3 мин.

На повторе

Сколько не бейся, а результат один. Словно гегемония «Баварии» в немецкой Бундеслиге – как ни удивляли «Штутгарт» и «Вольфсбург», как ни старался Дортмунд, а номер один чемпионата Германии всегда будет обитать на юге. И в некую антитезу «Спартак» – даже не так уж усиленно следя за его успехами и неудачами, замечаешь всегда одно – холеричность, которая, может, в чем-то мила и трогательная, но клубу с высокими амбициями противопоказана. А запоминаются, между тем, одни и те же истории. «Спартак» крупно обыгрывает кого-то на старте сезона, болельщики начинают петь песни о чемпионстве, эксперты рьяно берутся за прогнозы и даже тоже начинают думать: «Ну, может, сейчас?». Вот «Спартак», вроде бы уверенно шедший по чемпионату, кому-то проигрывает, вот уже скатывается в середину первой пятерки, начинаются проблемы внутри команды, в очередной раз меняются декорации на тренерском мостике. Потом, может, последует победа, а потом внезапно снова почти разгром. Как, например, от «Краснодара».

И ведь даже не сказать, что поражение вышло совсем уж неожиданным, «Краснодар» все-таки не условный «Урал». Даже первый тайм стал более чем равным. Вот Промес хлестко бьет по воротам с фланга, Мовсисян выскакивает один на один с нервничающим Диканем. У гостей Мамаев в касание пытается замкнуть прострел Калешина, Ари принимает радиоуправляемую передачу от Широкова, Перейра головой бьет в угол ворот. Да и «Спартак» в конце тайма упускает шанс напомнить о пресловутом футбольном правиле – удар Глушакова сотрясает штангу.

А во второй половине инициативу хозяева окончательно отдают в руки гостям. Открывает счет Перейра – поддержав атаку вторым темпом за активным Широковым. Фантастически красивый гол забивает Ари, а затем и Ахмедов заставляет вспомнить о счете встречи первого круга. Показательно, что забиты все мячи буквально за десять минут – к слову о холеричности, ломкости настроения. Мог Ари ставить точку, возглавив контратаку два в ноль, но вместо этого Давыдов пасом на Промеса скрасил воскресный день красно-белым трибунам. Пожалуй, именно детеныш спартаковской академии за отведенные ему 20 минут стал для болельщиков «Спартака» самым светлым пятном матча.

Про Краснодар сказать хочется отдельно. Уж больно характерная команда с прямо-таки европейским уровнем самоотдачи выросла на юге страны. Команда, очень неплохо выступившая в Лиге Европы, да и на «Открытие Арене» сыгравшая смело и без комплексов. Но, конечно, на руку ей играл и тот факт, что в некоем историческом масштабе – все-таки кто такой «Краснодар» и кто такой «Спартак»?

А «Спартак» – клуб большой. Чем клуб больше, тем больше от него ждут, тем больше его обсуждают, тем большими кажутся его проблемы. Конечно, кто угодно может многого не знать, но даже не вооруженным инсайдами глазом видно – основная проблема не в тренерах и игроках. Тем более, с учетом того, что вне «Спартака» его бывшие игроки и тренеры на жизнь не жалуются.

Большой клуб, как большую картину в галерее, не стоит вечно рассматривать в отдельных мазках и деталях. Иногда можно отойти немного назад и попробовать увидеть изображенное целиком. Конечно, причины провалов всегда в чем-то разнятся, но, как и в случае с «Баварией», – победы добывают разные игроки и рулевые, но итог-то всегда один. Так и со «Спартаком» – каким бы не был состав и кем бы ни был тренер, какой же похожий всегда результат.

И на какие мысли это должно наводить? В случае с «Баварией», у которой, в общем, всегда все в порядке – хвалить за это надо тех, кто управляет командой все эти успешные годы. А в случае одиннадцати неудачных лет «Спартака» – получается, ругать.

Конечно, «Спартак» не единственный в мире клуб с проблемами «наверху», этим можно в какой-то мере утешиться. В той же Германии есть «Гамбург» – клуб тоже в прошлом успешный, а последние годы сражающийся одновременно за выживание и с хаосом в собственном руководстве. «Спартаку», в общем, даже больше повезло – Гамбург и гимна Лиги Европы не слышал уже пять лет. Но это не значит, что Федуну на все претензии можно отвечать: «Бывает и хуже». Брать пример надо с успешных героев и задумываться над тем, что бывает лучше. И над тем, что уже конкретно для этого нужно делать.