась в барахолку с остатками спортивного питья, лентами, ножницами и прочим барахлом. Вот такие были долги у клуба.
Единственной ценностью, которая осталась у «Саутгемптона», были его молодые кадры. Двумя годами ранее в «Тоттенхэм» был продан сухопарый паренек, который вскоре станет одним из самых дорогих игроков в истории футбола, а их соперники из Северного Лондона приобрели невысокого скоростного вингера, который поедет на ЧМ-2006, не имея за плечами ни единого матча в Премьер-Лиге. Гарет Бэйл и Тео Уолкотт – лишь двое из целого списка выдающихся выпускников академии «святых».
Вскоре после того судьбоносного матча с «Бернли» в клубе, всегда славившемся своими молодыми талантами, многое изменилось. 30 июня консорциум «Пиннакл», который принадлежал иконе южного побережья Мэтту Ле Тиссье, попытался выкупить клуб, но тут легендарного нападающего ждала неудача. 8 июля немецкий (а вернее, швейцарский) миллиардер Маркус Либхерр провернул быструю сделку по приобретению «Саутгемптона», погасил долги кредиторам и тщательно пересмотрел философии клуба. Несмотря на то, что Либхерр ушел из жизни спустя лишь год, его импульс и дальновидность, которые позволили спасти клуб от исчезновения, продолжали жить в стенах «Саутгемптона», а особенно в духе академии «святых».
Во все времена наиболее успешные юные англичане начинали свой путь в «Манчестер Юнайтед», и только академия клуба с южного побережья была той «фабрикой талантов», что могла посостязаться с «дьяволами». Алан Ширер, Фрэнсис Бенали, Род и Дэнни Уэллас прошли через молодежную систему «Саутгемптона», но настоящим бриллиантом был, бесспорно, Мэтт Ле Тиссье, один из самых одаренных английских игроков своего поколения.
Тренерский состав всегда играл важную роль в футбольном воспитании, однако велика и материальная составляющая успеха. До 2001 года «святые» играли на стадионе «Делл», стареньком и немного пугающем 15-тысячнике, который просто не соответствовал уровню Премьер-Лиги. Он стал как бы отражением тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться клубу, и отображением сущности «Саутгемптона», сути его работы на футбольной поляне – которая строится изнутри, опираясь на собственные резервы, давая шансы молодежи.
После Второй мировой войны сэр Мэтт Басби совершил одно знаменитое деяние: расширил и развил молодежные структуры «Манчестер Юнайтед», благодаря чему он сумел создать превосходную команду. А в основе лежало его решение разослать скаутов по всей территории Британских островов. Раскинув сеть шире своих конкурентов, манчестерский клуб сумел заполучить себе таких футболистов, как Дункан Эдвардс, Джордж Бест и Лиам Уилан – именно вера в их способности позволила добиться этого успеха. Возможно, то, что «Саутгемптон» не может предлагать космические суммы за игроков, определило вектор развития клуба, однако «святые» придерживаются тех же взглядов на молодежь, которые помогли получить репутацию самой лучшей академии Англии. Вместо того, чтобы слепо верить в игроков, которые были плодом качественного тренировочного процесса, клуб быстрее всех смог адаптировать методы работы своей академии к современной игре.
Во время короткого периода правления Маркуса Либхерра было потрачено лишь чуть более £3 млн на трансферы, а в клуб пришло аж 13 новых игроков, включая нынешнего капитана, Жозе Фонте, который был куплен за £1.2 млн. Однако эта сумма была все же больше, чем у большинства клубов третьего дивизиона. Либхерр был прогрессивно мыслящим владельцем, и он осознавал, что бросать деньги исключительно на первую команду – не выход. Наоборот, философия «снизу вверх» была единственным способом организации стабильного развития и возобновления связей между болельщиками и футболистами. В апреле 2010 г. Маркус назначил бывшего Технического директора Федерации футбола Англии Леса Рида главой Департамента развития и поддержки. Десять лет назад никто и подумать не мог создать подобный пост в клубе.
