Павел Мамаев: Из ЦСКА уходить было тяжело…
Предлагаем вашему вниманию полную версию интервью Павла Мамаева, сокращенная версия которого вышла в официальной программе к матчу 25-го тура Чемпионата России «Краснодар» – «Локомотив» (Москва).
–– Павел, болельщикам «Краснодара», да и других клубов не много известно о твоих первых шагах в футболе. Давай с них и начнем нашу беседу. Где родился, где начинал тренироваться, сколько лет тебе тогда было?
– Родился я в Подольском районе. В 8 лет пришел в секцию, открытую при общеобразовательной школе, именно там и начал тренироваться. Следующим шагом стали выступления за молодежную команду любительской лиги, ФК «Подолье».
– Помнишь своего первого тренера?
– В школе им был Александр Васильевич, фамилию сейчас не вспомню, а вот когда уже пришел в «Подолье», то занимался по руководством Юрия Алексеевича Морозова.
– Кто в семье был инициатором того, чтобы ты начал заниматься футболом?
– Никто. Никто меня не заставлял, просто сам пошел. Родители видели, что есть интерес и не мешали. Отец? Да, отец вообще сам по себе спортивный человек и в детстве тоже играл, правда, в большей степени в хоккей. Но, несмотря на это, все виды спорта приветствовал и, конечно же, любил футбол.
– В детско-юношеском возрасте твое футбольное амплуа как-то трансформировалось?
– Да, когда уже в 12-летнем возрасте перешел в ФШМ «Торпедо», то поиграл там на многих позициях: и центрального полузащитника, и опорного, и флангового, и под нападающим, и даже центрального нападающего.
– Ты дебютировал в российской Премьер-Лиге уже в 16 лет. Помнишь свой первый матч на высшем уровне?
– Да, мы играли со «спартаком» и матч закончился для нас поражением со счетом 1:3. Сергей Петренко тогда доверил мне, выпустил на замену в начале второго тайма, правда, если я правильно помню, мы к тому времени уже уступали 0:2…
– Каково было тебе, совсем еще мальчишке, выходить на поле рядом с такими опытными мастерами, как Игорь Семшов, Константин Зырянов, Сергей Кормильцев, Эмир Спахич, Александр Панов?
– На самом деле, я в то время не до конца, наверное, осознавал того, что происходит. Думал, все идет, как и должно. Сейчас, уже по прошествии многих лет, видя, какое небольшое количество молодых футболистов играет в нашем чемпионате, наверное, начинаю понимать, что на тот момент мне действительно крупно повезло. Повезло, что попал к тренеру, который доверил мне место в составе, повезло с партнерами. И теперь, конечно, на все это смотрю немного по-другому.
– История российского футбола знает лишь 16 футболистов, забивавших мячи в Премьер-Лиге в 17-летнем возрасте, и ты – один из них. Наверно, тот свой самый первый гол в ворота «Крыльев Советов» не забудешь никогда?
— Конечно! Еще и гол получился таким красивым – с левой ноги пробил из-за пределов штрафной и попал в дальнюю «девятку». Тогда мы повели 1:0, но в итоге сыграли 1:1.
– Если уж мы вспомнили самарский клуб, не могу не удержаться от вопроса: что за рок преследует «Краснодар» в поединках с «Крыльями»?
– Думаю, что у каждой команды есть неприятный соперник, с которым всегда тяжело играть вне зависимости от того, в каком он состоянии. Считаю, в этом нет ничего страшного, просто нужно преодолеть этот барьер. Один раз выиграть и дальше пойдет!
– Но вернемся к твоей карьере. Весной 2007-го в возрасте 18-ти лет ты перебрался из «Торпедо» в ЦСКА. Кто тебя пригласил, и почему автозаводцы решили расстаться с молодым игроком, который уже успел стать одним из ведущих в команде?
