Топ-10 жутких трагедий в истории футбола!
Пару дней назад мы все с горечью вспоминали трагедию на "Хиллсборо", и мы решили напомнить вам десять жутких трагедий в истории мирового футбола, где погибали не только болельщики, но и сами футболисты. Мы на этот раз не будем оценивать как рейтинг, а просто расскажем о десяти трагедиях. Ведь все погибшие в этих катастрофах будут живы, когда будет жива память о них!
Подписывайтесь на наш блог "Хорошо или плохо" и можете написать в комментарии еще темные пятна из истории футбола, о которых мы не написали в нашей статье.
Топ-10 футболистов - курильщиков!
10) Крушение самолета в Чили (1961 г.)
3 апреля 1961 года команда южной зоны первого дивизиона Чемпионата Чили — «Грин Кросс» (Сантьяго), разбилась в полном составе в горном массиве Лас-Ластимас в Кордильерах при возвращении из города Осорио (Чили). 24 человека погибло.
Около двух месяцев назад чилийские альпинисты обнаружили обломки самолета, потерпевшего катастрофу 54 года назад. Участники экспедиции обнародовали фотографии с места трагедии.
9) Разборка фанатов в Аргентине (1968 г.)
23 июня 1968 в Буэнос-Айресе, на стадионе «Монументаль», который спустя десять лет принимал финал чемпионата мира, произошла трагедия. В этот день сошлись две легендарные аргентинские команды – "Ривер Плейт" и "Бока Хуниорс". Оба клуба славились не только своей игрой, но и поддержкой ультрас. Фанаты стали выяснять отношения между собой, что вылилось в перестрелку. На самом стадионе началась давка, жертвами которой стали 74 болельщика, 113 было ранено.
8) Гибель "Стронгест" (1969 г.)
В 1969 году случилась трагедия для всего народа Боливии. 16 игроков, 3 тренера и руководителя клуба "Стронгест" погибли в авиакатастрофе. Их самолёт разбился в Андах, в местечке Вилоко, когда команда летела в Ла-Пас после товарищеского матча. Всего в той трагедии погибло 69 пассажиров и 5 членов экипажа.Останки самолета удалось обнаружить только через несколько дней.
За несколько дней до трагедии «Стронгест» провел последнюю официальную игру, и предстоящий в Санта-Крусе матч носил товарищеский статус. Авиакатастрофа пришлась на лучший период в истории «Стронгеста». Клуб добился немалых успехов благодаря усилиям президента Рафаэля Мендосы, что было очень непросто из-за тяжелого финансового положения Боливии. В кратчайшие сроки Мендоса смог собрать новую боеспособную команду, которая продолжала оставаться в числе лидеров боливийского футбола.
7) Трагедия на "Хиллсборо" (1989 г.)
15 апреля 1989 года на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде состоялся полуфинальный матч Кубка Англии по футболу между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль», повлёкший смерть 96 болельщиков «Ливерпуля». Всего же в трагедии получили ранения разной степени тяжести 766 человек.
Эти же команды встречались в полуфинале Кубка Англии на этом стадионе и за год до этого, и тогда тоже возникли проблемы. В обоих случаях "«Ливерпулю», посещаемость домашних матчей которого была вдвое выше, чем у «Ноттингем Форест», выделили трибуну, вмещавшую меньшее количество зрителей.
Полуфинальный матч был назначен на 15:00. Многие болельщики «Ливерпуля» не успевали к матчу из-за пробок на дорогах, вызванных, в частности, ремонтными работами. Несмотря на просьбы «Ливерпуля» задержать начало матча, чтобы к началу игры успели те, кто задерживался, эта просьба была проигнорирована. В результате, когда матч уже вот-вот должен был начаться, перед турникетами скопилось большое количество народа. Появились первые признаки давки. В этот момент командующий безопасностью на стадионе шеф-супериндентант полиции Дэвид Дакенфилд через подчиненных спросил: «У всех есть билеты?, — Поднимите их!». Когда болельщики выполнили его требование, офицер, посчитав, что безбилетников в общей массе немного, приказал своим подчинённым открыть ворота и пустить всех без проверки. Вновь прибывшие были направлены в туннель, ведущий в центральные загоны «Леппингз Лейн», которые и так были переполнены, вместо того, чтобы направить их в боковые проходы в загоны, в которых почти никого не было. Зрители, уже сидевшие на практически заполненной трибуне, оказались запертыми оградами с трех сторон и нахлынувшей толпой с четвертой. Стоявшие в первых рядах и прижатые к металлическим ограждениям люди начали задыхаться.
