3 мин.

Творец Эдена. Почему Моуринью – гениальный писатель

Если спросить у авторов, зарабатывающих деньги творчеством, сколько времени они ждут вдохновения, чтобы начать писать, то ответ будет – нисколько. Написание книги заключается в математическом подборе слов, сложенных в определенном порядке, чтобы вызвать у читателя те эмоции, мысли и ощущения, которые замышлял автор – никаких соплей в сиропе вроде озарения или музы. Это такая же трудная и в чем-то нудная работа, как все остальные – для профи вдохновения не существует.

То же самое с «Челси». Когда «синих» называют скучной командой, складывается ощущение, что люди ждут на поле единорогов, клоунов и жонглеров. Но команда Моуринью не скучная, а фанатично прописанная до мелочей ее автором: дриблинг, игра в касание, подвиги Диего Косты – это не игра по наитию, а подобранные механические действия, которые складываются в победы, вызывают ярость у соперников и доводят болельщиков до катарсиса.

Игру «Челси», которую толпа называет скучной, писатель назовет стилистически идеальной. Моуринью не позволяет вползти в свое творение пушинкам, цветочкам и многословию, он рубит только существительными и глаголами, голами и ассистами, отборами и стандартами. Стеночки, пяточки и забегания появляются в игре «синих» только от необходимости – пас ради паса беспощадно вычеркивается красной пастой.

 

 

У лидеров «Челси» есть важнейший аспект крутых персонажей – они неоднозначны. Коста с удовольствием бьет и по мячу, и по соперникам; Сеск выдает гениальный пас, а через минуту получает карточку за симуляцию, а Терри – вовсе один из самых спорных характеров в истории Премьер-лиги. Но когда писатель создает наиболее интересного персонажа, есть риск, что он вырвется за пределы фантазии автора и заживет своей жизнью. Главный герой в повести «Челси» – Эден Азар.

Моуринью так и говорит в интервью Sky Sports: «Есть такие игроки, которые выигрывают матчи, но выдолжны настроить их таким образом, чтобы команда из-за них не проигрывала. За карьеру я уступал из-за своих лучших игроков. В данный момент мы настроили Эдена ментально и тактически таким образом, что мы выигрываем благодаря ему, при этом не уступая из-за него». Сюжетной линией рулит только тренер, а избранные им рамки помогают главному герою с помощью второстепенных персонажей раскрываться гармонично и эффектно.

В главную звезду шоу Азара превратили три героя второго плана: Аспиликуэта, Матич и Фабрегас. Первые двое дали ему свободу в атаке – теперь Эдену не нужно заниматься нелюбимым делом и бегать в оборону, за него справляются испанец и серб. А Сеск раскрыл в бельгийце творца: с приходом Фабрегаса Азар стал делать за матч на 12 пасов больше (56,2 против 44,1), на 10% увеличил количество точных кроссов (14,3% в пошлом сезоне) и стал на 7% чаще обводить защитников. Все это стало возможным благодаря игре в пас с Фабрегасом: их связка плетет передач больше, чем любая другая парочка в командах с первых четырех строчек таблицы.

 

 

В кульминации любого сюжета есть момент кризиса, когда от действий главного героя зависит развязка. Конечно, чемпионство уже никуда не ушло бы от «Челси», но если бы команда не добыла победу над «Кристал Пэлас», и «Арсенал» допустил осечку в своем матче на следующий день, то «синие» оказались бы лишь диванными чемпионами, а значит драмы – ноль. Но на то Моуринью и гениальный писатель, чтобы делать концовку одновременно ожидаемой и неожиданной: кто мог подумать, что очевидная победа над 13-й командой АПЛ превратится в дичайшее перебрасывание голевыми шансами, незабитый пенальти и триумфальное его добивание?

Чемпионство «Челси» – грамотно спланированный, стильно написанный и ярко иллюстрированный роман, автор которого, Жозе Моуринью, обладает тонким вкусом и любит навороченные триллеры. Он создал персонажей, продумал сюжет, вписал себя в канву в виде героя, сыплющего остротами и доводящего злодеев до выпуска пара из ушей. Моуринью заставил нас переживать, листать тур за туром, страницу за страницей до самой корки, чтобы концовка повествования оставила футбольных читателей полностью удовлетворенными.