– Тогда «Торпедо» вылетело в Первый дивизион, уже не было стабильного финансирования, не стояла задача возвращения в Премьер-Лигу. Непонятно вообще, что ждало команду дальше. В этот момент мне позвонили из ЦСКА и предложили встретиться непосредственно с Гинером и Валерием Георгиевичем Газзаевым. Они сказали, что хотят видеть меня в команде. В итоге я принял предложение красно-синих и перешел в армейский клуб.
– В ЦСКА во все времена была высокая конкуренция, особенно в средней линии. Тебя, по сути, тогда еще юниора, она не страшила?
– На тот момент ЦСКА был самой сильной командой в России, красно-синие тогда выиграли и Кубок УЕФА, и Чемпионат, и Кубок России несколько раз подряд. Безусловно, я понимал, что никто просто так не уступит мне свое место, но, вы знаете, тяжело было отказаться от предложения такого сильного клуба. Конечно, можно было бы пойти в более слабый коллектив и попытаться там расти, гарантированно играя, но я решил, что нужно пытаться, нужно пробовать, нужно стремиться к лучшему, и тогда уже все будет зависеть только от тебя.
Первый год был, конечно, тяжелым, ведь я фактически вообще не играл, вернее, играл, но за дубль. Но уже в следующем сезоне Валерий Георгиевич поставил меня в основу, и с этого момента, с 2008 года, я стал постоянно выходить на поле.
– Что правда, а что вымысел в истории с твоим несостоявшимся переходом в «Манчестер Юнайтед»?
– Ранее в интервью «Спорт-Экспрессу» я рассказал все так, как оно было на самом деле. Интерес со стороны манкунианцев действительно был и, в принципе, мы обо всем договорились, у меня уже даже был контракт на руках. Я находился в отпуске, на тот момент все детали были улажены, мне позвонили из ЦСКА, предложили прилететь и, образно говоря, подписать увольнительную.
Но в итоге переход так и не состоялся из-за проблем с визой, поскольку у меня не было необходимого количества матчей за сборную страны. В Англии строгие правила для легионеров… Хотя изначально мне обещали, что этот вопрос будет решен.
– Известно, что ты симпатизируешь «Ливерпулю», а «Манчестер Юнайтед» – принципиальный соперник «мерсисайдцев»…
– Да, вы правы, но такие предложения бывают, наверное, раз в жизни. Не знаю, будет ли оно у меня когда-нибудь еще. На тот момент я даже не думал ни о каких клубных симпатиях. Если честно, был немного в шоке, когда мне сообщили об интересе со стороны «МЮ».
– К 25-ти годам в составе ЦСКА ты выиграл все возможные национальные титулы. Как после этого находить мотивацию для новых побед?
– Знаете, останавливаться никогда нельзя. Надо ежедневно, ежегодно подтверждать свой класс, свое мастерство, свое игровое состояние. Месси, Роналду каждый год выигрывают «Золотые мячи» и не останавливаются на этом, каждую игру пытаясь доказать, что они лучшие. Поэтому в «Краснодар» я пришел не для того, чтобы просто бороться за место в зоне Еврокубков, я хочу добиваться с командой самых высоких результатов.
– Скажи откровенно, ЦСКА в 2013 году покидал с сожалением?
– Скажем так, тяжело было уходить из команды, потому что всю жизнь я провел в Москве и семья, друзья, родственники – все были в столице. Плюс я провел в клубе 6 лет и со всеми ребятами по команде у меня сложились теплые, хорошие отношения. Но когда «Краснодар» сделал предложение, взвесил все «за» и «против», и решил, что для меня это будет ни в коем случае не шаг назад, а скорее шаг вперед. Ведь я хотел регулярно играть, а последний сезон в ЦСКА был для меня в этом смысле тяжелым.
Для себя я тогда отметил тот факт, что руководители «Краснодара» – президент, генеральный директор – сразу озвучили свои планы: клуб будет усиливаться в каждое трансферное окно, и с каждым годом перед командой будут возникать новые и новые высокие цели. В принципе, как мы видим, все это исполняется, поэтому я нисколько не жалею о своем переходе. Да и супруга, семья тоже очень довольны, что мы здесь.
