Марко Трабукки о трансферах Ерёменко, Думбия и Алиева
Футбольный агент Марко Трабукки – об особенном Еременко и секретах перехода Думбия.
Итальянский агент Марко Трабукки – персонаж колоритнейший. Один человек из мира футбола сказал про него: «Если тебе нужно выйти на любого футбольного человека – позвони Марко, и он сделает это за пять минут».
Для российских болельщиков Марко интересен тем, что он отлично говорит по-русски и соответственно имеет немалое отношение к нашему футбольному рынку. В частности, он ведёт дела одного из лучших игроков РФПЛ Романа Ерёменко.
Именно Трабукки организовал переход Думбия из ЦСКА в «Рому». Именно он привозил в Россию Кавенаги, Веллитона, Буссуфа и многих других ярких футболистов.
В общем, поговорить нам было о чём.
– Марко, давайте начнём беседу с вашего звёздного клиента из ЦСКА. В бытность игроком «Рубина» Ерёменко с радостью приобрёл бы любой российский клуб с приставкой топ. Почему он оказался не в самом богатом ЦСКА? – Совпало несколько обстоятельств. Кандидатура Романа была действительно интересна многим российским топ-клубам – и ещё задолго до его перехода в ЦСКА. Но сначала «Рубин» при Бердыеве не хотел его продавать, а в другой раз сам Рома отклонил предложение, поступившее от одного московского клуба.
Но летом 2014 года ситуация уже была иной. Ерёменко не хотел оставаться в «Рубине». В этот момент на него было три конкретных претендента – ЦСКА, «Динамо» и «спартак».
— Так почему ЦСКА? — Важную роль сыграл разговор Ерёменко с Леонидом Слуцким, итогом которого он остался доволен. Также нет смысла скрывать, что Роман хотел играть в Лиге чемпионов. Ради этого он даже согласился на понижение в зарплате. Думаю, что для многих это соревнование номер один.
В Лиге чемпионов он поиграл в составе киевского «Динамо». Но там был нюанс. Тогдашний наставник киевлян Валерий Газзаев, который привык доверять молодым, ценил в Романе прежде всего огромную работоспособность, поэтому использовал его на правом краю защиты. Это мешало Ерёменко проявить себя в полной мере.
В Казань Роман приехал, чтобы прогрессировать, деньги не были главным. РФПЛ была сильней украинского чемпионата. Плюс Курбан Бердыев очень хотел видеть в его команде. «Рубин» стабильно играл в Лиге чемпионов, и мы все знаем, как он там играл. Но в прошлом году, когда Роман решил покинуть Казань, всё уже было по-другому.
— Ерёменко покинул «Рубин» до истечения срока контракта. Один из руководителей клуба в неформальной беседе заявил одному из нас, что его к этому решению склонили вы. — За 15 лет я работы привык, что мы, агенты, всегда во всём виноваты. Но подумайте сами. Разве Роман 17-летний парень без головы на плечах? Ерёменко – взрослый мужчина, у него двое детей. Когда он решил покинуть «Рубин» после трёх лет выступлений за команду, она закончила чемпионат на восьмом месте. Все ведущие игроки были проданы — Рондон, Рязанцев, Ансальди, Боккетти, Натхо. Плюс ушёл Бердыев. Роман логично рассудил, что команда уже не будет бороться за чемпионство, и попросил, чтобы за год до конца контракта его отпустили.
Мне кажется, не так сложно поставить себя на его место. Если выбирать, что лучше — помогать в воспитании юных футболистов «Рубина» или играть в Лиге чемпионов и бороться за самые высокие места в ЧР — ответ будет очевиден.
— Всё ли Романа сейчас устраивает в ЦСКА? Он переходил в клуб чемпион России, а сейчас армейцы рискуют не попасть в Лигу чемпионов. — Да, Романа сейчас всё устраивает. Тем более если армейцы попадут в Лигу чемпионов. При этом мы понимаем: если ЦСКА захочет в будущем продать кого-то из своих футболистов, как это было зимой, то это может принести клубу значительную экономическую выгоду. Скажу так: судьба Ерёменко зависит в первую очередь от ЦСКА.
