9 мин.

«Канареечный» бум. Сто лет спустя

Шел январь 1915 года. Мир стоял на пороге больших перемен. В Европе разрасталась стремительно уносящая жизни Первая Мировая Война, а набирающие обороты внутренние противоречия давали первые предпосылки для также кровавой смены власти в России. Одновременно со всем этим развитие спорта хоть и претерпевало существенные изменения, но все-таки не стояло на месте. Не исключением был и британский футбол, а в частности — очередной розыгрыш Кубка Англии, недавно отметившего 50-летнюю годовщину своей уже тогда достаточно долгой истории.

Именно в этот непростой для всех спортивных турниров промежуток времени случилось наиболее символичное, но одновременно наименее вспоминающееся событие всего главного футбольного соревнования страны. Ровно сто лет назад представляющий уже первый элитный дивизион «Тоттенхэм Хотспур» в третьем раунде Кубка Англии сенсационно уступил тогда еще полупрофессиональному члену Южной Лиги — «Норвич Сити».

На заре истории

Остающийся пока третьим в системе английской футбольной пирамиды «Норвич» уже в то время заработал репутацию весьма непростого кубкового соперника. Жертвами первых турнирных достижений «канареек» в течение четырех сезонов подряд стали «Санлдерленд», обладатель трофея «Шеффилд Уэнсдей» и даже сам «Ливерпуль». Сезон за сезоном команда продолжала представлять не совсем нефутбольный Норфолк на спортивном поприще страны. Помешать усиленному развитию местного клуба мог только фактор внешней стороны. И он, несомненно, нашелся. В связи с нарастающими военными действиями проблемы денежного плана постепенно затронули всех представителей клубного футбола Англии, среди которых первые и наиболее тяжкие достались именно непрофессиональным коллективам. Перед сезоном 1914-15 хорошего в Норвиче предвещало ничего. Уходящих пока добровольно на войну игроков приходилось заменять, кем предоставлялось возможным. Вот еще беда. Голкипер Уилли Меллор и Билли Хэмпсон — ведущие игроки минувшего чемпионата — были проданы в «Ньюкасл». К слову довольно успешно. За все «сороки» выложили в кошелек желто-зеленых без малого 2000 фунтов — неплохие по тем временам деньги (зарплата обычного рабочего составляла около 6-10 в месяц).

Выступление «Тоттенхэма» вдобавок ко всему прочему омрачилось неудачами и своего собственного игрового характера. Командой высшего дивизиона «шпоры» стали не сразу. До этого предшествовали целых 12 сезонов все той же Южной Лиги. Первые годы на новом уровне закончились для лондонцев едва ли не победным вторым местом. Еще пока ни кому не известному дебютанту результат на зависть. Однако впоследствии все встало на свои места, а в последнем предвоенном сезоне и вовсе пошло не так. В почти регулярных разгромах «Хотспур» получал как минимум по четыре мяча кряду. Причем неважно, от какого соперника — «Ливерпуля» или «Брэдфорд Парк Авеню». Во многом на это повлияли неигровые настроения игроков команды. Уже большинство из них совмещало спорт со службой. Если до этого «Тоттенхэм» не мог подняться выше середины турнирной таблицы, то на данный момент наблюдалась настоящая борьба за выживание.

 

1

Путь к мечте

В первом раунде Кубка Англии «Норвичу» достался выездной матч со вторым эшелоном в лице «Ноттингем Форест». Для команды на уровень ниже уже тогда испытание далеко не из легких. Удивительным образом «лесники» были без каких-либо шансов разбиты — 4:1. Воодушевляющим результат наблюдался и у Тоттенхэма. Победа над «Сандерлендом», также представлявшим первый дивизион, стала для «шпор» своеобразной местью — целых шесть безответных мячей от «черных котов» они получили лишь месяц назад.

История противостояния «Хотспур» и «Сити» состояла лишь из трех сезонов Южной Лиги — в то время команды играли на одном уровне и особо друг от друга не отличались.

