«Вы просто не любите хоккей». Канадец объясняет, почему мы проиграли чемпионат мира
Две недели назад канадец Алекс Шифрин, проживший в Москве 16 лет, в колонке для «Афиши-Город» попрощался с Россией и уехал в Торонто. Теперь он возвращается с текстом, где объясняет разницу в отношении к хоккею у нас и в Канаде.
Все годы, прожитые в Москве, мне приходилось делать вид, что мне не пофигу на Великое русско-канадское хоккейное ристалище. Любая деловая встреча, любая конференция, где русские пытались о чем-то договориться с канадцами, рано или поздно упирались в обсуждение Суперсерии 1972 года. Это как в законе Годвина, который гласит, что в любой разрастающейся в интернете дискуссии рано или поздно появляется Гитлер и обвинения в фашизме. Так и у русских с канадцами: любой разговор представителей этих двух национальностей в конце концов упирается в хоккей.
В 2008 году из-за этого чертового хоккея я месяц не мог попасть в Россию. Тогда чемпионат мира проходил в Квебеке, и куча богатых россиян в последний момент, почесав репу, подумала: «А чего бы нам не слетать в Канаду на игру». К сожалению, иммиграционная система моей страны устроена так, что сделать визу в тот же день не получается. Сильно опечаленные этим олигархи пожаловались своим приятелям в российское Министерство иностранных дел. Россия — страна, где внешняя политика по природе построена на реакции, поэтому когда кто-то из МИДа зашел в интернет, посмотрел сайт канадского посольства и увидел, что канадскую визу нужно ждать до 15 дней, у вас решили применить ответную меру — исключительно для канадцев. Любой канадец, подавший на российскую визу, должен был ждать 15 рабочих дней, чтобы его заявление просто рассмотрели.
Я как раз в то время собирался обновить свои бумаги. Раньше это работало так: в заявлении вы должны были указать, где бы вам удобнее было забрать документы и прилететь за ними. Из-за чемпионата процедура, которая до того занимала один день, растянулась на четыре недели — все это время в ожидании ответа от российских властей я был вынужден тусоваться в Лондоне. Мне пришлось коротать время то на спа-курорте Champneys в пригороде, то на террасе Beach Blanket Babylon в Ноттинг-Хилле. Не скажу, что было плохо, однако я запомнил, что лучше не связываться с Министерством иностранных дел России, если ты представитель Канады.
Во время зимней Олимпиады в Сочи я ходил смотреть матчи в разные московские бары и рестораны. Это было несложно, потому что примерно в каждом суши-баре где-нибудь в уголке на время игр повесили плоский телевизор. У посетителей появилась возможность медленно поглощать свои роллы, поплевывая семечками кунжута, и подскакивать на своих местах, когда Овечкин приближался к воротам. У меня даже было джерси с надписью «Toronto Maple Leafs» — я его надевал, чтобы все понимали, на чьей я стороне. Тогда я обратил внимание, что на самом деле ни меня, ни большинство русских зрителей не волновало, что за хоккей мы смотрим. Я понял, что вам вообще не интересен хоккей как вид спорта — вам важно выигрывать. Игра потеряла для вас всякий смысл — и именно это уничтожило хоккей для всей нации.
В Канаде не так: здесь это скрепа. Отцы берут сыновей на стадион, чтобы укрепить узы. Друзья вечерами собираются выпить и обсудить детали матча по выходным. Дети играют в хоккей на улице в субботу и воскресенье, и так крепнет дружба районов. Инвентарь для этого не нужен — сгодятся какие-нибудь палки, любая импровизированная сетка и кто-нибудь, кто будет следить за проезжей частью.
В России же хоккей воспринимается как опосредованная война — точно так же было и в Советском Союзе. Если нельзя отправить военные самолеты разбомбить Вашингтон, то давайте хотя бы отправим наших парней растереть Дядю Сэма в порошок на льду. Когда часть российской команды вернулась в Москву после проигрыша Канаде с серебряной медалью, никто не встречал их в аэропорту — к ним отнеслись как к лузерам. И вот так Россия продолжает традицию уничтожения хоккея.
Надо признаться: я прожил в Москве слишком долго и тоже утратил связь с игрой. Прошлой ночью, когда Канада победила, я не смотрел игру. Я провел день в парке с семьей, наслаждаясь прекрасной погодой. Когда я вернулся домой и открыл компьютер, то узрел настоящую драму в фейсбуке — там ее было гораздо больше, чем на льду. Вероятно, когда-нибудь я снова стану канадцем и вновь полюблю хоккей таким, каким он должен быть. Но пока меня, как и вас, интересует исключительно счет. Той ночью он был 6:1.
Фото: globallookpress.com/Shift digital/Christopher Drost
Результат деятельности спортивных чинуш, которых интересуют только медальки ради сохранения своих задниц в теплом месте.