На 6-й минуте матч был остановлен, однако в результате неграмотных действий полиции и стюардов, которые не сразу поняли суть происходящего, принимая попытки болельщиков высвободиться из давки за хулиганское желание прорыва на поле (против пытавшихся спастись был направлен отряд полицейских с собаками), большого количества жертв избежать не удалось. На мольбы открыть одну из оград, чтобы открыть путь погибающим людям на поле, полиция ответила отказом, поскольку не могла сделать этого без приказа от Дакенфилда.
На месте трагедии погибли 93 человека, ещё двое скончались несколько дней спустя, а ещё через четыре года скончался человек, всё это время проведший в коме. Более семисот человек получили травмы. В давке погиб и двоюродный брат будущего капитана «Ливерпуля» Стивена Джеррарда. Число жертв и пострадавших могло бы быть значительно меньше, если бы на стадион были пропущены кареты скорой помощи, однако полиция не допустила их. В результате на стадионе оказалась лишь одна бригада — остальным пострадавшим помощь оказывали другие болельщики «Ливерпуля».
6) Трагедия в "Лужниках" (1982 г.)
Трагедия в «Лужниках» — массовая давка с человеческими жертвами, произошедшая на стадионе Лужники в Москве в конце первого матча 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА между футбольными клубами «Спартак Москва» (СССР) и «Хаарлем» (Нидерланды) 20 октября 1982 года.В давке погибли 66 болельщиков «Спартака», многие из которых были ещё подростками. Эта давка стала самым трагическим случаем в истории советского и российского спорта.
Накануне матча в Москве выпал первый снег. А сам день игры, среда, 20 октября 1982 года, выдался на редкость морозным (-10°С) для середины октября. Поэтому из 82 000 билетов на матч удалось распродать лишь около 16 500.
Матч начался в 19:00. Уже на 16-й минуте игры Эдгар Гесс забил со штрафного первый гол в ворота «Хаарлема». Ближе к концу матча, не ожидая больше голов, значительная часть к тому времени довольно замёрзших болельщиков стала покидать свои места на трибунах и направилась к выходам. Большинство болельщиков трибуны «С» двинулось к лестнице № 1, которая находилась ближе к метро. Всего за 20 секунд до финального свистка Сергей Швецов забил в ворота «Хаарлема» второй гол. Приблизительно в это же время на лестнице № 1 трибуны «С» в подтрибунном пространстве стадиона началась давка, которая привела к гибели 66 болельщиков.
5) Трагедия в Йоханнесбурге (2001 г.)
Трагедия в Йоханнесбурге в 2001 году. В тот ужасный вечер на стадионе «Эллис-парк» погибли 43 человека, в том числе женщины и дети. Еще 99 были госпитализированы с серьезными травмами. А события разворачивались приблизительно так:У закрытых ворот стадиона, рассчитанного на 70 тысяч зрителей, собралась 120-тысячная толпа. Чтобы хоть как-то усмирить болельщиков, кто-то из охранников «Эллис-парка» бросил гранату со слезоточивым газом. И тут центральные ворота, не выдержав напора толпы, распахнулись, причем головы тех, кто стоял ближе всего ко входу, оказались между прутьями решетки. Они погибли первыми… По словам полицейских, это походило на массовое помешательство. Толпа снесла не только часть зрительских рядов, но и защитное ограждение футбольного поля. На зеленый газон высыпали сотни людей. Порядок удалось навести только через час. Матч был отменен.
В истории африканского футбола это уже вторая подобная трагедия. В 1991 году в городе Оркни в давке перед матчем погибли 42 человека. По странному стечению обстоятельств, и десять лет назад, и на этот раз должны были играть одни и те же клубы — «Пираты» из Орландо и «Шефы» из Кайзера.
4) Гибель Пахтакора в авиакатастрофе (1979 г.)
В конце 1970-х годов в «Пахтакоре» подобралась очень перспективная команда, но в 1979 году случилась трагедия — команда разбилась в авиакатастрофе. Клуб в нескольких последующих чемпионатах был усилен игроками из других клубов. В регламент чемпионата СССР была внесена статья, по которой в течение трёх лет независимо от результатов «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге (на практике этот пункт был применён в 1981 году, когда «Пахтакор» занял последнее, 18-е место в чемпионате).
Авиакатастрофа произошла 11 августа 1979 года. В тот день в 13 часов 35 минут в небе в районе Днепродзержинска на высоте в 8400 метров столкнулись два Ту-134 А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место, в истории Советского Союза, и столкновений в воздухе в мире — второе, а среди столкновений самолётов вообще — третье. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего событие получило особый резонанс.
3) Трагедия в Шотландии (1971 г.)