– А если армейцы всё-таки не попадут в ЛЧ, Роман останется? – Почему нет? Нужно понимать, что Роман специфичный человек. За мою 15-летнюю практику я таких игроков почти не встречал. Деньги для него – отнюдь не на первом месте. Важней для Романа получать удовольствие от игры и от соревнования, в котором он участвует. Есть и другие вещи, которые хорошо его характеризует. Походам в рестораны и ночные клубы он предпочитает общение с семьёй. Игре в Play-station – интересную книгу. К слову, Роман читает и говорит на пяти языках. Что же касается места его работы — для него важен микроклимат в команде и то, как себя чувствует в городе его семья.
– Отношения в армейском коллективе его устраивают? – Полностью. Единственное, чем он может быть разочарован, так это тем, что он ехал в ЦСКА за чемпионством, но пока не добился этой цели. При этом он доволен, что благодаря партнёрам, тренерам, их поддержке, собственному настрою смог провести блестящий сезон на индивидуальном уровне.
– А существует к Ерёменко предметный интерес со стороны серьёзных европейских клубов? – В январе к нам обращался большой итальянский клуб с вариантом аренды и возможным последующим выкупом, но сам Роман не захотел покидать ЦСКА.
– А до перехода в ЦСКА кто-то в Европе конкретно интересовался Ерёменко? – Да. Назову даже точную дату. 8 августа 2013 года конкретную заинтересованность выразил мой друг, директор мадридского «Атлетико» Андреа Берта.
— Но? — Но «Рубин» не согласился отпускать Ерёменко меньше чем за 15 миллионов евро, и для «Атлетико» в тот момент это было слишком дорого. Если бы Роман стоил меньше, то был бы интересен по меньшей мере 10 топ-клубам Европы, которые с удовольствием его бы подписали. Они быстро сделали бы российскую визу и уже вечером были бы в Москве.
Оговорюсь — то же самое можно сказать обо всех стоящих футболистах чемпионата России. Когда цена игрока падает, например, ввиду наступления последнего года контракта, за такими игроками, как Ерёменко, Дзагоев, Кокорин, Глушаков, выстраивается очередь.
– Вы сыграли немалую роль при продаже Думбия из ЦСКА в «Рому». Расскажите о нюансах перехода. Как всё было? — В середине января, примерно 15-го числа, мне позвонил спортивный директор «Ромы» Вальтер Сабатини. «Марко, мы думаем о покупке Думбия, — сказал он. – Что скажешь насчёт него?» «Надо брать», — ответил я. «Ок, тогда будь готов к тому, чтобы начать работу», — сказал Вальтер.
Здесь стоит оговориться, что параллельно «Рома» рассматривала варианты с Коноплянкой, Луисом Адриано, Ярмоленко. Там могли взять только одного футболиста не из ЕС и за такую сумму. Вначале вариант с Сейду был в числе аутсайдеров, но в итоге выбрали именно его.
Любопытно, что это первая крупная сделка, в которой я не выезжал на переговоры. Незадолго до этого я сломал ногу, и поэтому все нюансы обсуждал по телефону из больницы.
Сейчас остаётся надеяться, что Сейду оправдает доверие «Ромы», его тренера Руди Гарсии и директора Сабатини. Кстати, Вальтер заслуживает отдельных слов благодарности и признания за работу, проделанную им в последние годы в «Роме». Команда долгое время была единственным реальным конкурентом «Ювентусу», стабильно наверху, участвует в ЛЧ. Раньше было совсем по-другому.
