6 мин.

Мистер Ливерпуль

25 мая 2005 года. Стамбул. Финал Лиги чемпионов. Идёт второй тайм, «Ливерпуль» горит 0:3. Веду неравную борьбу с существами на правом и левом плече – левое вилами гонит спать, а правое убеждает, что нужно выполнить свой долг болельщика, досмотреть до конца. «Может, даже забьют гол престижа» - сперва думаю, а потом одёргиваю себя – Мальдини и Неста в защите, Пирло в центре, Шевченко в атаке…какой там гол, о чём это я? Скорее Шева забьёт четвёртый, странно, что его фамилия ещё не горит на табло. Гимн не пою, в голову не приходит знаменитая цитата «Если ты не поддерживаешь нас во время побед…» - моим отношениям с клубом меньше месяца, роман ещё только на стадии завязки…

54 минута. Подача с фланга от Риисе и неотразимый удар головой. «Тащи и отдавай на центр». Кто не помнит, да? Комментарии Владимира Маслаченко принято разбирать на цитаты, и этот матч исключением не стал. «А вот и тот самый гол престижа» - подумала я не без грустной иронии. А через 6 минут стало совсем не до иронии – ну вы знаете. Только по прошествии довольно приличного количества времени до меня дошло, что отыгранный капитаном первый гол не мог быть голом престижа – чёрта с два, ведь гол престижа – это знак того, что всё закончилось плохо, но могло быть ещё хуже. Гол престижа – утешение для неудачника. Тот гол Джеррарда стал сигналом к возвращению, а кто подаст этот сигнал, если не капитан. Соперник объявил шах, но не мат, мы в игре.

Мы в игре. Ещё не один раз эта мысль придёт ко мне в последующие годы. Мы в игре, потому что с нами капитан-супергерой, который может всё – атаковать, защищаться, сыграть на трёх позициях в одном матче, забивать важные мячи, вселять надежду в сердца болельщиков, возвращать разбитые мечты…

Уже даже и не верится, что в межсезонье после стамбульского триумфа мы чуть его не потеряли. Два летних трансферных окна «Челси» окучивал нашего капитана, в июне 2005-го ситуация накалилась до того, что отчаявшиеся болельщики сожгли футболку игрока, который только что принёс им первый Кубок чемпионов за двадцать лет. Соблазн присоединиться к новоявленному чемпиону Англии был столь велик – великолепный состав, тренер - сильнейший тактик, команда, готовая стать доминирующей силой на долгие годы, реальнейшая возможность взять медаль АПЛ, которой пока нет в его коллекции. «Я бы перешёл к Моуринью, если бы не был патриотом «Ливерпуля» - признается капитан после последнего матча с «Челси», в котором он удостоился аплодисментов со стороны «синих». После «Челси» Моуринью будет звать его и в «Интер», и в «Реал», но Стиви так и не даст согласия титулованному португальцу. Он откажет Карло Анчелотти, мечтавшему о потрясающей связке Пирло-Джеррард в «Милане». Тогда же, в 2005-м, подписывая новый контракт и веря в светлое будущее, в котором обязательно найдётся место золоту Премьер-лиги, он ещё не знает, что Рафа окажется великолепным кубковым тренером, которому слегка побоку национальный чемпионат, что придут Джиллет и Хикс, что клуб покинут лучшие игроки, что другие американские владельцы создадут монстра под названием «трансферный комитет», что ему придётся заканчивать в окружении «молодых и перспективных», неспособных постараться ради капитана в его последнем домашнем матче... Теперь, десять лет спустя после того, как «Ливерпуль» выиграл последний для себя большой трофей, мы видим, скольким пришлось пожертвовать нашему Стиви, чтобы заслужить звание символа клуба. Мы видим, от каких заманчивых перспектив ему пришлось отказаться, чтобы сейчас стоять особняком наряду с такими же редкими породами, как он. Чтобы удостоиться аплодисментов от одного из самых избирательных тренеров, которому ты к тому же отказывал несколько раз. Пять лет подряд без Лиги чемпионов, один Кубок лиги за девять последних лет - это катастрофа для игрока столь высокого уровня. На примере Стиви мы понимаем, что представляет собой беззаветная, безусловная преданность клубу.

