Контуры игры Зенита
Небольшой текст о построении игры Зенита на основании матча 2 тура Зенит-Спартак. Комментарии и дополнения приветствуются!
Расстановка.
16.Малафеев, 14.Губочан, 6.Ломбертс, 4.Крижанац, 2.Анюков, 15.Широков, 27.Денисов, 10.Данни, 23.Хусти, 34.Быстров, 11.Кержаков.
В первом тайме Зенит действовал по схеме 4-2-3-1 при этом Данни перемещался по всему фронту атаки и выполнял роль связующего звена между полузащитой и нападающими.
Замены:
1) 8.Лазович -> 23.Хусти (46 мин.).
Лазович вышел на позицию второго нападающего, по игре оказываясь либо чуть ниже Кержакова, либо на одной линии с ним слева. При этом фактически относительно свободной осталась зона левого атакующего полузащитника на которой действовал Хусти. Относительно – поскольку Данни смещался в данную зону при атаках Зенита по левому флангу.
2) 17.Розина ->34.Быстров (70 мин.)
3) 18.Зырянов -> 27.Денисов (80 мин.)
Обе замены по позиции.
Действия в обороне.
Зенит старался встречать атаки высоко, на половине поля соперника.
Кержаков обозначал первый отбор – прессингуя центральных защитников Спартака, с целью помешать им начинать атаки. В районе центрального круга атаки соперника встречали в следующем построении:
Игроки располагались компактно друг к другу. В отбор мяча из-за спин первой линии полузащитников мог выходить Денисов.
При развертывании соперником атаки по центру, Денисов и Широков смещались ниже для отбора мяча. Значительное число отборов/перехватов мяча было совершено в зоне за центральным кругом.
Во втором тайме данное построение (при этом периодически позицию Хусти в данном построении занимал либо Лазович, либо опорный полузащитник) наблюдалось реже – игроки Зенита чаще старались вступать в отбор непосредственно при потере в атаке; число игроков, участвующих в атаке увеличилось, что привело к тому, что не всегда успевали быстро перестроиться.
Более активно вступать в отбор при потере мяча в атаке стали с середины первого тайма, фактически после пропущенного мяча – на флангах в отбор вступали: крайний защитник, Данни и Денисов; по центру в отбор вступали: Денисов и ближайший атакующий полузащитник.
При развертывании соперником атаки по флангу – атаку встречал в большинстве случаев крайний защитник (другой вариант - один из опорных). Его страховал опорный полузащитник или соответствующий центральный защитник. Возникали ситуации, когда между крайним защитником (вступающим в отбор) и центральным был значительный разрыв – поскольку центральный защитник смещался в штрафную (когда в штрафную входили 2 нападающих Спартака); а опорные полузащитники вдвоем смещались ближе к центру перед штрафной (где игроки Спартака создавали численное большинство).
Действия в атаке.
При переходе из обороны в атаку стремились проводить быстрые вертикальные атаки с целью доставить мяч в свободную зону перед штрафной нападающему или атакующим фланговым полузащитникам.
Значительное число атак начиналось после отборов и перехватов мяча в зоне опорных полузащитников. При этом можно отметить два основных варианта действий при получении мяча опорными полузащитниками:
1) длинные/средние передачи-забросы в свободную зону перед штрафной на Кержакова или в зоны инсайдов, для выполнения быстрого прохода к воротам соперника (в первом тайме – в зону Хусти, во втором тайме – на Розину; также в данную зону слева смещался Данни).
2) передача мяча Данни, который вносил мяч в зону атаки и выполнял передачу нападающим.
При получении мяча опорными атакующие фланговые полузащитники и крайние защитники устремлялись вперед. Широков действовал ближе к атаке, Денисов занимал позицию чуть ниже для подбора мяча.
Наиболее часто использовали второй вариант при развитии атак во втором тайме.
Также наблюдались индивидуальные проходы опорных полузащитников с мячом в зону атаки (чаще Широков).
Фланговые атаки в большинстве случаев развивались слева: Губочан, выдвигался вперед по флангу, в районе центрального круга получал мяч от опорного полузащитника – далее либо передача по флангу на Данни, либо перевод мяча на правый фланг через Денисова на подключившегося в атаку Анюкова.
Большинство передач нападающие получили в следующих зонах:
Нападающие, как правило, старались войти в штрафную и нанести удар по воротам, при этом существовала возможность выполнить пас партнеру в штрафной.
Усилил игру Лазович, который действовал ближе к воротам соперника, чем Хусти и эффективно уходил от опеки защитников Спартака. В результате увеличивая число возможных вариантов для Данни при выполнении последнего паса. Также фрагментарно при развитии атак опускался чуть ниже, создавая численное большинство в зоне мяча.
Считаю, что Лазович играл так же по позиции, как и Хусти. Просто в силу того, что Зенит усилил давление на оборону Спартака, он частоя появлялся на левом фланг, непосредственно в атаке. Но при этом были моменты, когда он отрабатывал в обороне на общих условиях со всеми (за искллюч. Кержакова). Так что не сказал бы, что с выходом Лазовича схема поменялась. Просто это игроки с разными сильными качествами. Плюс у Лазовича хорошая функционалка.
Далее - в первом тайме вся опасность на правом фланге атаки исходила от Анюкова, Быстров там был абсалютно незаметен. Ну и вообще фланговые защитники - немаловажные боевые еденицы в развитии атак собственной команды. (При подключении их, Денисов опускался глубже для подстраховки). С выходом Розины началась постоянная смена позиций им и Данни.
Уточните, касательно новых игроков в схеме?
можно связаться по следующему адресу: chulkov.petr@gmail.com.
Да на схеме не отражено - согласен. В тексте есть об этом упоминание - то скажем так очень мимолетное:)
Спасибо за дополнения!