Владельцу команды нужно убить в себе болельщика
Привет! Не потеряли меня? Я, на самом деле, только начал входить во вкус. Сегодня я начну публиковать новый блок статей, в которых речь пойдет о продаже футболистов, как об оборотной (в хорошем смысле) стороне селекционной работы клуба.
Селекция футбольной команды включает в себя не только процесс приобретения футболистов, но и их продажу. В этом плане футбол является уникальным видом спорта, потому что помимо трех основных источников дохода, благодаря которым зарабатывают и функционируют спортивные организации (билеты и мерчандайзинг во время матчей, доходы от продажи ТВ-прав и работа со спонсорами), у самого популярного вида спорта на планете есть еще один потенциальный источник дохода – трансферная деятельность, направленная на продажу футболистов.
Футболист является активом, имеющим в разный период своей карьеры определенную трансферную стоимость, которая зависит от возраста, индивидуальных и командных успехов на конкретный момент, уровня клуба и всей лиги, где выступает игрок, а также общей экономической ситуации. Эффективность работы по продаже игроков измеряется не только миллионами долларов, которые получается заработать; она определяется также и способностью клуба продавать игрока в правильный момент, то есть нести минимальные игровые потери после ухода игрока, а в идеальной ситуации еще и становиться сильнее. Продажа футболиста для клубов, первоочередной задачей для которых является результат, никогда не станет приоритетной целью, однако ничто не мешает иметь четкий и рациональный план по каждому игроку, чтобы в наиболее подходящий момент попытаться выгодно расстаться с футболистом. Наличие продуманного плана крайне важно, отсутствие плана – тоже план. Правда приведет он, скорее всего, к поражению.
Есть расхожая фраза, смысл которой заключается в том, что тренеру, который был профессиональным игроком, необходимо убить в себе футболиста. Так вот владельцу или руководителю команды необходимо убить в себе болельщика в той ситуации, когда к его футболисту есть предметный и финансово выгодный интерес со стороны.
Есть два вида клубов с точки зрения подхода к продаже игроков. Первые – это клубы-доноры, деятельность и жизнеобеспечение которых напрямую связана с продажей игроков. Они не способны сохранить игрока в случае поступления серьезного предложения, у них можно купить любого игрока – вопрос будет лишь в цене и в качестве проведенных переговоров. К этой группе можно отнести абсолютно все африканские и латиноамериканские клубы. Есть там и европейские клубы, для которых статус донора не говорит о какой-то бедности или ущербности, скорее о грамотном понимании и осознании своего места в футбольном мире. Можно всегда упереться и не продать футболиста, за которого предлагают половину годового бюджета клуба, но это лишь с большой долей вероятности приведет к тому, что сам игрок потеряет интерес к футболу и уйдет через какое-то время бесплатно. Или, того хуже, сам клуб окажется в сложной экономической ситуации.
Вторая группа – это клубы, у которых нет необходимости продавать, чтобы выжить. Они имеют стабильные источники доходов или принадлежат богатым владельцам, которые могут себе позволить определенные финансовые потери. Ну или такие клубы большей частью финансируются государством – то есть тратят не столько, сколько зарабатывают, а сколько получают от добродушных хозяев.
После введения УЕФА финансового фэйр-плэй даже самые могущественные футбольные команды, такие как «Реал» или «Челси», начали активно продавать игроков перед тем, как совершать покупки. Причем клубы стали продавать игроков на пике их карьеры, рискуя серьезно пострадать в игровом плане, хотя еще несколько лет назад в аналогичной ситуации они стремились сохранить игрока, осознавая, что через несколько лет он уже будет стоить гораздо меньше.
Карьера любого профессионального футболиста имеет определенную цикличность. Сначала идет период роста и развития мастерства, потом игрок достигает определенного уровня и дальше уже развивается за счет приобретения игрового опыта и за счет качественных партнеров по команде, если ему повезло оказаться в высококонкурентной среде. Затем игрок достигает своего пика, который может длиться несколько лет, и уже потом наступает неминуемый спад, кульминацией которого является завершение карьеры.