– Как чувствовал себя в провинции после стольких лет, проведенных в столице?
– На самом деле в команде адаптировался я очень быстро, потому что ребята приняли сразу, да и после смены тренера пришли победы, мы стали подниматься по таблице, и это способствовало созданию общего позитивного фона в коллективе. А что касается самого города, то мне около года понадобилось для того, что бы здесь адаптироваться. В новом городе всегда осваиваться непросто, ведь ты еще никого и ничего не знаешь. Но сейчас чувствую себя в Краснодаре очень комфортно.
– За годы твоих выступлений в ЦСКА у многих почему-то сложилось впечатление, что Павел Мамаев – в большей степени разрушитель. Но в «Краснодаре» ты раскрылся именно как созидательный игрок. Благодаря чему произошла такая метаморфоза?
– В ЦСКА я приходил так же, как и в «Торпедо», в качестве атакующего полузащитника, но у армейцев на этой позиции тогда играл Карвальо. На игру со «спартаком» Газзаев выпустил меня в центр полузащиты, я располагался как бы под бразильцем, и с этого момента позиция закрепилась за мной. Но из-за этого я, в принципе, не испытывал никаких проблем. В «Краснодаре» уже немножко другая ситуация, тренер наоборот хочет видеть меня ближе к атаке, и на этой позиции я сейчас получаю истинное наслаждение от игры.
– Твои пасы пяткой и прочими не часто используемыми для передач частями стопы стали своего рода визитной карточкой не только Павла Мамаева, но и всего нынешнего «Краснодара». Откуда у тебя эта тяга к футбольной эстетике?
– Даже не знаю. В принципе, не ставлю себе цели сыграть как-то красиво, эффектно, на публику. Просто действую по ситуации, каким вижу правильное решение, так момент и отыгрываю.
— Неприятный эпизод твоей карьеры – серьезная травма, которую ты получил в прошлогоднем кубковом полуфинале? Что случилось в том эпизоде?
– Меня давно беспокоил ахилл и в тот момент он, наверное, просто сдался, разорвавшись практически на ровном месте.
– Почти полгода ушло на восстановление. Тяжелее переносить все это было физически или морально?
– Морально, конечно же.
– Осенью ты восстановился, но никак не мог обрести свою игру. Еще одно испытание…
– Да, тяжелый момент был, это точно. Чувствовал, что, возможно, рано начал играть и не помогал команде так, как хотелось бы… Переживал из-за этого.
– Зимой футбольные слухи поочередно отправляли тебя то в один, то в другой московский клуб. Как сам на все это реагировал?
– Просто отдыхал. Мне никто не звонил, ни руководство, ни тренер. Поэтому относился к этому спокойно. В межсезонье вообще много разных слухов ходит…
– В «Краснодаре» по сути за год, если вычесть время, потраченное на восстановление, ты забил столько же, сколько за все 6 лет, проведенных в ЦСКА. С чем связываешь такой всплеск результативности?
– В «Краснодаре» и в ЦСКА я действую на совершенно разных позициях – в этом, прежде всего, дело. В армейском клубе мне, можно сказать, запрещали подходить к штрафной площади, здесь же – абсолютно другая игра.
– Сейчас создается впечатление, что ты, как, впрочем, и другие игроки «Краснодара», получаешь огромное удовольствие от футбола, в который играет команда.
– Вы совершенно правы, так оно и есть.
– Задавал этот вопрос недавно Роману Широкову. Задам и тебе. Подмечено, что с приходом в «Краснодар» Широкова игра Павла Мамаева буквально расцветает. Вряд ли это совпадение?
– Не совпадение, конечно. Я думаю, что вся игра «Краснодара» расцветает с приходом Романа, даже отрицать этого не буду (улыбается).
