Яркий мир фотографа Сергея Прокудина-Горского
Всем здравствуйте!
На прошлой неделе в этом блоге я прочитала пост Елены об английском фотографе Мервине О’Гормане. И сразу вспомнила, что и наши мастера изображения несильно отстали. Был первопроходец на поприще цветного фото и в Российской Империи.
Этот пост будет посвящён Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому и его фантастическому фото-наследию.
Он родился в 1863 году в небольшом селе Покровского уезда Владимирской губернии. Прокудин-Горский был человеком разносторонних интересов: химия, медицина, живопись, издательское дело, общественная деятельность, преподаватель, изобретатель.
Искусству цветной фотографии он обучался в Германии у немецкого мастера Адольфа Мите. Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года. А 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.
с 1904 года Сергей Михайлович начал организовывать первые фото-выезды в Дагестан, Крым, на Черноморское побережье. Результаты впечатлили всех, включая Николая II. В мае 1909 года фотограф получил аудиенцию у императора, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Это фото-путешествие заняло около пяти лет.
Давайте посмотрим на Российскую Империю глазами объектива Сергея Михайловича!
Лица.
Сразу оговорюсь. Я знаю, что на спортсе все повально увлечены подписью фотографий в "книжном стиле" - подпись снизу. Может, это и правильней, но неудобней. Да, для интернета с его системой проматывания страницы сверху вниз это неудобней. Потому что, получается, сначала ты мельком видишь избражение, потом прокручиваешь мышкой или пальцем, читаешь подпись, а потом опять крутишь наверх, чтобы посмотреть фото. Извините, но это как от десерта откусить кусочек перед супом, съесть суп, а потом и остальную часть вкусняшки)) Поэтому сделала так, как мне удобно.
Продавец дынь, Самарканд.
Дагестанские типажи. Мужчина и женщина, позирующие на улице.
Группа работниц на уборке чая. Грузинские женщины, Чаква.
Грузинская женщина, стоящая на ковре, на улице, возле дерева.
Мугань, поселок Графовка, семья поселенца.
Пастух позирует рядом со склоном холма, Самарканд.
Дагестанские типажи. Группа женщин позирует на улице.
Пинхус Карлинский восемьдесяти четырех лет. Шестьдесят шесть лет службы. Надсмотрщик Черниговского шлюза, Российская Империя. 1909 год.
Экипаж парохода «Шексна» МПС , Российская Империя. 1909 год.
Андрей Петрович Калганов, бывший мастер завода. Из своих семидесяти двух проработал на заводе пятьдесят пять лет. Ему повезло подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю II, Златоуст. 1910 год. (отличная находка с фрагментом парапета на переднем плане)
Мальчик стоит у деревянных ворот. 1910 год. (как картина Поленова!..)
Алим Хан, эмир Бухары, сидя с саблей в ножнах. (невероятные цвета ткани!)
В Малороссии.
Австрийские военнопленные возле барака, около Киаппеселка. 1915 год.
Исфандияр, хан Хорезма , протектората России; полнометражный портрет в военной форме, позирует сидя на стуле на улице.
Башкирский стрелочник. 1910 год.
На улице Самарканда.
Бухара. 1907 год.
Человек и верблюд, нагруженный тюками.
На жнитве. Урал. 1907 год. (словно картина художника Венецианова!)
Лев Толстой. Ясная поляна. Май 1908 года.
Крестьянские девушки Российской Империи. Три молодые женщины предлагают ягоды для посетителей своей избы; традиционный деревянный дом в сельской местности вдоль реки Шексны, недалеко от города Кириллова. 1909 год. (одна из самых известных работ мастера)
Архитектура.
Дмитриевский собор со стороны алтаря, Владимир. 1911 год.
Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре, Соловецкие острова. 1915 год.
Старая церковь Святого Николая Чудотворца, Ныроб. 1910 год.
Церковь в поселке Ветлуга. 1910 год.
Двинск, Римско-католическая церковь. 1912 год.
Часовня на холме Ольга, Российская Империя. 1909 год.
Церковь Вознесения Христова , Кострома. 1910 год.
Общий вид мечети Шах-я Зинден , Самарканд.
Часть входной двери с правой стороны Тилля-Кари, Самарканд. (как на картине Верещагина! Только часовых не хватает)
Общий вид дворца Ликанский, вид реки Куры.
Мануфактуры и пейзажи.
Интерьер хлопкопрядильной фабрики с машинами для производства хлопчатобумажной нити, возможно, в Ташкенте.
Плоты на канале Петра Великого, город Шлиссельбург, Российская Империя. 1909 год.