У каждого футболиста своя история: кто-то может выйти на пик уже к 25 годам и держаться на самом высоком уровне длительное время за счет огромной мотивации и партнеров, кто-то выходит на пик к 30 годам и задерживается на этом уровне уже не так долго, кто-то может даже достичь нескольких пиков, если ему повезет с командами. Покупая игрока, необходимо понимать, на какой стадии находится футболист, и постараться спрогнозировать, как он будет развиваться – по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Любую покупку необходимо воспринимать не только как усиление, но и как инвестицию, которая в будущем при рациональном и продуманном подходе позволит вернуть как минимум часть потраченных средств, а если все сложится удачно, то и получить прибыль. Футболиста в данном контексте можно сравнить с акцией, которая котируется на бирже. С финансовой точки зрения ее можно выгодно продать, когда цена достигает определенного уровня, ну или по крайней мере постараться спрогнозировать риски, если клуб принимает решение не продавать.
Возможно, это прозвучит цинично, но каждого имеющегося в команде игрока необходимо научиться воспринимать в том числе и как определенный продукт, имеющий свою цену. Которая, в свою очередь, постоянно меняется в зависимости от огромного количества факторов и обстоятельств.
Трансферная стоимость любого игрока – это переменная величина, однако всегда можно найти некую точку отсчета для того, чтобы определить выгодность потенциальной продажи. Если футболист ранее уже был куплен, то точкой отсчета является сумма, которая за него была заплачена. Если футболист является воспитанником клуба или его повезло заполучить по свободному трансферу, то конкретной точки отсчета уже нет, и она определяется позицией на поле, возрастом, уровнем востребованности игрока на рынке, рыночной конъюнктурой, то есть суммами, которые выплачивались в похожих ситуациях.
Российская премьер-лига вряд ли является пределом мечтаний для иностранных футболистов (к сожалению, для большинства российских игроков она таковой очень даже является), поэтому в любой момент абсолютно любой иностранный футболист может захотеть уйти. Потому что холодно, потому что люди мало улыбаются, потому что полупустые стадионы, потому что есть лиги поинтереснее, да мало ли еще почему. Именно с этих позиций необходимо воспринимать любого иностранного игрока в России. А если отдавать себе отчет в том, что абсолютно любой легионер (99 из 100) рано или поздно уйдет, то необходимо сделать так, чтобы его уход произошел в максимально выгодный для клуба момент.
В идеальном мире по каждому легионеру необходимо иметь четкий карьерный план с первого дня его переезда в Россию. Есть несколько расхожих сценариев развития карьеры только что купленного иностранного футболиста:
Сценарий 1. Покупка любого футболиста всегда сопряжена с риском. Чем моложе игрок, тем больше вероятность, что клуб неправильно оценил его потенциал, или что игрок не сможет адаптироваться на новом месте. Чем раньше удастся понять, что была совершена ошибка, тем легче и с меньшими финансовыми (для клуба) и игровыми (для футболиста) потерями удастся его трудоустроить в другом месте. Покупая футболиста, такой вариант развития событий нужно держать в голове всегда. Утверждать, что была совершена ошибка, обычно можно не позже, чем через год. Это максимальный срок необходимый для адаптации на новом месте , однако чем игрок старше, тем быстрее станет ясно, что трансфер ошибочный. Если речь идет о молодом игроке, то возможен вариант подыскать ему вариант с арендой в клубе уровнем ниже, где игрок мог бы проявить себя, получить жизненно важное игровое время, вновь поверить в свои силы и вернуться обратно, чтобы попробовать закрепиться в клубе снова. Если клуб осознанно отдает игрока в аренду, все еще веря, что футболист может дорасти до рассчитываемого уровня, крайне важно продумать, в какой именно клуб его отдавать. Чаще всего самым лучшим вариантом является отдать игрока в чемпионат родной страны, где игроку будет легче адаптироваться, или же в дружественную команду, с которой установлены очень тесные связи, позволяющие отслеживать прогресс игрока в ручном режиме.
Крайне редко такой сценарий приводит к тому, что клуб в итоге отбивает потраченные изначально деньги, но и такое развитие событий возможно, если принимать решения быстро и без лишних сантиментов, то есть не надеяться на чудо, а действовать. Отличными примерами успешной продажи игроков, которые не подошли, однако максимально быстро и грамотно были отправлены в аренду, являются Ромелу Лукаку и Кевин де Брюйне. «Челси» вообще в последнее время очень виртуозно организует игровую практику для своих молодых футболистов и имеет хорошие шансы продолжить зарабатывать таким путем – Торган Азар скорее всего будет следующей удачной сделкой, хотя за английский клуб игрок провел лишь несколько матчей в юношеской Лиге чемпионов.
