3 мин.

Клуб для фанов или фаны для клуба?

Футбол в настоящее время транслируется в 600 миллионов домов по всему миру. АПЛ – лига №1 – готовится заполучить целую кучу денег от нового контракта с ТВ. Недавно лига продала права на трансляцию обзоров матчей на мобильные устройства…

Все это делает футбольный матч доступным на любом континенте. Открывает любые рынки. Но вот ведь, что интересно: исследования, проведенные не так давно по заказу Челси в США, показали, что местные любители соккера следят за АПЛ, считают ее лигой №1, но не сохраняют приверженность одному клубу.

«Боление» может смещаться в зависимости от трансферов звезд или игроков-земляков болельщиков. Например, когда один английский клуб подписал корейца, то после этого в Корее удалось реализовать 1,2 млн. клубных карт.

Стоит ли приводить примеры роста такого интереса к АПЛ в России после переходов Аршавина, Павлюченко и Жиркова?

Но глобализация нанесла неожиданный удар в спину ориентированным на иностранные рынки клубам. В клубном офисе знание корейского языка или малайского рынка стало более важным, чем знание клубной истории и фанатских традиций. При этом клубы так привыкли доить местных фанатов, что окончательно перешли на принцип «чтобы корова давала больше молока – ее надо чаще доить и реже кормить».

Рост цен на билеты в Англии:

1977 год средняя цена билета первого дивизиона £ 4,30

средняя заработная плата - £ 27554.

1992 год средняя стоимость билета £ 11,26

средняя заработная плата - £ 28508.

2008 год билет на АПЛ стоит в среднем £ 28.

средняя заработная плата £ 29993

И вот с теми людьми, что приходят на стадион, покупают абонементы, атрибутику и пиво, т.е. являются становым хребтом футбольной экономики, назревает серьезная проблема. Отчет Virgin Money говорит нам, что 25% фанатов АПЛ отказались в этом сезоне от абонементов.

Второй манчестерский клуб потеряет в ближайшие два сезона из-за конфликта с местными болельщиками £24 млн. только за счет падения матчевой выручки.

Конечно, эту ситуацию можно оправдать кризисом. Но именно кризис подчеркнул ту проблему, что и так была ясна фанатам: гигантские, несоизмеримые с их заплатами, доходы футболистов. Очевидно, что самый никчемный игрок в АПЛ получает в неделю столько же, сколько средний англичанин в год. И это стало одной из главных причин раздражения «отказников».

Казалось бы, у Манчестер Сити нет проблем. В этом сезоне на трибунах в среднем 45 402 (и эта цифра еще вырастет, т.к. впереди еще дерби, «сыкспойнтеры» с Тотнемом и Виллой и пр.) Рост числа фанатов на трибунах относительно прошлого года составил почти 8 %.

Но пока эта статистика уступает показателю 2004 года. Тогда клуб занял не самое почетное 16-е место. Но это был первый сезон на City of Manchester Stadium и трибуны были битком – 46 834 человека в среднем на матче.

В клубе прекрасно осознают, что есть риск отрыва команды от ее фанатов. Причин может быть много: деньги, непринятие «чужаков», неудачная игра и пр.

Поготовлены ответы этой угрозе. Заморожены цены на абонементы на следующий сезон. Снижены цены на детские билеты и абонементы. Реклама бренда изменилась: от вызова (Welcom to Manchester) до практически «социалки». Задача – обосновать единство бренда и его приверженцев.

Принты сделаны в стиле уличного граффити. См. с ШРФ и Беллами:

 

А это ролик с Беллами в рамках новой концепции.

 

Рекламная кампания не пытается опровергнуть простой факт больших зарплат звезд Сити. Но она пытается показать, что игроки зарабатывают эти деньги тем, что выкладываются в каждом матче, много и тяжело работают. Для своих фанатов.