9 мин.

Идеальный «Спартак». Формула красно-белой команды-мечты

Часто говорят: «Спартак» уже не тот. Мы узнали мнение ветеранов, каким в идеале должен быть «Спартак».

Как часто приходится слышать и читать: да это не «Спартак», «Спартак» уже не тот, от «Спартака» ничего не осталось. Причём такие жёсткие мнения красно-белой публики можно встретить как по ходу по-настоящему неудачных сезонов, так и в сравнительно успешные времена. Якин – чужой, пришлый, но и свой Карпин не встретил стопроцентного понимания ветеранов клуба и болельщиков. Мы решили создать модель «Спартака» мечты. Опросив десяток выдающихся спартаковских игроков прошлых лет, известных поклонников красно-белого клуба, мы вывели полную формулу идеального «Спартака» — в какой футбол он должен играть, с какими игроками в составе, под чьим руководством, какие задачи решать.

Формула: атакующий умный комбинационный футбол, радующий зрителей, с короткими передачами, эталон – «Спартак» Бескова и Романцева, в современном футболе близок стиль «Барселоны».

Говоря о спартаковском стиле, большинство ветеранов клуба были солидарны. «Просто бегать, на физике, от обороны – это не спартаковское», — уверен защитник красно-белых начала 2000-х Юрий Ковтун. Вот комбинационный атакующий футбол, с передачами в касание, короткими и средними, — это другое дело. «Спартаковский футбол сейчас – это футбол «Барселоны», Месси. Моё поколение даже говорит, что каталонцы сыграют в тот футбол, в который в своё время мы сами играли, — отмечает легенда красно-белых Никита Симонян. – Я много поколений «Спартака» повидал, но для меня эталон – тот «Спартак», который я не видел, команда 1938-39 годов, которая дважды выигрывала два года подряд чемпионат и Кубок. Это был наивысший успех – такого в Союзе никто не смог повторить». «Для меня эталон тот, который Бесков выводил из первой лиги, и отголоски которого сохранились при раннем Романцеве, — говорит болельщик «Спартака» со стажем актёр Дмитрий Назаров. — Болельщики сидели и смотрели, как всех выносили в первой лиге, потом заняли третье место в высшей, а через год стали чемпионами. Завистники называли его «дыр-дыр», а теперь все ахают, когда в такой футбол играет «Барселона». Мелкий пас, комбинационный футбол, мощное нападение. Выигрывая 4:0, надо идти добивать. Сейчас нет своей игры, мы играем только против тех, кто играет против нас. То есть на контригре. Сами мы игру вести не умеем».

«Игра «Спартака» должна быть как Большой театр, — уверен Анзор Кавазашвили, прославленный спартаковский вратарь. — Могут быть и сольный проходы, и средние и дальние удары, не только комбинационная игра в короткий пас. Главное чтобы это было от атаки, зрелищно, в пас». «Те, кто отдаёт мяч на 20-30 метров в борьбу – просто преступник, таких не должно быть в «Спартаке», — вторит звезда «Спартака» 1960-х Валерий Рейнгольд. — Более старшие товарищи учили нас этому футболу».

Формула: преимущественно свои воспитанники, минимум легионеров, технически оснащённые, думающие, с духом победителя и сосредоточенные на достижении результата.

Главной проблемой нынешнего «Спартака» красно-белые считают именно нехватку исполнителей. «Можно оглядываться на прошлое, вспоминать стеночки и забегания, но сейчас в России объективно очень мало игроков, способных играть в такой футбол. Поэтому надо сосредоточиться на подборе сильных исполнителей и правильно их организовать», — полагает форвард «Спартака» 1990-х, а позже тренер клуба Игорь Ледяхов. «Технически оснащённые, умные, свои воспитанники, — три главных критерия спартаковского игрока для легенды красно-белых Юрия Гаврилова. — Не может быть состав из 11 спартаковских воспитанников, но, конечно, команда должна состоять из россиян. В каждую линию по одному хорошему легионеру, но не больше».

