Хосеп Гвардиола: мастер хаоса и контроля
На основе интервью, которое Хосеп Гвардиола дал порталу Squawka, аналитик Грег Джонсон разбирает особенности тактики каталонца. Он утверждает, что игровая модель Гвардиолы является ответом на естественную эволюцию футбола. Также Джонсон сравнивает философии Гвардиолы и Жозе Моуринью: он показывает, как подход к контролю над игрой делает их антагонистами, перечисляет «правила победы» Моуринью, но также находит у обоих тренеров кое-что общее.
Блог «Диего Симеонович» приводит первую часть материала, ее героем является Хосеп Гвардиола
Они оба являются центрами притяжения. Их можно сравнить с клубами по уровню привлекательности для лучших игроков, которые приходили к ним в «Барселону», «Баварию», «Челси», «Интер» и «Реал». С несколькими победами в Лиге чемпионов и растущей коллекцией трофеев в национальных первенствах каждый из них уже оставил свой след в спорте, как на поле, так и в зале славы. Но не блеск кубков делает их элитой среди элиты европейского футбола.
Гвардиола и Моуринью увидели, что игра меняется, и отразили эти изменения – каждый в своей собственной философии, тактике, в подходе к игре. На заре эру совершенных футболистов они стали самыми продуктивными завоевателями трофеев, теми, кто лучше других пользуется эволюцией футбола.
Чистые, незамутненные идеи тотального футбола, развитие которых логично приводит к команде, игроки которой не имеют определенных позиций, когда-то выглядели научной фантастикой. Но футболисты совершенствуются. Сейчас развитие достигло той точки, когда уместнее говорить о функциях, чем о позициях. Задачи футболистов все чаще определяются не столько их местом на поле, сколькой изменением фаз игры.
В интервью Squawka Хосеп Гвардиола сказал, что игра становится более беспорядочной по мере того, как совершенствуются игроки.
«Управление – это хаос, или контроль. И вам нужно и то, и другое. Есть игроки, которые ищут лучшие решения для команды, они думают о пользе команды. Это умные игроки. Именно они могут осуществлять контроль над игрой, делая то, что нужно команде и то, чего хочет тренер.
Но есть и игроки, которые вызывают хаос. В игре они руководствуются инстинктом и талантом. Этот тип игроков необходим перед последними 20-ю метрами поля. Они могут придумывать что угодно, тренер не может контролировать их действия, да их и не нужно ограничивать.
Вам нужны и те, и другие. Они все – часть игры. Вам нужны игроки, которые могут анализировать ситуацию и принимать правильные решения, и нужны те, которые будут свободны и смогут проявить свой талант. Если вы можете смешать оба типа игроков в своей команде, вы получаете большое преимущество».
Совмещение хаоса и контроля позволяет не только добиваться побед, но и делать это в узнаваемом стиле. Для Гвардиолы цель не в стремлении заставить оппонентов ошибиться. Его цель – найти слабые стороны соперника и постоянно использовать их. Поэтому он максимально тщательно готовится к играм, изучая соперников, и часто применяет хитрости в расстановке своих игроков, чтобы получить максимальное численное преимущество на ключевых участках поля. Главную роль в этом играет интеллект.
«Важнее всего иметь в своем распоряжении умных игроков. В футбол играют 11 на 11, так что обычно более сильные игроки имеют больше шансов на победу. Побеждают те, кто умнее, кто чаще принимает решения, кто лучше использует шансы. Я был игроком, который контролирует игру. У меня не было таланта к дриблингу, я не умел создавать голевые ситуации. Я чаще пользовался умом, чем ногами. Примеры таких игроков: Филипп Лам и Бастиан Швайнштайгер. Филипп Лам – самый умный футболист, которого я тренировал. Это другой уровень».
Вскоре после прихода в «Баварию» Гвардиола перевел Лама туда, где играл сам, на позицию дирижера команды. Находясь в центре поля Филипп Лам может гораздо сильнее влиять на игру: задавать направления развития атак, использовать свободные пространства и подключать игроков на других позициях.
До появления каталонца Лам на позиции правого защитника делал примерно 64 паса за игру. Со сменой позиции количество пасов за игру выросло до 79, а точность передач – с 89% до 92%. Более того, силовая игра Лама также улучшилась. При Юппе Хайнкесе он делал в среднем 0,8 отборов за игру, а их эффективность составляла 66% – что довольно неплохо. При Хосепе Лам совершает в среднем 1 отбор за игру с фантастической эффективностью 77%. То есть, влияние Гвардиолы на «самого умного игрока, которого он тренировал» сказалось в его вовлеченности в игру, сделало его более продуктивным, а также помогло лучше защищать свой интеллект с помощью мускулов.
Еще в «Барселоне» он расширил функциональность некоторых игроков, особенно Эрика Абидаля, Дани Алвеса, Серджи Бускетса и Лионеля Месси, заставив их выполнять множество разных задач. Молодой Месси, при всей его гениальности, считался фланговым нападающим, вингером. Термин «ложная девятка» тогда был не более чем профессиональным жаргоном. Научив Месси постоянно перемещаться между линиями по ходу игры, запутывая защитников, Гвардиола ввел термин в моду и сделал его частью современной культуры игры.
Серджи Бускетс был в «Барсе» Гвардиолы необычной смесью плеймейкера, опорника и дополнительного центрального защитника, в зависимости от фазы игры. Эрик Абидаль, строго играя в защите, часто смещался в полузащиту, создавая численное преимущество в центре. А Дани Алвес превратился во флангового нападающего.
Гвардиола использовал этих разноплановых игроков, чтобы использовать новые слабые места соперника, белые пятна, возникающие при эволюции игры. Сегодня дополнительные функции в «Баварии» возложены, кроме Филиппа Лама, на Давида Алаба и Томаса Мюллера. Они постоянно перемещаются между линиями, создавая численное большинство в местах развития атак и внося беспорядок в ряды защищающейся команды.
Но изменениям подверглись не только индивидуальные функции игроков «Баварии», а и принцип игры. Количество пасов в среднем за игру выросло с 584 при Хайнкесе до 712 во время второго сезона Гвардиолы. При этом средняя длина паса уменьшилась с 19 метров до 17,6 метров. Соответственно уменьшилось и количество индивидуальных ошибок в обороне – с 0,3 за матч до 0,18 за матч. У игроков стало меньше возможностей их совершить, не говоря о том, что короткие пасы реже перехватывают.
Игроком, «определяющим разницу», или, как еще часто говорят, делающим результат, для Гвардиолы является Арьен Роббен. В его «Баварии» именно голландец является игроком, вызывающим хаос в 20-и метрах от чужих ворот. Под руководством каталонца Роббен вышел на новый уровень игры. В последний (лучший) сезон Хайнкеса голландец забивал в среднем 0,31 гола за игру, создавал для партнеров 1,81 шанса за игру и делал 2 отбора. Успешных попыток дриблинга было 59%. Во второй сезон Гвардиолы Роббен забивал в среднем 0,81 гола за игру, создавал 2,38 голевых шансов и делал 4,48 отборов. Эффективность дриблинга выросла до76%.
Похожие изменения претерпела и игра Франка Рибери.
«Роббен и Рибери имеют больше свободы, чем остальные, ведь не все игроки настолько творческие. Они перемещаются между линиями и смещаются в центр, потому что хотят постоянно получать мяч, и могут и обводить соперников, и забивать сами».
Во второй части материала: Жозе Моуринью, как антагонист Гвардиолы, но есть ли у них что-то общее?