– Поговаривают, что в Риме уже жалеют о переходе Думбия. – Надо понять, что в центре и на юге Италии все очень эмоциональны (улыбается). Если я сегодня приду к ним с предложением по Думбия от другого клуба, то в «Роме» меня примут с распростёртыми объятиями. Но если сегодня он забьёт победный гол «Лацио», то мне в точно такой же ситуации скажут: «Ты что себе позволяешь? Это же наш герой, наш любимец Сейду Думбия!» В этом прелесть и эмоции города Рима. Поверьте мне, это лучший город для футболиста! Чтобы получить настоящее удовольствие от футбола и жизни, надо ехать туда. Тебя там любят и обожают. Один скудетто в Риме как пять – в «Ювентусе».
Это единственный город в мире, где есть семь не просто спортивных, а чисто футбольных радиостанций. Других видов спорта там просто не существует. Там не знают, что ещё в мире есть баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика – их просто не существует. В такси вместо музыки всегда звучит футбольная передача, все туристы знают.
– Думбия – один из самых результативных игроков в истории ЧР, забил 60 голов в 91 матче. И ещё 17 в 20 еврокубковых встречах. Не кажется ли вам, что на Сейду слишком быстро нагнали волну критики за пару неудачных матчей? – Абсолютно согласен. Всегда вспоминаю в данной связи Платини, который очень плохо играл в первые полгода в «Ювентусе». Был на грани отъезда из клуба. А ведь это был один из самых великих игроков, которого видел итальянский чемпионат, кумир моего детства. Нельзя сказать, что в первые полгода он валял дурака – просто адаптировался. Поэтому соглашусь – Думбия надо дать время. Вместе с тем надо понимать: футбол меняется вместе с жизнью. Сейчас на футбол влияет финансовый фэйр-плей УЕФА, растёт роль экономического фактора, время стоит всё дороже, а значит, футболисты должны понимать, что клубы сегодня уже не готовы ждать по полгода, пока игрок адаптируется.
– Руководство ЦСКА должно быть довольно сделкой по Думбия и тем, на каких условиях удалось провернуть трансфер. А было ли недовольство среди футболистов клуба в связи с потерей такого нападающего? Например, что чувствовал ваш подопечный Ерёменко, о чём говорил с вами по этому поводу как клиент? Не просил ли шутя об отмене сделки? – О, это интересно (улыбается). Так вышло, что зимой, уже после продажи Думбия, я оказался на сборе ЦСКА. Я предполагал, что когда встречу футболистов и тренеров, то услышу о себе всё, что они думают. Но ничего подобного не произошло. На самом деле все понимали, что Сейду полностью реализовал себя в ЦСКА. При этом он не был игроком, от которого клуб хотел избавиться. Но за него предложили достойные деньги, тем более в кризисный 2015 год.
Другое дело, что ЦСКА нужно найти ему замену. Возможно, армейцы уже нашли её в лице Страндберга. Но это уже вопрос не ко мне, а к соответствующим клубным специалистам.
– Как агенту, вам просто или сложно работать с ЦСКА? — Хороший вопрос. Работать с ЦСКА очень интересно и очень сложно. Не зря армейцы, при сравнительно небольших вложениях по сравнению с другими командами РФПЛ, добиваются таких результатов. Это происходит во многом благодаря отличному менеджменту, что не является подарком для нас, агентов. После переговоров с Романом Бабаевым и Олегом Яровинским я очень часто выхожу выжатый как лимон, чувствуя, что снова проиграл. Зато я знаю, что имел дело с профессиональными людьми. Не хочу никому льстить, но в стране, где есть немало хороших футболистов, немного хороших тренеров и очень мало профессиональных менеджеров, встретить такого управленца, как Роман Бабаев, это большая удача. Я уверен, что он менеджер европейского уровня. Гинеру очень повезло, что у него есть такой человек, а самому Роману – что Евгений Леннорович нашёл его и доверил дела в клубе. С руководством ЦСКА всё непросто, но конструктивно и профессионально. Я лично получаю полезный опыт и удовольствие от сотрудничества с ними.
