Право на допинг
Давайте признаемся честно: спорт уже никогда не будет таким, как в эпоху зарождения современного олимпийского движения
Эра лицемерия
Российский спорт в центре очередного грандиозного скандала. Гордость нации, российские мастера спортивной ходьбы, надежные и бесперебойные поставщики золота Олимпиада и чемпионатов мира, уличены в систематическом применении допинг.
Под многолетние дисквалификации попали олимпийские чемпионы Ольга Каниськина, Сергей Кирдяпкин, Валерий Борчин, чемпион мира Сергей Бакулин и серебряный призер чемпионата мира Владимир Канайкин.
Ответственные лица отечественного спорта делают покаянные лица и обещают бороться с допингом еще решительнее…
Западные журналисты, обвинявшие российских атлетов в применении допинга, торжествуют…
Но дело, конечно, не в них. Дело в том, что мир спорта накрепко погряз в лицемерии.
За последние годы число громких скандалов с разоблачением мировых спортивных звезд первой величины зашкалило за все рамки.
Чего стоит одно разоблачение великого американского велогонщика Лэнса Армстронга. 7-кратный победитель велогонки «Тур де Франс», человек, одолевший рак, лишен всех титулов и предан анафеме.
Легенда американской легкой атлетики Мэрион Джонс, на Олимпиаде 2000 года завоевавшая три золотые и две бронзовые медали, спустя семь лет уличена в применении запрещенных препаратов, лишена наград и отправлена в тюрьму.
По итогам одной только Олимпиады-2000 впоследствии лишились своих наград и были дисквалифицированы победительница гимнастического многоборья 16-летняя румынка Андреа Радучан, чемпион Олимпиады по вольной борьбе немец Александр Ляйпольд, победитель спортивной ходьбы на 20 км мексиканец Бернардо Сегура, выигравшая золотую медаль в тяжелой атлетике болгарка Изабелла Драгнева…
Среди тех, кто отбывал дисквалификацию за допинг, такие звезды художественной гимнастики, как Алина Кабаева и Ирина Чащина…
В финале хоккейного турнира Олимпиады в Сочи в составе сборной Швеции не вышел на лед Никлас Бэкстрем – один из лучших шведских хоккеистов современности. И тоже из-за того, что в его крови был обнаружен допинг.
Не пойман – не вор. Или все-таки вор?
Те, кто не попался, гневно клеймят обманщиков, и обещают не подавать им руки. Но стоит ли верить этим «честнягам»? Или пройдет еще пару лет, и мы узнаем о них правду?
Например, действительно ли 40-летний биатлонист Оле-Эйнар Бьорндален – уникум, способный сражаться на равных с теми, кто годится ему в сыновья, или, как в случае с Лэнсом Армстронгом, «все дело в волшебных пузырьках»?
А двукратная олимпийская чемпионка, 12-кратная чемпионка мира, трехкратная обладательница Кубка мира, немецкая биатлонистка Магдалена Нойнер три года тому назад скоропостижно завершила карьеру в возрасте 25 лет.
Она заявила, что, мол, устала от биатлона. Так ли это или над золотой девочкой немецкого спорта нависла угроза разоблачения, во избежание которого она решила исчезнуть со сцены.
Мировой спорт сегодня живет не под девизом «Быстрее, выше, сильнее», а под девизом «Не пойман – не вор».
Методики выявления растут, списки запрещенных препаратов множатся, но одновременно множатся и новые допинг-технологии.
В этих условиях побеждает тот, кто получает более сильные позиции в международных федерациях, с которых уверенно подводит под запрет технологии соперников и «прикрывает» собственные.
На это фоне любые рассуждения о чистоте спорта – самое настоящее лицемерие.
Сегодняшние ведущие атлеты в любой стране мира – это универсальные солдаты, подготовка которых идет по самым передовым технологиям. И все они используют, в том числе, и последние достижения спортивной медицины. Абсолютно все.
Разница только в том, что часть этих достижений легальна, а часть нет. Но то, что сегодня легально, завтра решением чиновников может быть запрещено.
Бои гладиаторов
Применения допинга, как заявляют спортивные чиновники, ставит спортсменов в неравные условия и вредит их здоровью.
