Слив на буровой
После череды неудач с АвтоВАЗом, «Крыльями Советов», «Росавиа» госкорпорация «Ростехнологии» меняет структуру управления. Это подтверждают сразу несколько источников Newsweek. Власть в ней децентрализуется и не будет жестко зациклена на первое лицо, точнее, на второе — Игоря Завьялова, уши и руки главы госкорпорации Сергея Чемезова. Сам Завьялов, по некоторым данным, может покинуть корпорацию уже этой весной. Возможно, он перейдет в правительство под начало первого вице-премьера Игоря Шувалова, с которым он якобы подружился во время реструктуризации АвтоВАЗа.
Завьялова не любят многие его партнеры и коллеги, что, впрочем, не мешало ему делать блестящую карьеру и делиться амбициозными планами. «Он часто говорил, что должен быть на месте главы ВТБ Костина или руководителя Сбербанка Грефа», — рассказывает знакомый с ним сотрудник Минтранса. Кандидатуру Завьялова якобы рассматривали в 2007 году, когда с поста главы Сбербанка увольняли Андрея Казьмина. В итоге выбор пал на Германа Грефа, а Завьялов ушел в «Ростехнологии». И он, говорят многочисленные собеседники Newsweek, полностью захватил власть в этой гигантской госкорпорации. Проблема в том, что в начале года, утверждают источники, он не на шутку разозлил вице-премьера Игоря Сечина и скорее всего уйдет из «Ростехнологий» в ближайшее время.
В 2008 году «Ростехнологии» стали владельцем и спонсором самарского футбольного клуба «Крылья Советов». Завьялова назначили его президентом. Новые хозяева обещали сделать из «Крыльев» суперклуб. Впрочем, в середине прошлого года деньги закончились, и скоро над клубом нависла угроза ликвидации.
В середине января источник в «Ростехнологиях» дал понять, что вопрос с «Крыльями» решен на самом верху. Сергей Чемезов сходил на прием к Владимиру Путину, тот вызвал своего зама Игоря Сечина и поручил ему этот вопрос. Почти месяц Сечин лично подбирал новых спонсоров, а Российский футбольный союз неоднократно откладывал процедуру лицензирования клуба для участия в Премьер-лиге. Окончательный список из 22 фирм зачитал губернатор Самарской области Владимир Артяков 18 февраля.
А 19 февраля прокуратура запустила в производство дело по факту хищения $160 млн в банке ВТБ. Материалы направлены на новое рассмотрение, и один из подозреваемых — Игорь Завьялов. В июле 2007 года он работал в банке и курировал сделку по покупке бурового оборудования для «ВТБ-лизинг». Как показало расследование миноритарного акционера ВТБ Алексея Навального, оборудование было куплено «ВТБ-лизингом» по завышенной в полтора раза цене, а неизвестные посредники получили прибыль в размере $160 млн. Он отнес материалы в милицию, которая, как и рассчитывал Навальный, прислала ему отказ в возбуждении уголовного дела: эту бумагу он получил 11 февраля.
Миноритарий уверен, что дело тормозили сотрудники службы безопасности ВТБ и почти в этом преуспели. Но 19 февраля правоохранительные органы внезапно передумали. Прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении. На минувшей неделе Навальный получил ответ из прокуратуры и немедленно разместил его на своем сайте.
Собеседник Newsweek в Минтрансе не верит, что Навальный действует самостоятельно. «Я сам был мелким акционером и могу сказать, что миноритарии сами по себе ничего не предпринимают», — говорит он. Тем более что скандал пришелся как нельзя вовремя. «Это первый щелчок по Завьялову. Обычно так и делается: сначала выкладывают самый безобидный компромат. Если человек делает вид, что намек не понял, появится новый компромат, еще более болезненный», — говорит источник в Минтрансе.
Послать сигнал Завьялову хотели многие. Укрепившись в «Ростехнологиях», менеджер замкнул решение всех значимых вопросов на себя. Многие руководители структурных подразделений потеряли реальные полномочия и начали бороться за то, чтобы вернуть их.
В аппаратной борьбе они почти преуспели. В начале года в госкорпорации начали обсуждать реорганизацию, которая должна была децентрализовать систему управления. В частности, было решено передать многие вопросы из центрального офиса в отраслевые холдинги. Завьялов, как говорит знакомый с ситуацией чиновник, всеми силами тормозил эту реорганизацию. Этот чиновник рассказывает, что один из «задвинутых» Завьяловым руководителей мобилизовал свои связи в силовых структурах еще в середине прошлого года, и в конце концов были найдены компрометирующие его материалы.