«Гнездо»

Встреча должна была проходить 30-го числа на поле «Норвича». Семь лет назад клуб переехал на новую арену — The Nеst. Такое оригинальное название непосредственно связано с недавно полученным «пернатым» прозвищем игроков команды, а также сменой цвета ее формы на желто-зеленый цвет соответственно. Стадион представлял собой перестроенный заброшенный меловой карьер. Наиболее заметным местом здесь всегда оставалась поддерживаемая бетонной стеной скала, на которой регулярно собиралась дополнительная масса болельщиков. Посещаемость «Гнезда» на начальных этапах своего существования большими цифрами отнюдь не отличалась. Так, матч-открытие против «Фулхэма» посмотрело всего лишь 3000 зрителей. 

Западная Англия против Шотландии 

У руля «Сити» в то время стоял Берт Стэнсфилд — четвертый в истории «канареек» наставник клуба. Уже в 35 он стал заметным именем в футболе Западной Англии. После игровой карьеры Стэнсфилд попробовал себя как в роли рефери, так и секретаря в «Россендейл Юнайтед». Но большую известность он заслужил в «Карлайле», уже будучи тренером. Начав свою деятельность в «Норвиче», Берт наилучшим образом воспользовался связями и пригласил в стан желто-зеленых немало будущих лидеров клуба. Это и вышеупомянутый Уилли Меллор, а также Джок Маккензи — первый игрок, проведший за команду более 200 матчей. Судьба же лондонцев во многом зависела от Питера Макуильямса. Будучи шотландцем и воспитанником «Инвернесса», большую часть своей карьеры он провел в не менее северном «Ньюкасле». На Тайнсайде Макуильямс стал настоящим любимцем публики, за что получил звучное прозвище Peter the Great. Продолжению карьеры футболиста помешала обидная травма в игре против сборной Уэльса, и уже в следующем 1912 году Питер сосредоточился на «Тоттенхэме» и стал первым наставником шпор в их до сих пор продолжающейся профессиональной истории.

2

Падение гиганта

Недавние кубковые достижения еще грели душу болельщикам «канереек». Да и соперник был в не самых лучших кондициях. Команда отличалась крайней нестабильностью — где надо выиграть следовал проигрыш и также наоборот. Именно поэтому собравшаяся рекордная десятитысячная аудитория знала: хоть что-то в такое нелегкое для всех время должно их порадовать точно. И у игроков «Норвича» это получилось. Для начала все могло показаться закономерным. «Тоттенхэм» открывает счет уже на первой минуте — это удается центрфорварду лондонцев Джимми Кантреллу. Позже голкипер хозяев Джо Ленсдейл и вовсе нелепым образом срезает мяч в свои ворота. Ну что может быть хуже для самой обычной победы на классе. Однако уже к середине первого тайма «Норвич» невероятным образом активизируется. Примерно в это же время (точные минуты голов так и не сохранились) Джордж Уилсон возвращает домашней публике надежды. Футбол тогда представлялся физически сложным видом спорта. Иногда применять силу было не только можно, но и нужно. Так, полевой игрок запросто атаковал вратаря и оставался за это нисколько не оштрафованным. Перед самым перерывом то же самое проделал и бегущий за дублем Уилсон: вратарь гостей Билл Джеквис оставлен в не удел, а мяч переброшен уже в пустые ворота. Счет равный — 2:2. Что сказал своим игрокам Стэнсфилд, навсегда останется загадкой. Во всяком случае, эти слова точно были крепче подобных в раздевалке «Тоттенхэма». Подтрибунные помещения тогда были сырые и холодные, так что особо долго думать точно не приходилось. Во втором тайме «Норвич» оказался на голову выше своего более квалифицированного противника, что вскоре и вылилось в победный гол Уилли Тейлора. «Гнездо» пребывало в настоящем экстазе. Следующее испытание — имеющий ту же прописку наивысшего эшелона «Брэдфорд Сити». Противостояние с йоркширцами длилось целых три матча, последний из которых стал переигровкой на нейтральном поле в Линкольне. Правительство уже беспокоилось началом конфликта, поэтому в военном городке пришлось играть без присутствия зрителей. Что именно повлияло на исход матча, неизвестно. Но два мяча «Брэдфорда» остались безответными. Кубковый «забег» «Норвича пришел к своему завершению. Вопреки уже имеющимся сенсационным победам, он стал наиболее запоминающимся за всю прежнюю историю клуба. Теперь в английском футболе такое явление называют не иначе как Giant Killing. Возможно, что одним из его родоначальников стал как раз тогда еще малоизвестный и стоящий на грани предвоенного истощения «Норвич».