2 января 1971 года — в тот день на «Айброкс» игрался матч непримиримых соперников «Рейнджерс» и «Селтика». В самом конце встречи на злополучной лестнице около прохода номер 13, где массово выходили сотни болельщиков «джерс» случилась давка, в которой погибло 66 и было ранено около 200 человек.
Скопление людей в этом месте было обусловлено тем, что до самого конца матча «Рейнджерс» проигрывали 0:1, и фанаты глазговцев, не желая досматривать неудачную игру своих любимцев, валом начали уходить со стадиона. Версии же причины произошедшего расходятся. В самом начале расследования трагедии высказывалось предположение, что давка произошла после того, как под ноги толпе упал ребёнок, которого нёс на плечах его отец. Стоявшие вокруг люди попытались сделать «кольцо» вокруг упавшего, дабы случайно его не задавить. Но публика, шедшая сзади и не видевшая эпизод, напирала и, в результате, образовался «затор», приведший к давке.
Но большинство свидетелей, выживших в этой трагедии, выдвигали другую версию произошедшего. Уже в добавленное время встречи форвард «джерс» Колин Стин сравнял счёт в матче, принеся «джерс» ничью 1:1. Шедшие в первых рядах по лестнице, услышав восторженный рёв стадиона, попытались повернуть назад, чтобы узнать, чем он вызван. Но задние ряды, не видя этого шли вперёд — люди, оказавшиеся в середине толпы попросту оказались зажаты с двух сторон Проведённые позднее экспертизы установили, что большинство жертв погибли от асфиксии. Версия полиции гласила, что никакого столкновения потоков не было и давка произошла «из-за большого скопления людей на лестнице и, как следствие, обрушения перил».
2) Авиакатастрофа в Суперга (1949 г.)
Футбольный клуб «Торино» образца 1940-х годов был суперклубом чемпионата Италии. С 1946 по 1948 год он трижды завоёвывал золотые медали национального чемпионата. 3 мая 1949 года в Португалии состоялся матч между командами «Торино» и «Бенфика», в котором итальянская команда проиграла португальскому клубу со счётом 3:4. На следующий день (это была среда) команда «Торино» вылетела из Лиссабона на трёхмоторном самолёте Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, несколько руководителей клуба и журналистов, всего в самолёте находился 31 человек.иСамолёт сделал промежуточную остановку в Барселоне для дозаправки, где игроки «Торино» повстречались с друзьями-соперниками из «Милана». Миланцы пересаживались на рейс до Мадрида и оказались последними, кто видел туринцев живыми.
Около пяти часов вечера, когда до города Турина оставалось совсем немного, самолёт попал в зону повышенной туманности, из-за чего пилот потерял ориентацию в пространстве. Самолёт задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, его развернуло и он с большой скоростью врезался в землю. Все находящиеся на борту пассажиры погибли. Но один футболист того «Торино» остался жив, это был Лауро Тома, который остался дома и не полетел на матч с «Бенфикой» из-за травмы.
До финиша чемпионата Италии оставалось 6 туров. «Торино» лидировал, а молодые игроки, собранные наспех из дублирующей, молодежной и юношеской команд, приложили все силы, чтобы команда стала чемпионом. В итоге им это удалось, а игроки, которых уже не было в живых, все восемнадцать человек, посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.
1) Мюнхенская трагедия (1958 г.)
Мюнхенская трагедия 1958 года до сих пор в памяти многих любителей футбола, тогда мир футбола потерял "Малышей Басби". На борту злополучного рейса находились 44 человека, 23 человека погибли, остальные чудом выжили.Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.
Команда возвращалась домой из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов, но самолёт сделал остановку в Мюнхене на дозаправку, так как ёмкость топливных баков не позволяла осуществить прямой перелёт из Белграда в Манчестер. После дозаправки самолёта пилоты предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, командир экипажа отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта.
К моменту третьей попытки взлёта начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу взлётно-посадочной полосы скопилось много снежной каши. Войдя в снежную кашу, самолёт потерял скорость, необходимую для осуществления взлёта. Он пробил забор в конце взлётно-посадочной полосы, врезавшись левым крылом в дом, стоявший неподалёку. Из 44 человек, находящихся в самолёте, 21 скончался мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва топлива, КВС Тейн скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолёта и отойти на безопасное расстояние. Несмотря на это, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг помогал раненым выбираться наружу.
Таким образом, вы вспомнили одни из самых жутких трагедий, связанных с футболом. Надеемся, что такого больше никогда не будет в будущем, таких жутких катастроф и смертей футбольных фанатов или самих футболистов.
Подписывайтесь на наш блог "Хорошо или плохо?" и ждите новых рейтингов. Оценивайте пост и не забывайте эти темные пятна мировой истории футбола, ведь они живы, пока жива память о них! Vamos!