«Если будет начато уголовное преследование, Завьялов, безусловно, будет вынужден уйти из госкорпорации», — говорит партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. Многие в «Ростехнологиях» надеются, что с его уходом к менеджерам холдингов, входящих в госкорпорацию, вернутся их распорядительные функции.
Еще одна конфликтная ситуация вокруг Завьялова связана с авиацией. У этого направления в «Ростехнологиях» есть свой начальник, но на практике авиапроекты курирует Завьялов. В 2008 году госкорпорация начала формировать «Росавиа», которая должна была стать крупнейшей авиакомпанией России. Конкурента «Аэрофлоту» пытались собрать из десятка убыточных госкомпаний, но к началу этого года от «Росавиа» остались только мечты. В феврале Владимир Путин поручил передать шесть госкомпаний «Аэрофлоту».
Однако представители новых собственников долго не могли даже физически зайти на территорию этих компаний — якобы из-за противодействия менеджеров «Ростехнологий». Как утверждают на рынке, «Ростехнологии» увязали доступ к этим авиакомпаниям с подписанием договора о сотрудничестве. По этому договору госкорпорация должна получить право на техническое обслуживание отечественных авиабортов и финансовое обслуживание лизинговых договоров, а также сможет принять участие в проведении тендеров на закупку новых самолетов.
Отраслевые специалисты не уверены, что «Ростех» сможет этот договор выполнить. «У них нет ни мощностей, чтобы проводить техобслуживание, ни финансового плеча, чтобы влезть в обслуживание лизинговых схем», — говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. Смысл договора о сотрудничестве, по словам источника, близкого к «Росавиации», в другом — «Ростехнологии» хотят красиво выйти из авиапроекта.
["Ведомости", 26.03.2010, "Место для Чемезова": Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов может войти в совет директоров «Аэрофлота», заявил директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров. «Чемезов — профессионал, и его нахождение в совете директоров само по себе придает статус», — объяснил он. Впрочем, чиновник оговорился, что директором перевозчика может стать и один из заместителей Чемезова — Алексей Алешин или Игорь Завьялов, «очень заслуженные люди». — Врезка К.ру]
Так, сохранив лицо, Игорь Завьялов уходил с поста президента «Крыльев Советов». База заложена, для команды найдены новые спонсоры, сказал он. Это заявление, как рассказывают источники, очень огорчило вице-премьера Игоря Сечина, который лично проводил самые тяжелые переговоры с потенциальными спонсорами.
Сейчас Завьялову как никогда выгодно сохранить имидж крепкого хозяйственника. Топ-менеджер «Ростехнологий» готовится к переходу на новую работу, утверждают сразу несколько источников в правительстве и на рынке. «Он наверняка пойдет в экономический блок правительства, к первому вице-премьеру Игорю Шувалову», — уточняет один из них.
«Аэрофлот» согласен на предложенный «Ростехнологиями» договор, утверждают источники. В компании говорят, что это разумный компромисс, который откроет ей доступ к шести авиапредприятиям. А пока «Аэрофлот» не может даже провести предварительный аудит шести компаний, который собирались завершить до конца марта. А гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев уже успел пообещать Игорю Шувалову, что не попросит ни копейки из бюджета. «Наше финансовое положение после ухода от “Ростехнологий” ухудшается с каждым днем», — сказал Newsweek топ-менеджер одной из авиакомпаний.
Хуже другое. Проект передачи шести авиакомпаний «Аэрофлоту» лоббировал министр транспорта Игорь Левитин. Он докладывал об этом премьеру Владимиру Путину, с него же Путин и спросит, если с этими компаниями что-то пойдет не так — а это вполне вероятно. И Левитин уже почти год как считается одним из первых кандидатов на отставку.
А отставка Левитина может немедленно возродить интригу с созданием конкурента «Аэрофлоту». Московская авиакомпания «Атлант-Союз», которая вовремя вышла из состава «Росавиа» и тем самым избежала поглощения «Аэрофлотом», сейчас строит наполеоновские планы. «К 2015 году мы планируем стать второй по масштабам компанией», — говорит ее генеральный директор Евгений Бачурин. При Левитине такое вряд ли возможно. После того как осенью 2008 года министр лично уволил Бачурина с поста главы Росавиации, их отношения оставляют желать лучшего.