4,5 года

О футболе пришлось забыть более чем на три сезона. Перед войной «Норвич» прекратил свое существование и был расформирован. Спортивный дух города поддерживался товарищескими мачтами, участие в которых сами футболисты принимали лишь изредка. Как и многим профессиональным командам того времени, с финансовой точки зрения «Тоттенхэму» продержаться удалось. И это, пожалуй, самое главное, за что болельщикам «шпор» стоит благодарить своих предков столетней давности до сих пор. 

Куда уходят герои

Время не стояло на месте. Уже более чем через неделю германская армия открыла боевые действия против русских войск в Восточной Пруссии, а в середине февраля в Лондоне прошла первая Конференция социалистов стран Антанты. В футбол в Англии тогда умели играть точно также, как и умирать. Почти все желали отстаивать честь империи уже сейчас. Среди основного состава «Норвича» в живых осталось всего три человека. В числе вышедших против «Тоттенхэма» с фронта не вернулся и автор первых двух голов — Джордж Уилсон. Насыщенной карьерой никто из других похвастаться не мог. На это просто не хватило времени. Вероятно, что многие из них навсегда остались с Норфолкским полком, пропавшим без вести близ Дарданелл в Турции.

Подарок судьбы 

Выживших ждали славные времена. Английский футбол находился на стадии своего интенсивного развития и дарил героям настоящие карьеры. Наиболее заметными в предвоенном кубковом составе «Норвича» стали биографии Джорджа «Помпи» Мартина и Джока Маккензи — одних из первых легенд клуба. Последний обладал недюжинной силой, что при тех суровых правилах было в особой цене. Всего за три года он пропустил лишь четыре матча. После войны Джок не стал рассчитывать на амбиции клуба, за счет чего без труда был приглашен в шотландский «Хартс». В отличие от свого одноклубника Мартин своему городу никогда не изменял и доиграл здесь в роли капитана вплоть до 1927 года. Отличившийся победным голом Тейлор успел принять участие в нескольких товарищеских матчах еще по ходу военного времени, но в связи с полученным ранением первый сезон «канареек» ему завершить так и не удалось. Шесть матчей в 1919 и пара одиночных выходов через несколько лет — в послевоенный период это весь послужной список Уилли. Однако культовой фигурой он остался для «Норвича» навсегда. Иногда для этого необходим всего лишь один забитый мяч. Джо Ленсдейл, умудрившийся сначала допустить ужаснейшую вратарскую ошибку, а позже отстоять сенсационный результат, вышел в восстановленном составе лишь в десяти первых матчах, после чего совершил успешный переход в «Миллуол»

 

3
4

Джо Ленсдейл                         Джимми Картнелл (слева)

Ближайшее будущее

После долгого перерыва «Норвич» возродился и уже через сезон добился профессионального статуса и заявки в третий дивизион соответственно. Позже популярность команды стала расти, но и требования в связи с этим тоже. Некоторые соперники от выездных матчей на «Гнездо» просто отказывались. Более чем через десятилетие команде покорился и дивизион второй. Окончательный ультиматум в связи с выходом «Норвича» на новый уровень поставила Футбольная Ассоциация. Но особой проблемой это не стало — новый «Кэрроу Роуд» был возведен за каких-то 82 дня.

Следующий раз «Норвич» и «Тоттенхэм» столкнутся только через 20 лет — неожиданно для лондонцев это будет розыгрыш именно второго дивизиона страны. Обоим клубам предстоит еще долгая история встреч. Среди них предстоят как победы на классе, так и очередные разочарования. В числе последних свершится и повторение кубковой сенсации 1915 года. Только на этот раз в пятом раунде и уже почти пол века спустя.

На фоне новых побед яркая дата для «Норвича» вскоре потеряла свой первоначальный смысл, а в связи современной картиной английского футбола многие из поклонников «Тоттенхэма» такой результат и вовсе посчитают не обидным. Этот канувший в историю матч вряд ли вспомнит болельщик как одной, так и другой команды. Но иногда это сделать все-таки стоит. Хотя бы раз в сто лет.

Мы вконтакте. Предыдущий пост.