«Частью нашей философии было желание никогда не забывать, что у нас уже играют очень, очень хорошие футболисты», – сказал Лес Рид в прошлом году на Всемирной конференции инноваций Sportstec. «Если задать им правильное направление развития и должным образом их наставлять, то они получат шанс расцвести и заявить о себе».
Лес Рид часто говорит о путях развития и воспитания, когда речь заходит о воплощении философии клуба. Вершины своего развития оно (то бишь воплощение) достигло недавно, когда открылся тренировочный комплекс «Стэйплвуд Кампус». «Это среда для первоклассного развития молодых футболистов на их пути в большой мир Премьер-Лиги. Мы относимся к нашей тренировочной базе больше как к университету, нежели просто к зданию со спортивным оборудованием. Все дело в людях, которые работают там».
С 8-летнего возраста подающих надежды ребят приглашают в структуры клуба (кстати, именно в этом возрасте был замечен весьма талантливый молодой человек по имени Гарет Бэйл). Однако мальчикам не предлагают место просто так и сразу. Существует целая сеть центров развития по всему югу Англии под управлением клуба, а больше всего их расположено в спортивном комплексе университета города Бат [прим. Bath]. На протяжении шести недель юного футболиста возят в ближайший от его дома центр развития, где производятся различные тесты, позволяющие оценить его техническую оснащенность, а не физическую силу или атлетизм.
«Мы замечаем потенциально талантливых ребятишек в довольно юном возрасте, и совсем не обязательно, что их потенциал сумели бы разглядеть другие клубы», – сказал Энтони Лимбрик, тренер «святых» U-18. «Некоторые клубы берут к себе более сильных, физически развитых игроков, мы же действуем более терпеливо, даем юношам время развиться, ведь мы видим в них способности в плане техники и ловкости. Один из примеров, который можно привести в поддержку данного аргумента, немного своеобразен: это вес выпускников академии «Саутгемптона». Джеймс Уорд-Праус и Кэлум Чэмберс весят лишь 66 кг, тогда как Тео Уолкотт – 68 кг. Так что во главу угла ставится потенциал, а не качества футболиста на текущий момент.
Рид также рассказал, что одним из важных компонентов профессионального роста игроков академии «святых» является самоконтроль и ответственность за свое собственное развитие. Каждый мальчик по достижении 8-летнего возраста получает iPad с доступом ко всем записям тренировочных мероприятий, которые они осуществили, домашними заданиями и видео роликами их собственной игры. Есть еще одна крутая фишка: с помощью специальной программы игроков просят определить их личные цели на каждый матч, а тренер дает им командную установку. Родителей поощряют следить за обучением детей, а принимающие семьи, в которых живут мальчики, подобраны так, чтобы юношам было комфортнее заниматься.
Разумеется, тренировки – основная вещь в жизни молодых людей в футбольной академии, и за этим важнейшим компонентом футбольной карьеры тоже необходимо вести полный контроль. Каждое тренировочное занятие снимают на видео при помощи камер с дистанционным управлением, расположенных на каждых футбольных воротах и над каждой линией центра поля. Всю информацию шлют футболистам на их планшеты, а также в Центр Поддержки, который все знают под названием «Черной Комнаты» [прим. «Black Box»].
В 12 лет юноши раз в неделю приезжают в Стэйплвуд Кампус, оставаясь на ночь у принимающих семей, чтобы два дня тренироваться и еще один день провести в компании 7 учителей, чтобы проходить школьную программу. К примеру, Уорд-Праус не только ворвался в состав первой команды, но и получил три высшие оценки на выпускном экзамене в школе, и ни один выпускник академии не провалился при сдаче экзаменов BTEC.
Фанаты могут гордиться тем, как Маркус Либхерр создал и реализовал план по возвращению клуба в английскую элиту. Этому послужили два фактора. Во-первых, в отличие от многих других клубов, которые через свои скаутские структуры ищут талантливую молодежь по всей стране, «Саутгемптон» решил сконцентрироваться исключительно на юге Англии. Скауты клуба специально тренированы, чтобы уметь найти нужного клубу мальчика и чтобы глубоко копнуть в его «профайл», изучить его спортивные и личностные данные.