Формовочный цех на заводе в городе Касли. 1910 год.
Производство железобетонных фрагментов для стен крепости, Белоомут. Человек в униформе позирует в фрагменте стены крепости. 1912 год.
Металлические фермы моста Транс-Сибирской железной дороги на каменных опорах, через реку Кама близ Перми, регион Уральских гор. Около 1910 года.
Башкирский двор, Экхия. 1910 год.
Ветряные мельницы в Ялуторовском уезде Тобольской губернии.
Огороды МПС и шлюз Святого Павла, Девятины, Российская Империя. 1909 год.
Сегей Михайлович путешествовал с большой командой помощников и учеников.
На реке Каролицхвали. Автопортрет фотографа Прокудина-Горского в костюме и шляпе, сидящего на скале рядом с рекой Каролицхвали, с горанами на заднем плане.
Фотограф позирует с двумя людьми. 1915 год.
В Москве осенью 2013 года была фото-выставка Прокудина-Горского. Я на ней была. Впечатляет - не то слово. Это просто фантастика! Ты словно становишься участником и свидетелем этих зарисовок. Лица настолько живые, они говорящие. Фотографии действительно магические. Кажется, что ты слышишь голоса, гул пароходов, звон колоколов, жмуришься от солнца, чувствуешь запах травы и дынь. В этих фотографиях целый мир и целая жизнь. Такие далёкие и такие близкие одновременно.
Все фотографии настолько современны, что датам в подписях просто не верится! Это цветное фото-путешествие стало заявлением о Российской Империи. Заявлением громким и ярким.
Среди впечатляющего наследия (а я просмотрела лишь малю часть) Прокудина-Горского хочу выделить несколько его фоторабот:
1. Мечеть во Владикавказе. Посмотрите, насколько нетипична постановка кадра для начала века. И этот стол на переднем плане, и "срезанные" арки, и ощущение низкого потолка, и отсутствие центровки по основному объекту при построении кадра - есть ощущение присутствия "на объекте" самих зрителей. Мы словно находимся там. Мы непосредственные свидетели. Этот приём "раздвинутого" изображения (а по-простому - эффект присутствия) в русском изобразительном искусстве первыми использовали художники-передвижники в 70х годах 19го столетия.
2. Колокольня Ипатьевского монастыря. Кострома. (Благодарю пользователя Рамиль1985!!) Про цвета и краски я вообще молчу, но как интересен кадр! Зрители словно стоят в воротах и любуются архитектурой.
3. Глядя на это изображение, не верится, что на нём начало века. Абсолютно нет ощущения позировки и каменности, присущих фотографиям тех лет. Такое чувство, что мальчик может в любой момент встать и убежать - настолько фотография нестатична.
4. Место действия и имя незнакомки неизвестно, к сожалению. Но эта фотография тоже совсем непохожа на фотографию. Мы словно случайно подглядели за этой женщиной у калитки. Кого она ждёт? Или кого она провожает? Есть в этом фото что-то литературное... Незнакомка...
Честно говоря, я понимаю технологию процесса создания цветных снимков по этой технологии. Но объяснить на толковом русском языке не смогу. Об этом вы сможете прочита в ссылках, которые я приведу внизу.
Вот ещё несколько интересных фактов о творчестве Прокудина-Горского:
- многие фотографии были безвозвратно утеряны, включая серии цветных (!!) снимков императорской семьи Романовых;
- среди работ мастера и один из первых в мире (если не первый) цветной кинофильм! Да, качество было не удовлетворительным. Но это 10е годы 20го века!
- Сергей Михайлович фотографировал множество экспонатов русских музеев, различные интерьеры (усадеб, храмов). Именно по его съёмкам многое, считавшееся безвозвратно утерянным, в ходе всего, что было после 1917 года, удалось восстановить;
- после революции фотограф эмигрировал с родины. Но продолжил заниматься развитием фото- и киносъёмки, работал с братьями Люмьер;
- скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже в 1944 году. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источники:
Наша любимая Википедия, снова Википедия, ещё больше работ Сергея Михайловича здесь, здесь (ссылка от Рамиля) и конечно же в Яндексе. Всем рекомендую познакомиться с его работами подробнее. Это просто потрясающе!
О_О
_ _ _ _
Аня, тебя с удачным дебютом!) Извини, что кое-кто попытался омрачить этот прекрасный пост своей личной антипатией к авторам блога)
Спасибо Вам за ссылки - ещё больше интересных работ Сергея Михайловича.
Пойду в пост, подпишу))
В этом и прелесть.