Особое спартаковское мышление отмечает и Юрий Ковтун. «Раньше спартаковцы выделялись техникой и незаурядным мышлением. Черенков, Гаврилов, Титов – основополагающие игроки, центральная ось. У игроков должна быть преемственность, в команде должны быть те, на кого молодёжь будет равняться. Желательно свои ребята, а не иностранцы. Откровенно лишь немногие легионеры в последние годы оставили какой-то след – разве что Алекс да ранний Веллитон. Поэтому сильно увлекаться иностранцами не стоит». «Люди, которые хотят побеждать, а не просто получать деньги», — такими видит спартаковцев звезда последнего советского «Спартака» Валерий Шмаров.

«Люди, посвятившие себя футболу, — добавляет Валерий Рейнгольд. — Состав должен быть сбалансирован – не только свои воспитанники. И даже легионеры должны знать историю, традиции. Это неправда, что это вчерашний день. Посмотрите – в «Баварии» или «МЮ» новичков ведут в клубный музей, рассказывают об истории. Так должно быть и в «Спартаке». Пусть будет легионер, но он должен умирать на поле за великий «Спартак». Главное качество – полная самоотдача. Сейчас это всё потеряно».

«Попадавшие в «Спартак» быстро становились спартаковцами, — вспоминает Никита Симонян. — Мы не можем переломить мировые тенденции, но большинство игроков должно быть своими, местными. Мне кажется, идеальное число воспитанников в составе – 6. Если больше, то это только лучше. Но вот меньше – уже теряется своё лицо. В современном футболе тенденцию к появлению легионеров уже не победить. Но и легионеры должны быть игроками-победителями со всеми лучшими качествами».

«Спартаковские игроки должны играть в один футбол, быть «один за всех и все за одного», как мы кричим им с трибуны, — полагает Дмитрий Назаров. — Должны быть морально-волевые качества, уважение к зрителям, любовь к «Спартаку». Надо понимать, что некоторые из нынешних игроков просто эксплуатируют бренд, имя которому делали не они. Как если бы какие-то непонятные товарищи пришли и вдруг начали что-то делать под маркой «Мерседеса». Но «мерседесов» из этого не получится».

Формула: человек, хорошо знающий историю, традиции клуба, желательно свой воспитанник, гибкий, приверженец спартаковского футбола, победитель по духу.

Образ идеального спартаковского тренера сформировать оказалось не так-то просто. Здесь жёстких критериев опрошенные спартаковцы почти не выдвигали. Как минимум это должен быть сильный специалист, приверженец спартаковского стиля, о котором было сказано выше. Ну и неплохо разбирающийся в том, какой клуб он тренирует.

«Тренер может быть хороший, но если нет материала, то что он сделает? – сомневается Юрий Гаврилов. — «Реалу» и «Барсе» тренер практически не нужен, они квалифицированы. Там надо микроклимат создавать да выбирать сильнейших на данный момент, учить их ничему не надо. А когда нет исполнителей…».

Может ли спартаковский тренер быть иностранцем? Дмитрий Назаров, например, не против Луи ван Гала: «Исторически России помогали только французы и голландцы, остальные кровопийцами были. Так что если ван Гал освободится, это был бы хороший вариант. Ну и наши спартаковские ребята – Тихонов, Аленичев». А как же Якин? Игорь Ледяхов полагает, что хотя сезон ещё не окончен, но неудачи команды на всех фронтах уже дают повод для не самой лестной оценки его соответствия спартаковским запросам. Впрочем, он оговаривается – возможно, время выводов ещё не пришло.

Были и более строгие пожелания. Если Никита Симонян считает, что спартаковский тренер должен знать историю и чтить традиции, но в принципе может и не быть воспитанником клуба, то Анзор Кавазашвили и Валерий Рейнгольд уверены: только спартаковец вернёт «Спартаку» былую славу.

«Только спартаковец может тренировать «Спартак», — констатирует Рейнгольд. — Человек, который играл в клубе – Аленичев, Романцев, Ярцев, Сёмин, Горлукович – фамилий много. Только они смогут возродить команду».

Формула: коллективизм, психология победителей, самоотдача.

«Им не хватает спартаковского духа», — часто упрекают современный «Спартак». Итак, что же включает в себя это понятие? Здесь мнение всех опрошенных схоже.