А разве они изначально находятся в равных условиях? Например, немецкие саночники год и года получают технологии, недоступные соперникам, и с их помощью разносят конкурентов пух и прах. Разве это честно?
Что же касается вредности допинга для спортсменов… Вы серьезно полагаете, что сверхнагрузки современного спорта влияют на них положительно или нейтрально без всякого допинга? Люди выходят из «большого спорта» полуискалеченные, измученные, с целым букетом заработанных за время карьеры заболеваний…
По другому и быть не может. Современный спорт высших достижений - это отрасль, ежегодный оборот которой равен десяткам и сотням миллиардов долларов. Политическое значение спортивных успехов высоко отнюдь не только в России. Иные поражение приводят к падениям целых кабинетов министров…
Зрители жестоки к спортивным гладиаторам. Сначала они требуют от них побед любой ценой, а затем тех, кто заплатил эту цену, безжалостно свергают с пьедестала. Не за то, что принимали, а за то, что попались.
Время признать очевидное
Ловля применяющих допинг сегодня превратилась в отличную кормушку для сотен околоспортивных чиновников и тысяч допинг-комиссаров, которые могут вломиться к спортсменам в любое время дня и ночи, и потребовать сию секунду сдать тест. «Ловцам допинга» нужны громкие разоблачения, дабы получать все более щедрое финансирование.
Давайте признаемся честно: спорт уже никогда не будет таким, как в эпоху зарождения современного олимпийского движения.
Современный парадокс: никто не перестает слушать песен исполнителя, узнав, что он страдает хроническим алкоголизмом. Никто не перестает смотреть фильмы с артистом, узнав, что тот давно употребляет наркотики.
Более того, кто-то считает этого поводом для сочувствия.
Так почему же мы изображаем гнев и возмущение, когда речь идет об атлетах, употреблявших допинг?
В тот момент, когда спортсмен, выжимая из себя последние силы, рвется к победе, никого из болельщиков не волнует, что он ел и пил ради успеха.
Мы боимся, что употребляющие допинг, превратятся в полуроботов? Посмотрите на современные мировые достижения – они и так уже мало имеют общего с тем, что может совершить человек с просто хорошим физическим развитием.
Бесконечные допинговые скандалы и разоблачения сегодня просто обеспечивают доход спортивным чиновникам и журналистам, и являются одним из методов ведения конкурентной борьбы в спорте.
И реальный выход из этого один – снять все допинговые ограничения.
Тот, кто ради победы готов на все, будет продолжать принимать «чудо-таблетки», несмотря на все угрозы разоблачения. Тот, кто не готов к этому, просто спокойно покинет эту индустрию, и найдет себе другое дело в жизни.
А мы избавим современный спорт от его главной беды, которой является не допинг, а лицемерие.
Всё-таки хорошо было бы дополнить материал размышлениями о последствиях снятия всех ограничений - медицинских, юридических, нравственных. Без этого текст напоминает игру в поддавки.
---------
А по поводу этого у меня тоже возникают большие вопросы. Человек, профессионально занимающийся спортом в таком возрасте, просто не может бегать на столь высоком уровне только за счёт тренеровок и системы питания, без применения чего нибудь не того.
Шутите? Да при должной "подаче" сего факта популярность аудитории даже вырасти может.
Вот, обладатель приза MTV в номинации "Прорыв года" шесть лет назад:
https://www.youtube.com/watch?v=fA8KoVKVvbE
Кабаева и Чащина с самого начала допингового скандала не отрицали, что принимали запрещенный препарат, но и сегодня они продолжают уверять, что делали это неумышленно. Кто-то из тренеров, дескать, поленился съездить в Олимпийский комитет России за безобидной пищевой добавкой, а вместо этого принес девушкам точно такую же с виду баночку, купленную в супермаркете. Вместо дорогого диуретика в составе препарата оказался дешевый фуросемид, запрещенный антидопинговым комитетом. Впрочем, справка Минздрава о том, что 40% продаваемых в России лекарств являются подделками, которую Федерация спортивной гимнастики России отправила в FIG, тамошних экспертов, похоже, ни в чем не убедила. Ситуацию усугубило и то обстоятельство, что после чемпионата мира, который проходил уже после Игр доброй воли, в Испании в допинг-пробе Ирины Чащиной (Кабаева от этой процедуры была освобождена) вновь был обнаружен "фуросемид".