5 мин.

От Андре до Андре

 

На финише триумфального для «Зенита» сезона пресс-служба питерского клуба свою основную задачу видит в том, чтобы оградить Андре Виллаш-Боаша от некорректных, по оценке пресс-службы, вопросов со стороны отдельных журналистов. В своем рвении ребята зашли так далеко, что не дали автору этих заметок задать вопрос… главному тренеру «Уфы» Игорю Колыванову на домашнем, напомним, для клуба из столицы Башкортостана матче. Девушка-волонтер, распоряжавшаяся на брифинге, просто не дала микрофон.

Даже Колыванов удивился. Ведь первое интервью у нынешнего главного тренера «Уфы» брал еще в 1998 году в Болонье, где в одноименном клубе играл тогда российский легионер. База «Болоньи» напоминала тогда «горячую точку». В самом разгаре был конфликт между главным тренером клуба Ренцо Уливьери и его главной звездой Роберто Баджо. Тем не менее, пресс-служба «Болоньи» не чинила никаких препятствий для беседы российского репортера с Колывановым и Игорем Шалимовым, также тогда игравшим в серии А.

Тихая, милая, по-петербургски интеллигентная девушка-волонтер, к которой обратился за разъяснениями, опустив глаза в пол, говорила: «Мне запретили. Готова извиниться перед вами, если скажут, что сделала что-то не так». Извиняться в итоге в телефонном разговоре пришлось руководителю пресс-службы «Зенита» Дмитрию Циммерману. Ну, переборщили ребята.

Выскажу в высшей степени крамольную мысль: цензоры от «Зенита» оказывают медвежью услугу талантливому португальскому специалисту, добившемуся первого большого успеха в России. Это ведь у нас могут ограждать тренера или спортсмена от «некорректных» вопросов, а в других странах нужно будет на них отвечать. В подтверждение расскажу две истории из своей репортерской практики.

В декабре 1995 года в московском спорткомплексе «Олимпийский» проходил финальный матч Кубка Дэвиса между сборными России и США. Ажиотаж вокруг решающей битвы за «Серебряную Салатницу» был огромным. Тогдашний лидер российского тенниса Евгений Кафельников был одержим идеей завоевать недостающий для его послужного списка титул. Объективно американцы, которые привезли в Москву Пита Сампраса, Джима Курье и Тода Мартина, были сильнее, но в полуфинале сборная России одержала фантастическую победу над командой Германии, цвета которой защищали Борис Беккер и Михаэль Штих. В той игре Андрей Чесноков отыграл девять матчболов у Штиха и был удостоен Ордена Мужества, который до него получали только участники антитеррористической операции в Чечне.

Американцы тоже были настроены завоевать Кубок Дэвиса. В Москву поддержать партнеров по команде прилетел Андре Агасси, который из-за травмы не мог выйти на корт. Приезд одного из культовых теннисистов не мог остаться незамеченным в пресс-центре «Олимпийского». Был организован брифинг Агасси, который вел многолетний руководитель пресс-служб Кубка Кремля, а впоследствии председатель совета директоров этого престижного турнира Александр Песов. Рядом с Агасси расположился синхронный переводчик. Все, что говорилось в микрофон, переводилось Андре в режиме он-лайн.

За давностью лет уже и не вспомню, после какой реплики российского репортера Песов произнес: «Я снимаю ваш вопрос как некорректный». Помнится только, что мне он таковым не показался. Агасси же жестом остановил ведущего пресс-конференции и сказал: «Не бывает некорректных вопросов со стороны журналистов, бывают люди, которые не могут на них ответить. Я к таковым не отношусь».

Вторая история датирована весной 2007 года. Сборной России предстоял отборочный матч чемпионата Европы против англичан на «Уэмбли». Накануне этой, как представлялось, судьбоносной встречи отборочного цикла тогдашний главный тренер «Зенита» Дик Адвокат перевел в дубль трех игроков национальной команды – Андрея Аршавина, Игоря Денисова и Александра Анюкова. Причины не были озвучены, что дало повод разразиться ироничной заметкой о работе голландского специалиста на англичан.

Практику открытых тренировок с последующим брифингом главного тренера внедрил в питерском клубе как раз Адвокат. Ему наверняка перевели заметку, подписанную моей фамилией, и на очередной встрече с репортерами задать вопрос наставнику «Зенита» не удалось. Стоило взять микрофон, как голландец разразился тирадой: «Что вы позволяете себе писать? Да как вы вообще работаете журналистом? Какие книги вы читаете? Может быть, вы вообще агент КГБ!» Таким разъяренным не доводилось видеть Дика даже после домашних поражений «Зенита» от нальчикского «Спартака».

Обвинения были настолько серьезны, что после завершения брифинга попросил у Адвоката возможности объясниться. К чести Дика, он пригласил в свой кабине, и с помощью переводчика Дмитрия Севостьянова мы беседовали минут сорок. Не знаю, понравился ли Адвокату мой выбор в качестве любимых писателей Антона Чехова и Соммерсета Моэма, но фамилию Сергея Довлатова он совершенно точно услышал впервые. Сам Дик рассказал, что предпочитает автобиографические книги и порекомендовал почитать мемуары Майкла Джордана.

Удалось мне убедить и не до конца разобравшегося в реалиях современной российской жизни голландца, что принадлежность к КГБ в былые времена вовсе не является чем-то предосудительным во времена нынешние. В конце разговора мы пожали друг другу руки, и после этого никаких проблем в общении не возникало. Хотя порой задавал Дику достаточно острые вопросы.

Переводчик Валерий Рудковский, который всегда работал на еврокубковых матчах во время приезда португальских команд в Санкт-Петербург и в первые месяцы работы в «Зените» помогал Виллаш-Боашу, уверял, что последний – интеллектуал, с коими ему в питерском клубе раньше не доводилось сталкиваться. Читает книги, интересуется многими вопросами и является замечательным собеседником. Удивительно, почему Андре не демонстрирует эти качества в общении с журналистами.

Конечно, вопрос о том, нужно ли после игры с «Уфой» отправлять Луиша Нету в молодежный состав для отработки действий центрального защитника при навесах с фланга, или португальскому защитнику следует совершенствовать актерское мастерство в театральной академии, можно счесть некорректным. Как и желание поинтересоваться, почему же португальский специалист, весь сезон костеривший российских арбитров в хвост и в гриву, ни словом не обмолвился о пенальти на Акселе Витселе при счете 1:1 в последние минуты «золотого» матча с «Уфой».

Выскажу еще одну крамольную мысль: ведь у многих может возникнуть и вопрос о том, хватит ли интеллекта Виллаш-Боаша для того чтобы найти пути к большим победам «Зенита» в еврокубках, если он не в состоянии ответить репортерам в стиле Агасси. Впрочем, этот вопрос нужно адресовать работодателям португальца в ФК «Зенит».