5 мин.

Открытые вопросы Василию Уткину

Здравствуйте, Василий!

Пишу вам во второй раз только потому, что вы сами восклицаете в своём блоге: «Вот скажите, Сергей Лейбград…». Сказать оперативно я могу только здесь. Говорю…

Попробую обойтись без постмодернистских предуведомлений и иронических приемов, к которым вы (несмотря на вашу нелюбовь к творчеству ценимых мною Сорокина и Пелевина) бываете склонны. Но перед тем как задать вам вполне конкретные и корректные вопросы, не найденные вами в моём первом письме, оговорюсь, что с точки зрения футбольной эстетики период истории «Крыльев» с 2001-го по 2004 год был одним из лучших в моей болельщицкой биографии (как ребёнок я захватил еще конец 1960-х). К этому добавлю, что считаю абсолютно безобразной и безответственной работу всех менеджеров клуба, логично приведшую к нынешней катастрофе команды, которую на самом деле десятки тысяч людей считают историческим и культурным достоянием Самары. Как бы вам не было огорчительно, но они естественнее воспринимают в качестве своего представителя (до известной степени, посла) в профессиональном футбольном мире именно Виктора Развеева, а не обаятельного миссионера Ткаченко, приехавшего удивить футбольную колонию.

Возможно, слишком скромно и не слишком эффективно, но с вышеупомянутой «работой» клубных менеджеров пытались бороться и я, и мои друзья, и многие другие болельщики «Крыльев». В 2006 году вместе с Гаджи Муслимовичем Гаджиевым. В частности, шамхановско-барановские методы воздействия на футболистов были преданы огласке в интервью Марко Топича, показанном в «Южной трибуне» и на НТВ ПЛЮС. Кстати, в начале 2007 года Александр Барановский в прямом эфире той же «Южной трибуны» согласился с требованием болельщиков превратить клуб в открытое акционерное общество с правом покупки акций рядовыми гражданами, но слова своего не сдержал. Через год под знаменем «Ростехнологий» в клуб вернулся Ткаченко и на встрече с журналистами заметил, что сейчас эта тема не актуальна.

А теперь вопросы.

1. Вы пишите: «смысл сказанного (мной – прим. С.Л.) примерно вот в чем: вы сами дерьмо, и мы дерьмо, но не дерьмее вашего, так почему же вы не позволяете нам и дальше оставаться дерьмом в море вашего дерьма?». Василий, «система», которую я осуждаю, а вы, именно вы до известной степени оправдываете за отсутствием иной, позволяет ведь и «Крыльям», по меньшей мере, провести этот сезон в премьер-лиге. Почему же вы отказываете самарскому клубу в праве (даже в ослабленном составе) решить свою судьбу в соответствии со спортивными принципами? Попутно, если я не ошибаюсь, признавая вслед за Мутко и Фурсенко истинную зрительскую и социальную востребованность большого футбола в Самаре.

2. Есть ли личная вина Германа Ткаченко (имя Германа именно вы настойчиво «вовлекаете» в этот контекст) в дефолте клуба и стремительной распродаже почти всего основного состава в разгар первенства 2005 года?

3. Имел ли Герман Владимирович возможность, будучи пять лет владельцем и президентом клуба, сделать ПФК «Крылья Советов» ОАО и выпустить акции клуба в открытую продажу?

4. Несёт ли Ткаченко моральную ответственность за публичные сверхположительные характеристики менеджеров Завьялова и Макеева, доведших хронический кризис до полного абсурда, и организованную им, Германом Владимировичем, кампанию «Вернуть позиции»?

5. Заслуживает ли бывший главный тренер «Крыльев» Леонид Слуцкий критического отношения за то, что с конца 2008 года всячески скрывал от болельщиков и футбольной самарской общественности приближающийся финансовый коллапс клуба? Ведь это именно он даже после пресловутого матча с «Тереком», названного им «боевым», защищал руководителей клуба, утверждая, что они пошагово создают фундамент для большого футбола в регионе, а столичные конкуренты вместе с федеральными СМИ хотят уничтожить сильный провинциальный клуб?

6. Почему вы, Василий, считаете (если считаете), что уровень нашего клубного чемпионата должен быть сопоставим, скажем, с французским, а не с хорватским или словенским? Как справедливо и легитимно могут прямые представители государства инвестировать средства госкорпораций или акционерных обществ, более 50% акций которых принадлежат государству, в совершенно определенные (часто по их личному выбору) коммерческие предприятия, занимающиеся футбольным бизнесом?

7. Вы пишите о владельцах клубов, которые профессионально и с любовью занимаются своим делом. Но разве положение наших клубов зависит, в первую очередь, не от покровителей, имеющих монопольный экономический и административный ресурс, которых вы эвфемистически называете владельцами? Владельцами (и то после серьезного исследования-расследования) в российской «элите» можно назвать разве что Гинера и Федуна.

8. Считаете ли вы виновными болельщиков российских команд в том, что их клубы управляются и финансируются так, как они управляются и финансируются в настоящее время? В частности, болельщиков ПФК «Крылья Советов»? И в праве ли были самарские болельщики, выходя на митинги, пикеты и голодовку, требовать, прежде всего, от руководителей клуба исполнить данные ими же публичные обязательства и обещания или немедленно уйти в отставку? И принуждать уже соответствующие властные структуры расследовать финансовую деятельность конкретных лиц? И насколько в этом смысле безупречна или уязвима позиция журналистов и лидеров общественного мнения?

9. Новый президент клуба Виктор Развеев начинает свою деятельность с создания детско-юношеской футбольной школы и обещает предпринять все необходимые шаги по превращению ПФК «Крылья Советов» в ОАО с выставлением на продажу болельщикам 20% акций. Почему – при всех чисто футбольно-игровых плюсах президентства Ткаченко – в «Крыльях» в его время не был решен ни один инфраструктурный вопрос? За пять лет не было сделано ничего - ни клубной детско-юношеской школы, ни нормальных полей на базе, ни реконструкции стадиона?..

Сергей Лейбград

P.S. Приносить извинения за оскорбительную и недостойную воспитанного человека реплику в адрес самарских болельщиков, которых, по вашему мнению, «жизнь накажет» (откуда вдруг такой пафос, ироничный Василий?) вы, судя по всему, не считаете для себя возможным. Что ж, в амбивалентную эпоху постмодернистского отчаяния вы имеете полное право быть очередным этическим симулякром.

"Южная трибуна"