«Не лучшая моя работа». Что нужно знать об истории гимна Лиги чемпионов
Перевод мини-материала об истории появления гимна Лиги чемпионов – в блоге «Англия, Англия».
![](http://i3.minus.com/imfnXOe5aXd0d.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Каждый год в АПЛ развязывается ожесточённая борьба за место в главном европейском турнире. Турнире, который является мечтой для каждого игрока. Но только лишь статус, соперники и доходы манят лучших футболистов, тренеров и клубы в пучину лигочемпионских баталий? Дом Уолбанк побеседовал с Тони Бриттеном, талантливым уроженцем Норфолка, написавшим самую знаменитую футбольную партитуру.
Все мы знаем эту сцену: залитое светом поле, переполненный стадион, выстроившиеся игроки, предвкушение, царящее в толпе, – и затем взрыв этой мелодии. Музыкальное произведение, вдохновляющее самого дорого игрока планеты, Гарета Бейла, и вызывающее слезы на глазах Франческо Тотти после возвращения «Ромы» в Лигу чемпионов. Гимн Европейского футбола.
В 1992 году Тони Бриттен написал берущее за душу музыкальное произведение для УЕФА, которое помогло изменить имидж европейского футбола. Они оценили успех выступления Трио Теноров на чемпионате мира 1990 года в Италии и предложили использовать классическую музыку в клубном футболе для придания изящного блеска кубку Европы.
Написанный на трёх официальных языках УЕФА, английском, немецком и французском, гимн вызывает мурашки по телу фанатов уже 23 года, создавая неповторимую атмосферу перед матчем.
«Мне нравится этот момент, – рассказывает Бриттен. – Но мой рабочий график не позволяет мне часто присутствовать при этом. Должно быть, прошло около четырёх лет с моего последнего похода на стадион, но, тем не менее, я смотрю матчи по телевизору».
Реклама и причуды
Агент Бриттена первоначально разослал сэмплы руководящим лицам европейского футбола, чтобы получить точное представление о том, что они имели в виду, в то время как Бриттен разрывался на другой работе.
«Много времени прошло, но, кажется, я припоминаю, что работал тогда над множеством рекламных роликов для телевидения, в частности для компьютеров «Amstard», – размышляет он. – Я также был занят написанием музыки для различных телевизионных сериалов, так что мелодия для Лиги Чемпионов должна была подстраиваться под другую работу».
УЕФА ответили просьбой о гимне, похожем на «Zadok the Priest» Генделя, первоначально использовавшийся для коронации Георга II в 1727 году. С тех пор игроки выстраиваются под торжественную музыку, как королевские особы. Впоследствии гимн доказал свою культовость, став приманкой для многих игроков: Гарет Бейл из мадридского «Реала» однажды признался, что эта мелодия была одной из причин, по которой он хотел оказаться в Лиге чемпионов.
«Это приятно, – говорит Бриттен. – Совсем недавний пример – легендарный полузащитник Мюнхенской «Баварии» Штефан Эффенберг, вместе с которым я оказался на телевизионной передаче, посвященной Лиге чемпионов в прошлом году. Он рассказывал, как музыка вызывала дрожь по позвоночнику и что он считает её лучшей спортивной мелодией. Я был очень польщен этим».
«Не лучшая моя работа»
![](http://srstringslistening.wikispaces.com/file/view/uefa2.jpg/282188606/uefa2.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но, несмотря на огромную популярность и мощь, вдохновляющую лучших, Бриттен не думает о гимне как о лучшем своём произведении.
«Конечно, я горжусь такой популярностью, но я не думаю, что это обязательно лучшее, что я когда-либо написал, – говорит он. – Я склоняюсь к самой последней работе – на данный момент это музыка к фильму, к которому я написал сценарий и выступил режиссёром: ChickLit. Хотел бы я изменить это? Нет, не думаю. Я никогда не претендовал на высокое искусство, но это хорошее ремесло – это было именно то, чего хотел клиент».
Для Бриттена, тем не менее, успех гимна открыл множество возможностей, не в последнюю очередь способствуя воплощению мечты стать режиссёром и композитором и основанию своей компании Capriol Films.«В некоторой степени [благодаря гимну это стало возможным], – признаёт он. – Доходы от гимна позволили мне пойти на некоторые художественные риски в качестве режиссёра и композитора, на которые я, возможно, был бы не в состоянии пойти при других обстоятельствах».
Мелодия также выдержала испытание временем (в отличие от его рекламы «Amstrad» по крайней мере), и, судя по всему, останется ещё на долгие годы.
Сайт первого и единственного официального фан-клуба «Арсенала» в СНГ
вот этот ролик - http://www.youtube.com/watch?v=PvGRjauxf4M