11 мин.

Dzyuba@Spartak.net. За Дзюбу

Артему Дзюбе не позавидуешь – уже сейчас многие спартаковские болельщики проклинают его в интернете за нежелание подписывать новый контракт с родным клубом. А если форвард перейдет в «Зенит», ему достанется еще больше – и от фанатов красно-белых, и от питерцев.

ЗА ДЗЮБУ

"Для меня "Спартак" – родной клуб. Он мне очень многое дал, и я горжусь, что являюсь его воспитанником. У него потрясающие болельщики, которым я благодарен за все и которых никогда не забуду... "Спартак" для меня – это не хозяин Федун, а нечто гораздо большее. Не случайно же красно-белых называют народной командой – так оно и есть. Поэтому решение уйти мне далось очень непросто. Но обстоятельства сложились так, что я не мог поступить иначе... Все говорят – рвач, погнался за деньгами. Я себя рвачом не считаю. Для меня главное – не деньги, а отношение..."

Нет, это не Артем Дзюба, как вы, вероятно, подумали. После того как "Спартак" принял решение не продлевать контракт с форвардом, сам он пока для прессы не высказывался. Эти слова, уходя свободным агентом в "Локомотив", произнес в нашем ноябрьском разговоре 2007 года полузащитник красно-белых и сборной России Дмитрий Торбинский. Тот самый, что годом позже забьет победный мяч в четвертьфинале Euro-2008 в ворота ван дер Сара. И удостоится от Гуса Хиддинка характеристики: "Это маленький гоночный автомобильчик, который может появляться везде, где соперник его меньше всего ждет".

В том, что однажды Дзюба повторит первый абзац этого материала едва ли не слово в слово, не сомневаюсь ни на секунду. И не надо сразу же ощетиниваться и обвинять его в рвачестве и лицемерии. Потому что не может быть десятка одинаковых случаев – и чтобы всегда в них были виноваты игроки.

Шагов навстречу Дзюбе клуб сделал куда больше, чем в случае с Торбинским, – но, во-первых, "Спартак" с ними запоздал, а во-вторых, их вновь не хватило. И не надо упрощать, ссылаясь на другие возможности в клубах-конкурентах. В том же ЦСКА они не выше. Но оттуда никто из лидеров-россиян не уходит.

Если постараться, то можно найти высказывания, аналогичные словам Торбинского, от Погребняка (лучшего снайпера победного Кубка УЕФА и автора дубля "Зенита" в ворота "Баварии", если кто забыл), Самедова, Олега Иванова, Ребко, Шишкина... Тарасов, Григорьев, Семенов, еще множество фамилий – в последние годы абсолютно все в "Спартаке", и в первую очередь отношение к своим воспитанникам, идет по кругу. А результат (точнее, его отсутствие) остается прежним.

Калейдоскоп игроков и тренеров, неизбежное размывание едва складывающегося костяка, минимум людей, чувствующих сердцем, что такое "Спартак", и умеющих зажечь этим чувством партнеров, – одно и то же, одно и то же. Словно кто-то после 90-х, ставших десятилетием сплошных триумфов, из зависти красно-белых заколдовал.

Дело даже не лично в Дзюбе – он в конце концов не Ибрагимович и не Фалькао. Если вырвать эту историю из контекста, то, конечно, можно рассудить: "Спартак", мол, и без него проживет. И не таких теряли, которые-де три миллиона в год не просили.

Вот только дело не в игроке, а в системе.

Нет ничего легче, чем разыграть денежную карту и направить людской гнев на футболиста. Сегодня это может сработать. А завтра? Если тут в принципе есть какая-то стратегия, то разве это не стратегия разрушения?

Талант Дзюбы был ясен еще Владимиру Федотову, когда игроку было 18. Микаэль Лаудруп доверил 20-летнему парню место в стартовом составе в решающем матче группового турнира Лиги Европы в Лондоне с "Тоттенхэмом" – и на "Уайт Харт Лейн" Артем сделал дубль. А вскоре поехал по арендам, и даже классные отрезки в "Спартаке" быстро сменялись скамейкой и недоверием. Прав Вадим Евсеев, подметив: "Если проанализировать всю его карьеру, то в "Спартаке" Дзюбу использовали неровно – то отдавали в аренду, то мариновали на лавке. С лучшей стороны он в основном показывал себя в командах, где был в аренде".

Хотел бы я посмотреть, забил бы 200 с лишним голов в карьере Кержаков или стал бы рекордсменом по сухим матчам в России Акинфеев, если бы к ним в "Зените" и ЦСКА было такое же отношение, как к Дзюбе и остальным своим воспитанникам в современном "Спартаке".