9-10 лет назад в соседнем дворе каждую зиму заливали коробку и ребята целыми днями гоняли шайбу, всё это держалось исключительно на нескольких дядьках, прошло время и кто-то уже не в состоянии, кто-то в силу возраста потерял интерес, а кто-то просто умер. Других староверцев и любителей хоккея не находится.
И вроде бы район облагораживают, и наркоманы по подъездам не шастают, и деревья везде посажены, а всё равно чувствуется, что нет сейчас чего-то такого, что было в 90х - начале двухтысячных. Нет этих самых скреп, реально ведь дружили дворами, играли в футбол, хоккей, сейчас мне кажется всё по-другому стало.
А может просто я постарел, и так рассуждать это норма...
Я сам русский, 16 лет прожил в Торонто, но сейчас улетаю обратно в Москву.
У нас в России все помешены на биатлоне. Во время зимней Олимпиады в Сочи я ходил смотреть биатлон в разные бары и рестораны Торонто. Посетители медленно поглощали свои роллы, поплевывая семечками кунжута, и сидя на своих местах, когда Жан-Филипп Легеллек приближался к огневому рубежу. Тогда я обратил внимание, что на самом деле большинство канадских зрителей не волновало, что за биатлон мы смотрим. Я понял, что вам вообще не интересен биатлон как вид спорта — для вас важен только хоккей. В России биатлон - это скрепа. А еще есть художественная гимнастика и фигурное катание, тяжелая атлетика и синхронное плавание. А еще, на прошлой летней олимпиаде, мы худо-бедно завоевали 24 золотых медали, а не одну единственную.
Надо признаться: я прожил в Торонто слишком долго и утратил связь с биатлоном. Я не видел золотого финиша Шипулина, не слышал воплей Губерниева. Я провел день в парке с семьей, наслаждаясь прекрасной погодой. Вероятно, когда-нибудь я снова стану русским и вновь полюблю биатлон таким, каким он должен быть.
Где же настоящее место такой статье "экспата"? Конечно, на главной в sports.ru. Вполне допускаю, что это т.н. "перекрестное опыление" рекламой с партнерским сайтом ("Афиша") и для жизнедеятельности сайта вещь совершенно необходимая, но выбор автора и его статьи симптоматичен. Кому очень хочется, те могут ознакомиться на основном сайте с другими работами Шифрина. Я, каюсь, так и сделал, и был не сильно удивлен в очередной раз познакомиться с классическим вариантом "экспата", приехавшим в конце 90-ых "накосить капусты" на непаханном поле дикого российского капитализма, с удовольствием пользовавшегося всем тем, за что в его родной Канаде он бы поимел массу неприятностей самого различного калибра и, конечно, глубоко и искренне ненавидящим Россию. Такую физиологическую нелюбовь к России могут испытывать только эмигранты. Причем далеко не все, это особая группа, это особое состояние души, где настоящее место проживания не имеет решающего значения – такие эмигранты бывают и внешними, и внутренними.
Речь, впрочем, не о Шифрине. Автор обратил внимание на то, что русские не любят хоккей, когда смотрел его (хоккей) "в разных московских барах и ресторанах", где ел суши. Святые отцы и ресторатор Новиков! Есть регулярно суши в Москве - занятие для утонченных мазохистов, но, вполне возможно, некоторые канадцы именно такие. Более того, я теперь точно знаю, что некоторые канадцы невероятно пафосные, переполненные ощущением собственной крутости индюки, которые любят небрежно пожонглировать названиями вроде "спа-курорт Champneys" и "Beach Blanket Babylon в Ноттинг-Хилл". Подобные названия в тексте про хоккей обязательно нужны – они должны указать диким российским читателям сколь продвинут и цивилизован автор. Хотя, возможно, эти слова всего лишь опознавательный маячок для целевой аудитории? Кстати, "Beach Blanket Babylon" в Ноттинг Хилле заведение вполне себе средненькое, хотя и претенциозное и ни в какое сравнение не идет с, к примеру, "Бурбон энд Брэнч", что в Сан-Франциско, но откуда ж нам, нехоккейным "валенкам" из далекой России такое знать?
Нам стоит знать, что прийти к категоричному обобщению о том, что "русские не любят хоккей", автор сумел, мужественно пошлявшись по суши-барам Москвы. Ребята, это даже не смешно. Москва – это не вся Россия, а поедатели суши - ни разу не репрезентативная выборка среди любителей хоккея. Слов нет, у нас кривая пирамида профессионального спорта, есть сильнейший перекос в сторону интересов сборной, а не клубов, наше общество в основном индифферентно и к хоккею, и к футболу, и… да к чему угодно. У нас масса проблем, но публиковать такие левые и хамские статьи, это - не уважать себя. Совсем, напрочь не уважать. Не перестаю удивляться, почему мой народ позволяет к себе так относиться…
вернее любят, но раз в четыре года и там где в конце играет наш гимн ... а болельщики - слова мна гивыучили, значит специалисты, значит в игру можно не вникать