«Никогда не унывать, никогда не мириться с поражением. Полная самоотдача, как у гладиатора», — характеризует дух настоящего спартаковца Валерий Рейнгольд. «Один за всех и все за одного. Сплочённость, коллективизм – всё это присуще спартаковскому духу», — солидарен Дмитрий Назаров. «Всегда было один за всех и все за одного, — вторит ему Юрий Гаврилов. — Сейчас его практически нет. Для иностранцев ничего этого нет, они приехали играть за деньги».

«Сейчас его нет, — подводит черту Валерий Шмаров. – Но всегда под спартаковским духом подразумевали жажду борьбы, стремление к победе. Ну и заповедь Старостина: надо любить клуб в себе, а не себя в клубе».

Формула: вовлечённость в дела клуба, заинтересованность в успехе, неравнодушие, участие ветеранов.

Вопрос об управлении клубом – самый трудный для бывших футболистов и болельщиков. Они ведь не менеджеры. По примеру «Баварии» и других немецких клубов, где ветераны принимают непосредственное участие в управлении, и весьма успешно, спартаковцы хотят, чтобы и у прославленных красно-белых была возможность участвовать в жизни клуба. Управленец в лице болельщика или ветерана клуба – идеал. Но главное – он должен глубоко разбираться в футболе и переживать за общее дело, не быть равнодушным.

«Влияние ветераны должны иметь – это безусловно. Они могут выступать в качестве советчиков. Если найдётся среди бывших спартаковцев человек, который профессионально соответствует одному из руководящих постов – это было бы идеально», — подчёркивает Юрий Ковтун.

«Главное – люди, неравнодушные к «Спартаку», носители того самого духа. Это может быть ветеран, болельщик, администратор-спартаковец. Но не кумовья-братья, не имеющие к клубу никакого отношения», — полагает Валерий Рейнгольд.

«Руководитель клуба, его хозяин должен много времени проводить в клубе, уделять ему много внимания. Это главное, — считает Дмитрий Назаров. — Пока ты сам не разберёшься со всем изнутри, очень трудно принимать решения на основе советов пусть даже и дельных, профессиональных людей».

«Лучший управленец — тот, при ком будет результат, — лаконичен Валерий Шмаров. – Сейчас игроки получают колоссальные деньги и у них не видно стимула. За ромбик они не играют, а зарплату им платят так и так. Возможно, следует сделать систему оплаты другой. Маленькая зарплата, сумасшедшие премиальные. Тогда, может, у футболистов будет сильный стимул. Вот такие проблемы должны решать руководители».

Формула: красивая, яркая игра, привлекающая зрителей, стремление к максимальному результату.

Спартаковцев отличает то, что, говоря о задачах, стоящих перед командой, они никогда не начинают с дежурных вещей – мол, всегда максимальные, трофеи-титулы. Все опрошенные ставят во главу угла игру.

«Красивая, яркая и результативная игра – это первое дело. Если проигрываешь в борьбе, а не отбываешь номер, то болельщики простят. А вот мучения на поле никому не понравятся, даже если ты будешь набирать очки. К тому же игра и результат неотрывно связаны. Если ты хорошо, ярко играешь, то и победы придут. Может не повести раз, другой, но не всё же время», — констатирует Валерий Шмаров.

«Спартак» всегда имел только максимальную задачу на сезон, но если не будет хорошей игры, не будет и зрителей, — уверен Юрий Гаврилов. — Трибуны помогли – это не пустые ведь слова. Когда игра «Спартака» радует болельщиков, они поддержат его, даже если что-то не получается в плане результата».

«Болельщиков у «Спартака» достаточно, но их надо радовать, привлекать новых. И, конечно, высокие результаты – победы в России, продвинуться дальше полуфинала Лиги чемпионов, выиграть эту лигу», — настаивает Дмитрий Назаров.

«Все знают, что «Спартак» — народная команда. И задача номер один для клуба — создать из российских футболистов боеспособную команду, играющую в красивый футбол. Понятно, что в финансах трудно тягаться с «Зенитом». Но в футбол не деньги играют. Если будут настоящие спартаковцы на поле, уверен, им всё будет по плечу», — резюмирует Анзор Кавазашвили.

Источник