Анатолий Черей. Уральский взгляд
…это был художник от мира сего. В высшей степени, что интересовало его, всегда, непрерывно, чем никогда не насыщались его глаза, лежит, по-моему, в области психосоциологии. Метод же он исповедовал тот, что в профессиональной среде называется «нерешающим моментом»…
Откуда он взялся, А. Черей? Сказать – из фотохроники УПИ – сейчас, в 2004 – не сказать ничего…в 1960 году в Уральском политехническом институте был создан фотоклуб с задачей фотолетописи великих свершений. Маленькая комнатка и лаборатория на физтехе сводила ребят, влюбленных в фотографию, в заполуночных спорах рождалось понимание фотографии, как особого образного языка в рациональном мире…
Толик… талантливый человек, обретший счастливую возможность просто выразить через потрясающе сложную форму, где случайность МОЖЕТ стать метафорой…
Меня всегда, как зрителя, интересует отношение автора к своим героям, его позиция. Вместе ли он с этими людьми, за или против? Для Анатолия этого вопроса не существует: быть среди своих героев, с ними, одним из них – естественное условие этого творческого метода. И здесь происходит маленькие большие события: при всей своей внешней простоте, кажущейся бессюжетности и даже случайности, каждая из фотографий оказывается точным и емким фрагментом нашей многообразной и неоднозначной жизни…
На западе фотограф снимает очень много, то есть просто много пленки тратит. А Толик, при всем этом тогдашнем дефиците снимал много и снимал ОЧЕНЬ хорошо…
Работы Черея всегда по-хорошему, по-человечески пристрастны, насыщены добрым авторским отношением к происходящему, вглядитесь – и увидите сами – автор глазами своих героев (и какими глазами) смотрит на мир, на время, на нас с вами…
Картье Бресон был его кумиром…такие повороты композиции брессоновские…
Утверждаю: Черей не снимал автопортретов – ни явных, ни скрытых, объект его внимания – «другой» и «другого» мир; даже если в кадре людей вообще нет, мелькнет невзначай чья-то рука и выдаст восприятие ситуации изнутри…
Дело в том, вернее, не только в том, что происходящее на фотографиях и за ними – наша повседневность. Не менее важно, что современной является фотографическая культура работ Анатолия, выразительность и образность его фотографического языка, образность «чистая», идущая от природы самой фотографии. В этом сочетании современности формы и содержания, и кроется, на мой взгляд, секрет творчества автора…
Черею повезло снова в УПИ; здесь он отснял Ельцина, тогда еще опального лидера первой – демократической оппозиции. В упор, и много. Динамическая серия из девяти кадров прошла по страницам многих газет и поддавала жару популярности будущего Президента…
Тлик, он был самым мягким, сдержанным, в своих поведенческих проявлениях. Потому что он другим проявлял себя, вот этим. Странно как-то все, странно, странно, странно…
Время безжалостно перечеркнуло наши восьмидесятые и девяностые…люди ходили в кружки вышивания крестиком, пели в хоре, собирали марки по темам Ленин, космос и спорт, читали комсомолку и причитали на кухнях…отсюда те годы кажутся значимыми – как что-то важное и настоящее – а уж потом пошли игры – демократия, эмиграция, работа, деньги…