Хотя на любого Лукаку или Азара всегда может найтись условный ван Гинкел или еще какой Марко Марин. Чаще всего, если клубу удается вернуть хотя бы 50% от потраченной суммы (за счет аренд и будущей продажи), это можно считать большой удачей. В России пока что по этому сценарию развивается карьера Витиньо (мы проводили его в аренду в прошлом тексте). Черногорцу Джорджевичу не удалось закрепиться в «Зените», в «Краснодаре» не заиграл Мусса Конате, в «Кубани» не получилось у Гонсало Буэно. Лишь время покажет, сколько клубы потеряют (а может, и приобретут) за счет перечисленных выше футболистов. Пока что напротив их трансферов стоит знак вопроса.
Во второй части я предложу вам еще несколько расхожих сценариев карьерного развития свежеприобретенного футболиста с конкретными примерами, а также поговорю о дальнейшем развитии событий применительно к продаже игрока.
«У нас было 48 часов и эффект внезапности». О несостоявшемся переходе Паулиньо в ЦСКА
Фото: Global Look Press/Dmitry Golubovich/Russian Look, imago sportfotodienst
Также в продаже важно, насколько игрок определяющий. Не секрет, что продавать т.н. "фундаментальных" игроков нельзя - как правило, это бомбардир, который обеспечивает клубу порядочное число мячей, распасовщик- центральный полузащитник (диспетчер), самый техничный, креативный и быстрый игрок команды (вингер с дрибблингом, центральный атакующий полузащитник, кроссфланговый вингер со смещением в центр и проч.), главный центральный защитник, который руководит выходом из обороны, линией оффсайда, командует всей четверкой (3-й) защиты, и, конечно, вратарь. Можно легко сломать хребет своей команде, выдернув хотя бы 1-2 таких игроков.
Также при покупке и дальнейшей продаже необходимо узнать, есть ли у игрока агент (агентство), известен ли он, какие сделки и с какими игроками/клубами/лигами совершает. Купив игрока с хорошим агентом, которого клуб уже знает, можно уменьшить риск покупки "кота в мешке", ведь у хороших агентов нюх на потенциальных звезд и т.д.
Хороший селекционный отдел учитывает до 100 и более факторов при покупке и возможности дальнейшей продажи, перечислю основные:
Факторы игрока: возраст, антропометрия, текущий прогресс, физическое состояние (форма), техническая оснащенность, навыки, скорость, травмы (травматичность), состояние здоровья, трудолюбие, желание и готовность играть в россии, характер, возможности организма (например, набор мышечной массы, способность вырасти и проч.), и самое важное, скорость футбольной реакции (сколько игрок тратит секунд на принятие решения определяет уровень, на котором он сможет играть, физику можно подтянуть, рефлексы уже почти нет).
Факторы клуба: откуда игрок (страна-лига-клуб), какова схема игры клуба, насколько часто попадал в стартовый состав, отзывы об игре, скаутский отчет об игре за клуб, позиция на поле, реакция тренера на уход игрока и проч.
Факторы ценности вложения: возможность продать игрока дороже.
Это и многое другое - будни селекционера, которые в данной статье раскрыты чуть менее, чем никак, хотя было бы интересно увидеть настоящие отчеты по игрокам, которые состоят явно не из одной страницы А4. Желательно побольше деталей.
Тот же Лукаку в аренде был в Англии. Де Брюйне был в сильном чемпе Германии, куда в дальнейшем же и был продан
Только вот зачем это кому-то нужно, когда 5 балканцев дадут такой же результат с гораздо большей вероятностью? Если бы я был президентом клуба РПЛ, я бы тоже привез готового Стефановича, ну или хотя бы Иванова, а с юнцами из 2 лиги можно и до КФК доиграться)
А Томи с Ростовым хоть всю базу данных Аякса и Порту отдай, при таких бюджета отставание от Зенита и ЦСКА они никогда не отыграют
И кстати, кто в Спартаке 90х "необстрелянные юнцы"? Цымбаларь, Кечинов, Онопко или Пятницкий? Успех Спартака в те времена был не из-за "доверия к молодежи", а из-за финасовых условий, которые другие клубы и близко не могли предложить.
Получается удобней и даже выгодней. Ибо денег от такого трансфера поступает больше, чем от аренды. Во-вторых, игрок весьма определен со своим будущем, все-таки из аренды возвращаться придется, а тут далеко не факт. В-третьих, чаще всего такие игроки переходят не в середняки, а в ведущие команды чемпионатов, ибо они более обеспечены. И у них лучшая среда для развития.