– Расскажите про новичка ЦСКА Алибека Алиева. Насколько мы понимаем, он ваш подопечный? – Да. На данный момент Алибек заявлен в РФПЛ как швед. Но, по информации, которую мне дал ЦСКА, летом он уже перезаявится как россиянин. Думаю, что в следующем сезоне он будет получать первые шансы. Ему нужно было время на адаптацию, к тому же, в отличие от того же Страндберга, он выступал в Швеции за команду резервистов. В Швеции ты ни при каких условиях не можешь играть во взрослом составе, пока тебе не исполнится 19 лет и не будет подписан первый профессиональный контракт. Даже если заслуживаешь выступать в основе. Поэтому он в Швеции ещё не успел дебютировать за основную команду. Но ЦСКА договорился, что ему лучше приехать на эти полгода, поиграть за дубль. Кстати, Алибек забил в двух последних матчах, против «спартака» и «Ростова». Ерёменко говорит мне, что у него очень правильный настрой и подход к работе. Ему всего 18, и я думаю, что со следующего сезона он уже сможет начинать.
– Сильные стороны Алиева? – Это нападающий, который играл за сборную Швеции 1996 года рождения. Родился в Дагестане, в детстве семья эмигрировала в Швецию. Судя по чемпионату мира 2013 года до 17 лет, где шведы заняли 3-е место, это сейчас сильнейшая сборная континента. Рост 190 см. Не чурается выполнять большой объём работы. У меня нет сомнений в том, что это будущий форвард сборной России. Только России! Я «запретил» ему играть за Швецию, и он это понял. Даже если Ибра пришлёт за ним самолёт – не полетит (улыбается). Не хочу повторить ошибку, которая была с Ерёменко.
— Какую? — Как какую? То, что Ерёменко сейчас играет за Финляндию, а не за Россию. Всем понятно, что Роман был бы однозначным лидером в нынешней сборной России. Думаю, он сильно помог бы Фабио Капелло в Бразилии. И был бы ключевым, фундаментальным игроком на домашнем чемпионате мира.
— А как так получилось, что Ерёменко играет за Финляндию, а не за Россию? — К сожалению, господа Хиддинк и Бородюк его проспали.
— И снова ждём подробностей. — Пожалуйста. В 2007 году 19-летний Роман уже выходил несколько раз в основе «Удинезе», который тогда был довольно силён и выступал в еврокубках. За команду тогда выступали такие игроки, как Ди Натале, Ханданович, Квальярелла, Д’Агостино.
К тому времени Рой Ходжсон уже начал вызывать Романа в сборную Финляндии. И в этот момент его отец – Алексей Ерёменко-старший — созвонился со своим старым другом Александром Бородюком, который тогда помогал Гусу Хиддинку в сборной России. Алексей сказал, что сын может и готов выступать за сборную России.
Но тогда Хиддинк, очевидно, был больше настроен на подготовку к чемпионату Европы, нежели думал о будущем. Жаль, что так вышло. Ведь речь шла хотя бы о простой стажировке. Но, к сожалению, им было не до Романа. И так и не дождавшись приглашения от сборной России, Роман в итоге принял вызов от сборной Финляндии.
— Роман сейчас жалеет о том решении? — Он этого не признаёт. Но я знаю, как он болел за Россию на чемпионате мира. Он даже смотрел матчи в её футболке. Поэтому я уверен, что он очень сильно об этом жалеет.
– Скоро в России открывается трансферное окно. Стоит ждать «бомб»? Есть ли у вас интересные сведения, инсайды? – Маленькие скромные бомбы стоит ожидать от «Динамо». У «спартака», по моей информации, тоже будут хорошие усиления в нападении. Про ЦСКА ничего не знаю. Насчёт «Зенита» — Витсель, скорее всего, уйдёт в «Ювентус». Но, по моей информации, на его место должны появиться два футболиста мирового уровня. В том, кто станет чемпионом в сезоне-2015/16, у меня нет никаких сомнений.
Я не люблю «Спартак», но люблю русский язык. По ходу я люблю его больше , чем многие «журналисты».
Ну круто все слил, агент.
вот это комплимент, особенно из уст агента...
даже хрен с ним с языком, но уважение к сопернику должно быть
но, видимо, эту позицию не поколебать