* * *

Когда в пятницу СМИ раструбили, что Леонид Федун полетел в Марбелью на переговоры с Дзюбой, подумалось, что мир перевернулся. Федун на сборах (в отличие, допустим, от Галицкого или Гинера) – это вообще нечто экстраординарное, небывалое. Не говоря уже о том, чтобы снизойти до спецполета ради переговоров с футболистом. Владелец "Спартака" с ними всегда общался более чем дозировано.

Оттого-то и возникла мысль, что поездка Федуна в Марбелью (а как следствие, хеппи-энд "мыльной оперы" с Дзюбой) может стать долгожданным переломом в многолетней философии взаимоотношений внутри красно-белого клуба. Не смейтесь, но мне в ночь с пятницы на субботу даже приснилось, что владелец красно-белых сделал четвертое предложение нападающему, удлинив срок контракта до пяти лет, – и Артем облегченно выдохнул: "Да".

Почти не сомневаюсь, кстати, что при таком повороте событий так оно и произошло бы...

Но в субботу из Испании начала поступать совсем другая информация. О том, например, что высшие руководители "Спартака" по прибытии в Марбелью с Дзюбой не то что не вели переговоров, а вообще не разговаривали. Просто его не замечали, даже не здоровались. При том что, по имеющимся данным, Дзюба и его представители отложили переговоры с "Зенитом" и другими клубами до окончания визита спартаковских боссов.

Игрок действительно верил, что боссы едут говорить с ним, и был готов к диалогу. Но выяснилось, что цель поездки совсем другая. Во второй половине дня субботы состоялась встреча Федуна и Челоянца с русскоязычным костяком команды на тему фиксации курса валют.

Дзюба, по моим сведениям, на эту встречу приглашен не был. Его уже рассматривали как отрезанный ломоть. Как и во время пятничного контрольного матча с "Завишей", когда Мурат Якин на глазах Федуна, выпустив его в начале второго тайма, спустя 25 минут сделал обратную замену. После игры швейцарец объяснил такое решение равномерным распределением нагрузок – при том что никто из партнеров Дзюбы так мало не сыграл. А на следующий день с "Лудогорцем" его не выпустили вовсе.

Игрок, как нетрудно догадаться, воспринял эту обратную замену как унижение. И, конечно, все понял.

* * *

Федун озвучил решение совета директоров о непродлении контракта с Дзюбой, напомню, лишь на следующий день. Причем самому игроку, по моей информации, никто в лицо так ничего и не сказал. Он обо всем – в том числе и о том, что не полетит на третий сбор, – узнал из СМИ, точно так же, как и мы с вами. Ему не дали и шанса согласиться на что-то или нет. После третьего, еще ноябрьского, предложения следующего так и не последовало.

"Да ему же три миллиона евро в год предложили! – так и слышу священную ярость тех, кто любит считать деньги в чужих карманах. – Он продался за какие-то 300 тысяч евро, на которые предложение "Зенита" больше спартаковского! И так он любит родной клуб?!"

Что ж, давайте посчитаем. Не ограничиваясь традиционной фразой Федуна о неучастии "Спартака" в аукционах.

Главная разница в предложениях красно-белых и "Зенита", насколько мне известно, – это не упомянутые 300 тысяч. А четырехлетний срок соглашения, который предложил "Спартак", и пятилетний от "Зенита" и третьего клуба, будь то "Динамо" или "Локомотив".

Кому-то и это покажется несущественным: какая разница, четыре или пять? Но поставьте себя на место игрока – это всегда очень хороший способ беспристрастно посмотреть на ситуацию. Тот самый год – это 3,3 миллиона евро, которые Дзюба в 30 лет далеко не факт, что получит, если не гарантирует себе эти деньги сейчас. Плюс 1,2 миллиона – те самые 300 тысяч в год, умноженные на четыре.

Итого получаем четыре с половиной миллиона евро разницы между зенитовским и спартаковским предложениями. Далее задумываемся о том, что экономическая ситуация в России на ближайшие годы находится в полнейшем тумане. В нем же – то, во что за это время превратится рубль, которому впору возвращать эпитет из 90-х – "деревянный". Ну и как после этого – не вправе был Дзюба ожидать от "Спартака" четвертого предложения?

Дмитрий Комбаров в недавнем интервью "СЭ" сказал о Дзюбе: "Как мы можем его судить? Это только его выбор. У него жена, ребенок, родители. И если он не останется в "Спартаке", то ничего криминального не сделает".

А потому – не судите, да не судимы будете.

