Игры разума. Психология поведения тренера в перерыве.
Кто сильнее тренер-тактик или тренер-мотиватор? Этим вопросом хоть раз обязательно задавался любой поклонник футбола. Правильного ответа нет, но в выигрышном положении всегда оказывается специалист успешно сочетающий в себя оба эти качества.
Сегодня мы начинаем новую рубрику, в которой будем рассказывать о самых важных психологических аспектах футбола. А начнем, пожалуй, с одной из наиболее важных «психологических» тем – «Что должен сделать тренер в перерыве».
При подготовке материала использовались данные сайта.
Каждый тренер должен понимать, что перерыв это не только время для отдыха и разъяснения тактических установок, а также время для того, чтобы вдохновить/успокоить (дальше продолжите сами) своих подопечных. Проще говоря, тренер должен подготовить команду к моральным трудностям второй половины встречи.
Можно вспомнить финал ЛЧ 2005 года, когда «Ливерпуль» горел «Милану» 0-3. Как позднее вспоминал Стиви Джи, он сидел в раздевалке обхватив голову руками и думал, что все кончено. Как вспоминает капитан «красных», менеджер, что на ходу рисовал какие-то тактические изменения, а потом потребовал от своей команды не сдаваться и постараться забить быстрый гол.
Чем все это закончилось, мы прекрасно знаем.
В перерыве матча, тренер старается создать эмоциональный задел для своей команды. Сам разбор игры может случиться через несколько дней, и сходу указать на ошибки игроков/уязвимости соперника довольно трудно.
Футбол игра со многими психологическими составляющими. Так например, речь тренера может отличаться по следующим факторам:
1) Какой это матч – кубок или лига?
2) Какую позицию в Лиге занимает клуб, так ли важна эта игра;
3) Много ли игроков стартового состава находится на поле или нет; и т.д.
Ключевым моментом работы тренера в перерыве, является именно общение. Оно может быть, как индивидуальное, так и коллективное. Допустим, можно так поговорить с голкипером пропустивший нелепый мяч, что во второй половине он не допустит ни одной ошибки.
Также, в перерыве возможно не только одностороннее, но и двухстороннее общение, когда игроки сами рассуждают каким компонентам игры им стоит уделить особое внимание.
Важно также отметить, что общение является не только вербальным. Еще в конце 1960-х годов, исследования показали, что невербальное поведение (т. е. тело языка) играет важную роль в коммуникации. Исследователи установили, что только 7% того, что мы общаемся-это результат слов, которые мы используем или содержание нашего общения; 38% нашего общения с окружающими, является результатом нашего вербального поведения, которое включает в себя тон голоса, тембр, темп и громкость; и 55% нашего общения с другими людьми является результатом наших невербальное признаков: позы тела, дыхание, цвет кожи и наших движений.
Стили лидерства
Стиль руководства также имеет огромное влияние на эффективности общения в перерыве. Существует несколько типов стилей лидерства: ‘авторитарный’, ‘демократический’ и ‘невмешательства’. Возможно, что тренеры используют различные методы в различных ситуациях, и важно отметить, что личностные типы, культурное поведение и другие факторы также способствуют стилю тренера
Некоторые тренеры комбинируют в себе различные черты лидера, в то время как другие предпочитают один стиль . Хороший тренер будет адаптировать свой стиль в зависимости от текущей ситуации. Например, если игроки не имеют хорошо налаженного взаимодействия, тренер предпочитает придерживаться авторитарного стиля. Проще говоря, проблемы могут возникнуть, если стиль тренера не совпадает с настроением команды.
Также, на настроение команды в перерыве могут повлиять замены менеджера. Так, если тренер команды, побеждающей, скажем, со счетом 2:0 меняет нападающего на игрока оборонительного плана, это может негативно восприняться командой. Мол, тренер не верит в нас; или же, что тренер хочет засушить игру и думает, что мы не сможем продолжать в таком же стиле.
Современные психологические хитрости.
Все чаще современные тренеры применяют, какие либо психологические приемчики. Расскажем о некоторых из них.
Нейролингвистическое программирование. Чтобы не вдаваться в медицинские дебри, приведу сразу конкретный пример. Вот, если вам сказать «не думайте о черном цвете», о чем вы сразу же будете думать? Конечно же о черном. Так и в футболе. Вам могут сказать «не думай о дальних ударах», «не думай о дриблинге» и т.д. Поэтому рекомендуется в перерые избегать нейролингвистического программирования связанного с запретом чего-либо.
Рефрейминг – изменение негативного в положительное, путем изменения точки отчета. Вспомним, еще раз «Ливерпуль» 0 – 3 «Милан». Рафа Бенитес попросил своих парней начать все заново, забить быстрый гол и посмотреть, что из этого получится.
Если бы он сказал, «парни выходите на поле, забейте три гола и все будет в ажуре», вряд ли бы у «Ливерпуля», что-то вышло.
Якорь – создание связи между эмоциями и каким-то событием. На примере: вы проигрывали прошлый матч 2-0, но сумели отыграться. Сейчас в перерыве, вы снова проигрываете 2-0, но у вас уже есть перед глазами пример того, как можно отыграться. Якорь может устанавливаться, как случайно, так и преднамеренно.
Заканчивая материал, хочу упомянуть двух тренеров «Манчестер Юнайтед»: Сэра Алекса Фергюсона и Луи ван Гала.
О Шотландце до сих пор спорят, кем же он был: тактиком или мотиватором. Об этом можно рассуждать бесконечно, но то что Сэр Алекс мог завести команду, выжать из нее все соки или кинуть бутсу в Бэкхема, не подвергается сомнению.
А вот Луи ван Гал вряд ли повышает голос в перерыве. Мы постоянно можем наблюдать, как на тренерской скамейке он делает заметки в своем блокноте. Может, именно повышенного голоса иногда не хватает «Юнайтед» в этом сезоне?
Источник: TheatreOfDreams