Во-вторых, система игры, которая используется в академии «святых», предназначена для формирования правильных навыков с самого раннего возраста. «Мы используем 4-3-3 в стенах академии как базовую структуру нашей модели игры. Нет, не потому, что она является универсальной формулой победы, но лишь потому, что необходимо тщательно развивать в игроках определенные качества, чтобы достойно играть в этой схеме (в отличие от расстановки 4-4-2). Наша схема требует ротации в центре поля, поддержки фланговых защитников, а центральные защитники должны быть готовы уйти на фланг и вообще много играть без мяча». В современном футболе тактические схемы меняются со скоростью молнии, так что умение приспосабливаться становится одним из ценных атрибутов молодых футболистов.
В последние 6 лет «Саутгемптон» пережил настоящую революцию – тот самый подход «снизу вверх», о котором говорил Лес Рид. «Какой смысл растить футболиста в академии на протяжении 8 лет, а потом приходит новый тренер и говорит: «Мы этим больше не занимаемся»? Так что мы выбираем тренеров, исходя из того, разделяют ли они нашу клубную философию».
Найджел Адкинс пришел к управлению футбольным клубом несколько нестандартным способом – он начал свою футбольную карьеру как физиотерапевт – но тот факт, что он дважды вывел «Сканторп» в Чемпионшип, подтвердил, что его назначение в «Саутгемптон» не было ошибкой. Довольно короткое пребывание Маурисио Почеттино у руля «Эспаньола» не прославило его на весь мир, но он успел показать, что вполне способен доверять молодежи. Хотя увольнение Адкинса многим показалось довольно циничным, аргентинец пришел на его место и улучшил работу своего предшественника. Под его руководством Адам Лаллана, Чемберс и Люк Шоу провели выдающийся сезон, прежде чем их продали в общем примерно за £70 млн, и бóльшая часть этой суммы была направлена на покупку других игроков.
Рональда Кумана позвали в клуб прошлым летом после того, как он показал аналогичный подход к работе с выпускниками академии. В «Фейенорде» он использовал в своей работе более 50% футболистов, выпустившихся из стен родного клуба; и хотя академия «Аякса» славится на весь мир, на Чемпионате мира половина сборной Голландии состояла именно из игроков Роттердама. Куман – гораздо более крупный по имени тренер, и все же он придерживается той же философии.
В «Саутгемптоне» активно используют результаты исследования «Черной Комнаты» касательно всех аспектов работы клуба, включая развитие игроков, скаутинг, разбор игры соперника и тренировки. Так что теперь беднягам-ассистентам не нужно часами просматривать игровые видео и делать из них нарезки из передач, позиционирования, ударов, прессинга, стандартов – программа делает все это за них. По мнению Сэма Эллардайса, который всегда был сторонником использования высоких технологий в тренерском ремесле, такая система, как в «Саутгемптоне», жизненно необходима для успеха.
Кстати, Центр Поддержки (та самая «Черная Комната») занимается не только начальным скаутингом и улучшением качества работы. Как бы ни была отработана система, некоторые футболисты все же проскальзывают сквозь сеть отбора, или плохо показав себя на вступительных испытаниях, или же просто их мысли в тот период были совсем не о футболе. И даже после поступления в академию «святых», нет никаких гарантий, что игроки будут успешны вплоть до команды U-18. Один такой пример – Кевин Филипс: сейчас он тренер в «Лестере», в бытность в молодежке «Саутгемптона» он выступал на позиции правого защитника, но его отпустили после 6 лет обучения за профнепригодностью. Во время долгого пути из низших английских лиг он успел переквалифицироваться в нападающего, заслужить приглашение «Саундерленда» и стать единственным англичанином, который смог выиграть «Золотую Бутсу» (2000).
Сотрудники Центра Поддержки также собирают и хранят информацию по игрокам, которых отвергли во время вступительных испытаний, на случай если те внезапно заиграют в разы лучше. У «Саутгемптона» есть так называемая Программа Второго Шанса для 16-летних парней, у которых не получилось достойно показать себя в других клубах, или которые просто не преуспели ранее. В таком случае ребята проходят то же самое полноценно обучение, что и игроки академии.