Легендами не рождаются. Легендами становятся, и, как правило, так, как наш герой – через шторм, через боль и неудачи, едкую прессу и насмешки, через нереализованные мечты. Легендами становятся только оптимисты и сильные духом, непрерывно верящие в лучшее и, что самое важное, за это лучшее борющиеся. Буффон, в расцвете лет отправившийся за командой в Серию Б, Касильяс, посаженный на скамейку одним уже упомянутым здесь товарищем и освистываемый своими же болельщиками, Джон Терри в «Лужниках» и без финала в Мюнхене, затравленный Футбольной ассоциацией. Стиви Джи, схватившийся за голову на 45-й минуте прошлогоднего матча с «Челси». Что написано пером… Мы не сможем сделать вид, что этого всего не было, но все эти неприятные факты их биографии не лишат этих игроков эпитета «великий». Стивен Джеррард – это «Ливерпуль» от и до. Он не приехал сформировавшимся игроком из Шотландии, как Кенни Далглиш, не уходил и возвращался, а потом снова уходил, как лучший бомбардир в истории клуба Иан Раш. В его биографии даже не было безобидных юношеских метаний между красным и синим, как у Карры. Да, на бумаге он потеряет почётный статус one-club man, но разве у кого-то повернётся язык сказать: «Это Стивен Джеррард, знаменитый игрок «Ливерпуля» и «Лос-Анджелес Гэлакси»?

Все люди разные. Все футболисты разные. Луис Суарес признался, что никогда не был игроком, целующим клубную эмблему. Хаби Алонсо, выигравший всё что можно в футболе, как нормальный человек предпочитает менять работу раз в пять лет, а ещё мечтает выиграть Лигу чемпионов с тремя разными клубами. Андреа Пирло успел поиграть за три клуба-конкурента, но никто не назовёт его…ну вы понимаете. У каждого свои цели, свои принципы, свои допущения. Быть до конца преданным своей малой футбольной родине – это не хорошо или плохо, но это то редкое качество, которое делает тебя особенным. Касильяс, Тотти, Терри, Хави, Джеррард – я называю сейчас игроков, на игре которых выросла сама как футбольный болельщик, но понимаю, что были и другие – люди одного клуба, каждый со своими победами и поражениями, триумфом и драмой, героизмом и антигеройством. Люди, заслужившие право целовать клубную эмблему. И здесь неважно, выиграл ты всё, что можно или в твоей коллекции не хватает какого-то титула – ты уже на другом уровне, твоё имя будут произносить с особым придыханием.

Знаете, мы все проходим школу жизни, и на каждом её этапе встречаем людей (необязательно лично, в буквальном смысле) или переживаем события, которые нас чему-то учат. Мне очень повезло, что «Ливерпуль» и Кэп вошли в мою жизнь в самое, как мне кажется, подходящее время – время, когда ты ещё не отягощён миром взрослого человека и его проблемами, не перекормлен знаниями и опытом, когда смотришь на многие вещи менее скептически, когда ты ещё в хорошем смысле достаточно наивен и не слишком толстокож, чтобы не отторгать простые, добрые, незамысловатые истины. Мой капитан – один из тех, кто научил меня понимать эти простые вещи. Бороться до конца в самой сложной ситуации, стоять за то, что тебе близко и дорого, не бросать, не предавать, учиться сочувствовать, каждый день стараться стать лучше, признавать свои ошибки и быть оптимистом. Последнее даётся чуть ли не труднее всего. Но болельщик «Ливерпуля» просто не может им не быть.

Наша ливерпульская восьмёрка — это не просто легенда, герой эпического финала, игрок, забивавший в финалах четырёх турниров, и один из лучших полузащитников своего времени. Не люблю слово «кумир», но есть хорошее слово «пример». Стивен Джеррард — неплохой такой пример для всех нас. А ещё человек, сделавший каждого из нас хоть немножко счастливее.

Спасибо тебе за всё, Стиви Джи. Нет, я не говорю «Good bye». Я говорю «See you later».