Что же касается упоминавшегося в прессе "Лилля", готового платить Дзюбе полтора миллиона евро в год, то зададимся вопросом: что, французская Лига 1 – турнир-мечта? Соглашаться на такое предложение если и уместно, то лишь, когда речь идет об Англии, Испании или Германии.

* * *

Собрание команды по фиксации курса состоялось, но об участии в нем легионеров, утверждают, не заходило и речи. Боссы отлично понимали: уж кто-кто, а иностранцы даже слушать об этом не захотят. Они-то уж точно не за ромбик сюда приехали биться.

Но что же тогда получается – иностранцы будут получать свои евро в соответствии с рыночным курсом, а с русскими можно договориться? Выходит, руководители открыто дали понять команде, что в их головах футболисты разделены на белую и черную кость.

С 95-процентной вероятностью российские игроки "Спартака", конечно, ни на что подобное не пойдут. А если и будут готовы, то только при условии, что то же коснется и легионеров. Но даже попытка такого разделения весьма символична, поскольку об отношении в клубе к россиянам и иностранцам говорит четко. Не обязательно финансовом – человеческом. В "Спартаке" до сих пор не поняли, что без российского костяка не то что команды-династии, а просто команды-победительницы в нашей стране невозможны.

То, что у Якина нет российских ассистентов, говорит о том же. По моей информации, еще с прошлого лета ему предлагали не одну кандидатуру, начиная с игравшего в Германии и знающего немецкий нынешнего главного тренера молодежной команды "Спартака" Владимира Бесчастных. Но ни он, ни Андрей Тихонов, ни кто-либо другой швейцарцу не потребовались. А клуб не настоял – хотя это было в его силах. Значит, посчитал, что для него это не так важно.

Порой в клубе за бестрофейный период появлялись тренеры, которым была важна преемственность, воспитание новой поросли. Это, бесспорно, Федотов с целым выводком птенцов, один из которых, Дзюба, однажды сказал мне: "За Григорьича готов был умереть". В какой-то мере – Черчесов, у которого играл тот же Дзюба и дебютировал против "Зенита" Паршивлюк. И даже тренеры-иностранцы. При Скале заиграли Самедов и Шишкин. А у Лаудрупа в уже упомянутом матче с "Тоттенхэмом" играл состав со средним возрастом 22,6 года: 18-летние Рыжков, Григорьев и Зотов, 19-летние Паршивлюк и Малоян, 20-летний Дзюба, 21-летний Шишкин... Прямо "Аякс" какой-то (в котором Лаудруп как раз и заканчивал карьеру)!

Если бы это получило продолжение и развитие, в "Спартаке" мог и должен был сложился многолетний российский костяк, который со временем и доверием заматерел бы – так, как это произошло с "детским садом" Георгия Ярцева образца 1996 года, выигрывавшим потом чемпионат за чемпионатом уже при Олеге Романцеве.

В "Спартаке" – отличная академия, и это во многом заслуга Федуна, щедро ее финансирующего. Но ему не хватает то ли времени, то ли внимания, то ли стратегического мышления, чтобы выстроить пирамиду, как в том же "Аяксе". Клубе, где лестница снизу вверх не обрывается на последней четверти пути – когда молодые должны превращаться в лидеров команды, а не вступать с клубом в контрактные разногласия.

* * *

Что будет с Дзюбой – скоро узнаем. Он не из тех, кто готов несколько месяцев сидеть вне заявки на матчи, получать зарплату и в ус не дуть. А если он останется в "Спартаке", так и будет: после слов Федуна (мол, Артем не поедет на второй сбор) это ясно как день.

Дзюба очень хочет не выпасть из обоймы сборной России, в которую с таким трудом попал минувшей осенью. Поэтому его сторона сейчас сделает все, чтобы переход в новый клуб состоялся до закрытия трансферного окна. Заинтересован в этом и "Спартак", мотивация которого – не отдать его бесплатно. Тогда, как клубы-покупатели, напротив, заинтересованы в том, чтобы сейчас не тратиться. А дальше все будет зависеть от степени заинтересованности. Так или иначе, развязка близка.

"Читал резкие интервью наших ребят, в особенности воспитанников "Спартака", и удивлялся: неужели нельзя уйти из родного клуба по-другому? Чуть ли не ругался с ними. Теперь же понимаю, что это просто невозможно".

Это не Дзюба. И не Торбинский. Это Алексей Ребко из интервью 2008 года. Лично ему, вечно травмированному, уход из "Спартака" счастья не принес. Как будет с Дзюбой – жизнь рассудит.

Игорь Рабинер