Если юноше предлагают место в команде, то это никогда не является случайностью. Кандидатов всегда чрезвычайно тщательно отбирают, а всю информацию откладывают «на потом». Это не тот случай, когда скауты клуба видят яркое выступление паренька и говорят: «О, давайте мы пригласим его к нам!». Нет. Цель работы скаутской службы «святых» – не пропустить ни одного многообещающего юного футболиста, а также найти для подростков дорогу обратно в большой футбол (возможно, даже в другой команде). Примером подобного может послужить случай Исаака Нехеми, который заслужил себе место в команде U-18 через эту Программу, но, так как в составе уже было два левых защитника, ему позволили подписать двухгодичный контракт с «Астон Виллой».
Технологии проникли в каждый уголок академии и тренировочных полей «святых». Медицинский отдел разработал свои собственные приборы для лечения особых случаев травм и заболеваний, а анализ тренировок и матчей команды позволяет тренерскому штабу в будущем избежать неприятностей со здоровьем футболистов. В прошлом сезоне у «Саутгемптона» мышечных травм было меньше, чем у всех остальных команд АПЛ, хотя «святые» пробежали чуть ли не больше всех своих соперников. Даже клубная прачечная оснащена особыми стиральными машинами, которые при работе накачивают больше кислорода, чтобы убить до 99% бактерий на грязной униформе.
Разумеется, для такого амбициозного и большого проекта нужны людские ресурсы. 6 лет назад в академии работало лишь шесть сотрудников, а во всем клубе насчитывалось 14 человек, которые занимались футбольными функциями. Сейчас насчитывается 56 работников Центра поддержки развития футбола, и до 80 человек занято в некоммерческой деятельности. Некоторые работают в восхитительном павильоне Стэйплвуд Кампуса, который был построен Маркусом Либхерром. Комплекс был официально открыт в прошлом ноябре, а на его сооружение ушло около £40 млн. Как говорит Лес Рид, хотя эта сумма кажется довольно внушительной для такого клуба, как «Саутгемптон», это всего лишь стоимость одного игрока мирового класса, и совсем не факт, что этот игрок сможет вписаться в команду.
Дизайн тренировочного комплекса заставил бы гордиться человека, который спас этот клуб. Все поля расположены очень близко друг к другу вокруг двухэтажного здания, так что можно видеть абсолютно всех футболистов «Саутгемптона» в деле. Шанс для юношей получить ощутимое побуждение к совершенствованию – ключ к пониманию той атмосферы, что царит в этом центре. Даже раздевалки расположены в одном коридоре, бок о бок друг с другом: сначала U-18, потом дверь к U-21, и в конце переодевается основная команда. Конечно, этот символизм поступательного развития и движения к своей цели – не случайность, как и выгравированный на стене столовой список выпускников академии, которые смогли достичь профессионального успеха.
Подъем «Саутгемптона» из глубин Лиги 1 к гонке за местом в Лиге Чемпионов за пять лет стал весьма увлекательной историей, но она не должна так удивлять. Едва ли сезон проходит без того, чтобы какой-нибудь клуб перешел под управление нефтяного магната или члена королевской семьи с Ближнего Востока. Так что с учетом состояние семьи Либхерр, которое оценивается в три миллиарда фунтов (в 2012 г. они стали пятыми в списке самых богатых владельцев футбольных клубов Англии), вся эта деятельность вполне укладывается в контекст современного развития футбола. Однако революционные методы и глобальный подход к решению проблем стали настоящим шоком – а все начинается с первоклассной академии.
Эндрю Флинт, The Original Coach
Подписывайтесь на блог автора о футбольном клубе "Саутгемптон": "Saints' Row".
Прям не клуб, а мечта.
Спасибо за перевод.
Немного непонятно, что за принимающие семьи, это типа приемных родителей на три дня?)
А новаторские методы в подготовке футболистов напомнили мне сцены из фильма Тренер))
А за перевод классного текста большое спасибо!