4 мин.

«Не лучшая моя работа». Что нужно знать об истории гимна Лиги чемпионов

Перевод мини-материала об истории появления гимна Лиги чемпионов – в блоге «Англия, Англия».

Каждый год в АПЛ развязывается ожесточённая борьба за место в главном европейском турнире. Турнире, который является мечтой для каждого игрока. Но только лишь статус, соперники и доходы манят лучших футболистов, тренеров и клубы в пучину лигочемпионских баталий? Дом Уолбанк побеседовал с Тони Бриттеном, талантливым уроженцем Норфолка, написавшим самую знаменитую футбольную партитуру.

Все мы знаем эту сцену: залитое светом поле, переполненный стадион, выстроившиеся игроки, предвкушение, царящее в толпе, – и затем взрыв этой мелодии. Музыкальное произведение, вдохновляющее самого дорого игрока планеты, Гарета Бейла, и вызывающее слезы на глазах Франческо Тотти после возвращения «Ромы» в Лигу чемпионов. Гимн Европейского футбола.

В 1992 году Тони Бриттен написал берущее за душу музыкальное произведение для УЕФА, которое помогло изменить имидж европейского футбола. Они оценили успех выступления Трио Теноров на чемпионате мира 1990 года в Италии и предложили использовать классическую музыку в клубном футболе для придания изящного блеска кубку Европы.

Написанный на трёх официальных языках УЕФА, английском, немецком и французском, гимн вызывает мурашки по телу фанатов уже 23 года, создавая неповторимую атмосферу перед матчем.

«Мне нравится этот момент, рассказывает Бриттен. – Но мой рабочий график не позволяет мне часто присутствовать при этом. Должно быть, прошло около четырёх лет с моего последнего похода на стадион, но, тем не менее, я смотрю матчи по телевизору».

Реклама и причуды

Агент Бриттена первоначально разослал сэмплы руководящим лицам европейского футбола, чтобы получить точное представление о том, что они имели в виду, в то время как Бриттен разрывался на другой работе.

«Много времени прошло, но, кажется, я припоминаю, что работал тогда над множеством рекламных роликов для телевидения, в частности для компьютеров «Amstard», – размышляет он. – Я также был занят написанием музыки для различных телевизионных сериалов, так что мелодия для Лиги Чемпионов должна была подстраиваться под другую работу».

УЕФА ответили просьбой о гимне, похожем на «Zadok the Priest» Генделя, первоначально использовавшийся для коронации Георга II в 1727 году. С тех пор игроки выстраиваются под торжественную музыку, как королевские особы. Впоследствии гимн доказал свою культовость, став приманкой для многих игроков: Гарет Бейл из мадридского «Реала» однажды признался, что эта мелодия была одной из причин, по которой он хотел оказаться в Лиге чемпионов.

«Это приятно, – говорит Бриттен. – Совсем недавний пример – легендарный полузащитник Мюнхенской «Баварии» Штефан Эффенберг, вместе с которым я оказался на телевизионной передаче, посвященной Лиге чемпионов в прошлом году. Он рассказывал, как музыка вызывала дрожь по позвоночнику и что он считает её лучшей спортивной мелодией. Я был очень польщен этим».

«Не лучшая моя работа»

Но, несмотря на огромную популярность и мощь, вдохновляющую лучших, Бриттен не думает о гимне как о лучшем своём произведении.

«Конечно, я горжусь такой популярностью, но я не думаю, что это обязательно лучшее, что я когда-либо написал, – говорит он. – Я склоняюсь к самой последней работе – на данный момент это музыка к фильму, к которому я написал сценарий и выступил режиссёром: ChickLit. Хотел бы я изменить это? Нет, не думаю. Я никогда не претендовал на высокое искусство, но это хорошее ремесло – это было именно то, чего хотел клиент».

Для Бриттена, тем не менее, успех гимна открыл множество возможностей, не в последнюю очередь способствуя воплощению мечты стать режиссёром и композитором и основанию своей компании Capriol Films.«В некоторой степени [благодаря гимну это стало возможным], – признаёт он. – Доходы от гимна позволили мне пойти на некоторые художественные риски в качестве режиссёра и композитора, на которые я, возможно, был бы не в состоянии пойти при других обстоятельствах».

Мелодия также выдержала испытание временем (в отличие от его рекламы «Amstrad» по крайней мере), и, судя по всему, останется ещё на долгие годы.

Дом Уолбанк, FourFourTwo

Сайт первого и единственного официального фан-клуба «Арсенала» в СНГ

Паблик АРРСК Вконтакте