– Текущее второе место «Краснодара» для тебя неожиданность или закономерность?
– Я думаю, что неожиданность – это когда набираешь очки как-то спонтанно, тяп-ляп. Мы же во всех играх, которые провели в этом отрезке чемпионата, считаю, превосходили соперника по всем статьям. Поэтому, такое положение команды в таблице – скорее закономерность. И тут речи не может быть ни о каких-то там случайных победах, нелепых судейских ошибках или просто стечении обстоятельств. Я считаю, что на сегодняшний день мы заслуживаем этой позиции.
– Впереди у «Краснодара» игра с «Локомотивом». Какие наиболее сильные черты этой команды можешь отметить сегодня?
– «Локомотив» еще со времен Семина всегда считался серьезной командой. А потому, в каком бы состоянии москвичи не были, даже в периоды неудач и каких-то провальных матчей, красно-зеленые все-равно остаются сильной командой и по праву считаются одним из топ клубов нашего российского Чемпионата. А значит, подходить к этому матчу нужно со всей серьезностью.
– Как складывались для тебя лично матчи против «Локомотива», ведь тебе частенько приходилось противостоять «железнодорожникам» в составе разных команд?
– Если я не ошибаюсь, в большей степени выигрывали. И с «Торпедо» мы как-то победили их 3:0, и с ЦСКА обыгрывали не раз. Конечно, случались и поражения. Был даже такой период, еще во времена Семина, когда мы долго не могли железнодорожников обыграть, они забивали нам на последних минутах. Но в любом случае, матчи против «Локомотива» всегда получались тяжелыми. С этой командой легко не бывает.
– Забивать в ворота «Локо» ранее доводилось?
– Нет.
– Какой матч считаешь своим самым лучшим в составе Краснодара?
– Даже не знаю. Сейчас, наверное, и не смогу назвать какой-то определенный матч. Просто каждую игру я стараюсь не опускаться ниже своего определенного уровня. Ведь если у меня получилось показать все, на что я способен, и команда при этом добилась положительного результата, то матч уже можно назвать удачным. И не важно, забил я при этом или нет. Поэтому какую-то определенную игру тяжело выделить.
– А какой твой гол, забитый за «Краснодар» – самый красивый или, может быть, самый важный?
– Это, пожалуй, гол в ворота «Терека». Игра проходила в Грозном, и мы одержали победу со счетом 1:0. Команда тогда начала свои шаги вперед под руководством Олега Кононова, и эта победа была для нас очень важной, как мне кажется. Да и комбинация голу предшествовала красивая…
– Какое качество больше всего ценишь в людях?
– Честность.
– А что не можешь терпеть?
– Наверное, предательство. Но сейчас уже немного перестраиваю себя, стараюсь прощать людей, не таить никаких обид, злости. Может быть, просто перестаю контактировать с предавшим человеком.
– В каком городе или в какой стране, где никогда раньше не был, мечтаешь побывать?
– В связи с тем, что наши дети еще маленькие, мы с супругой стараемся ездить в проверенные, любимые места для отдыха. Потому каких-то мыслей о том, что куда-то хочется поехать, что-то новое посмотреть, пока нет. Вот подрастут дети, тогда, возможно, и начнем мечтать (улыбается).
– Против какой европейской или мировой команды мечтаешь сыграть?
– Хочется встретиться с «Ливерпулем», никогда еще не играл против этой команды. И, конечно же, есть стремление играть против самых сильных команд мира, допустим, в Лиге Чемпионов. Хотя это, наверное, стремление любого российского футболиста.
– Ну и заключительный вопрос. Попасть в сборную при Капелло – мечта осуществимая?
– Скажу откровенно, у меня как таковой мечты – попасть в сборную при Капелло – нет. Я отношусь ко всему спокойно, и если меня не вызывают, значит на сегодняшний день я слабее тех футболистов, которые играют в сборной. Вызовут – хорошо, нет – продолжу работать и в первую очередь во благо «Краснодара».