3 мин.

Настоящий Спартак. Капитану красно-белых исполнился 31 год

Покажи мне свою полузащиту – и я скажу, какая у тебя команда. Этой футбольной поговорке столько лет, что мало кто помнит, откуда она вообще взялась. Однако у «Спартака» особенная стать: если вы хотите понять, что происходит с клубом, просто гляньте на вратарскую линию. Первые годы российской власти, 1992-1994, «Спартак» — непререкаемый чемпион, и в воротах команды Станислав Черчесов, надёжный, как гражданский флот. Переходный период, чемпионство Газзаева – в «Спартаке» до ошибки стоят Филимонов и Нигматуллин. Новый взлёт под руководством сначала Ярцева, а потом и Романцева – возмужавший Филимонов становится основным вратарём и в сборной России.

Когда же «Спартак» окончательно съехал с чемпионского пути, в воротах началась форменная чехарда. Болельщики не успевали выучить имя одного голкипера, как его немедленно снимали, и «расстрельную» должность занимал новый «смертник». Баги, Шафар, Ломая – это уже легендарные люди, но и при Валерии Карпине в воротах «Спартака» успели побывать Песьяков, Заболотный, Джанаев, Дикань, Митрюшкин… Возможно, здесь собака-то и зарыта. «Спартак» вновь станет чемпионом лишь тогда, когда хоть пару лет за последний рубеж обороны будет отвечать один человек – надёжный, уверенный и спокойный. Такой, например, как Артем Ребров.

Каким бы большим талантом ни обладал вратарь, ему непременно требуется немного везения, чтобы получить карьерный толчок. Основного голкипера не меняют просто так, он должен начать ошибаться или получить травму, и тогда шанс получит кто-то другой. Как у Шварца: «человека проще всего съесть, когда он болен или в отпуске». Реброву пришлось ждать до 28 лет – в этом возрасте наши футболисты уже считаются (и считают себя) ветеранами. В «Сатурне» Ребров долго был дублёром Антонина Кински, а то и вовсе уезжал в деревню, к тётке, в Курск или Томск. Основным вратарём Артём стал только в «Шиннике», и за полгода он так себя проявил, что получил приглашение перейти в «Спартак».

Однако и в «Спартаке» Реброву пришлось терпеливо ждать своего шанса. По большому счёту, мир узнал о вратаре Реброве 23 октября 2012 года, когда он вышел на поле в Лиге чемпионов против «Бенфики». «Спартак» тогда выиграл 2:1, а Артём наутро проснулся знаменитым. Испытание медными трубами он пройти не успел, так как вскоре получил тяжёлую травму, из-за которой потерял ещё целый год, это в 29-то лет. Человека слабого или неуверенного такое стечение обстоятельств могло сломать. Человека злого и завистливого – ожесточить.

С Ребровым не случилось ни того, ни другого. Достаточно послушать, с какой теплотой он отзывается об Антонине Кински или об Андрее Дикане, хотя формально, да и не формально, эти люди были его конкурентами. У Реброва есть какой-то внутренний стержень, который не позволяет ему пасовать перед трудностями. Через год после травмы он вновь вышел на поле в футболке «Спартака» и помог команде выиграть знаковый матч у «Зенита» — 4:2. Леонид Федун заявил после игры: «Надеюсь, мы стали свидетелями рождения новой звезды — звезды Реброва».

Похвала владельца «Спартака» — далеко не всегда хороший знак, но есть ощущение, что на Реброва эти приметы не действуют. Хочется верить в то, что всё плохое с ним уже случилось. Сейчас Артём – основной вратарь и капитан «Спартака», кандидат в сборную России. Ему доверяют партнёры, доверяет тренер. Конечно, стабильность в «Спартаке» — это тоже форма нестабильности. Болельщики «Спартака» всё ищут нового Тихонова, нового Титова, а ведь Ребров мог бы стать прекрасным символом. Человек, прошедший черед невзгоды и травмы, но ставший только сильнее. Настоящий Спартак.

Кирилл Дементьев