Зимние сборы Зенита – 1996/97
Сезон-1996, свой первый после возвращения в высшую лигу, «Зенит» провел вполне достойно. Главной задачей команды было закрепиться в элите российского футбола, и с этим дружина Павла Садырина успешно справилась, заняв 10-е место (при 18 участниках). Попутно была выполнена одна из негласных установок на сезон – обыгран московский «Спартак». При этом, зенитовцы оказались единственными, кто в сезоне-1996 смог обыграть будущего чемпиона на его поле. Да и вообще, за все предыдущие российские чемпионаты это удалось сделать лишь однажды владикавказской «Алании», которая в том же 1995 году стала чемпионом России (московские дерби по понятной причине не в счёт).
Казалось, «Зенит» на верном пути, и дальше всё пойдёт по той же колее. Однако у клубного руководства в лице совета директоров ЗАО ФК «Зенит» были несколько иные цели и приоритеты, другое видение направления развития клуба и команды. В результате, в ноябре того же 1996 года было принято решение не продлевать закончившийся контракт с любимцем петербургских болельщиков Павлом Садыриным. Вместо него «Зенит» возглавил олимпийский чемпион 1988 года Анатолий Бышовец, который начал строительство первой в Петербурге истинно профессиональной команды. Именно под его руководством зенитовцы и начали подготовку к новому сезону.
Первый сбор
Новый тренер не стал откладывать дело в долгий ящик и уже 12 декабря (!) 1996 года вывез своих подопечных на первый подготовительный сбор, в Португалию. Желание Бышовца поскорее познакомиться с командой и начать её перестройку было понятно, он уже наверняка понимал, что зимой состав претерпит серьезные изменения.В Португалию новый главный тренер пригласил 26 футболистов, среди которых не значились фамилии сразу четырех игроков прошлогоднего основного состава: Дениса Зубко, Сергея Дмитриева, Игоря Данилова и Дениса Угарова. Причем если с первыми тремя ситуация быстро прояснилось (вскоре они покинули «Зенит»), то Угарову просто не успели сделать визу, и позднее Денис присоединился к команде. Места выбывших футболистов заняли потенциальные новички, приглашенные на просмотр: украинский нападающий Покладок, ранее выступавший за «Карпаты», полузащитники Ревут и Свистунов, игравшие за киевский ЦСКА, литовский полузащитник Стумбрис, воспитанник питерского футбола нападающий Селенков, а также защитники Ягудин и Курдюмов.
Как водится, на первом сборе на футболистов выпала самая серьезная нагрузка. Бышовец каждый день проводил по три насыщенные тренировки, включавшие в себя весь комплекс упражнений: от пробежек и тренажерного зала до теннисбола и бассейна. Главными же событиями на сборе были контрольные матчи.
Первым соперником «Зенита» стал португальский «Белененсеш», занимавший на тот момент 11-е место в чемпионате своей страны. В этом матче Бышовец выпустил экспериментальный состав, в команде дебютировала целая группа новичков, но единственный мяч забил капитан петербуржцев Кулик. Впрочем, этот матч не был доигран, поскольку за десять минут до конца поединка на поле вспыхнула массовая драка, и судья остановил игру.
Четыре остальных матча первого сбора, к счастью, прошли без эксцессов. Обыграв с одинаковым счетом 1:0 «Гимарайнш» (победу «Зениту» принес новичок Курдюмов), «Эвору» и «Эшторил», лишь в одном спарринге подопечные Бышовца разделили очки все с той же «Эворой» (0:0).
Таким образом, в пяти встречах наш клуб мало того, что ни разу не проиграл, так еще и не пропустил ни одного гола! Впрочем, надо признать, что соперники у «Зенита» были не самые серьезные, и победами над ними обольщаться не стоило. Во всяком случае, для Бышовца наверняка на первом месте стояли не результаты спаррингов. Главным на тот момент было набрать оптимальную форму, посмотреть в деле новичков и наиграть новые связи. В итоге главному тренеру приглянулись некоторые из новичков, просмотренных в Португалии.Свистунов, Стумбрис и Курдюмов вскоре подписали контракты с «Зенитом», хотя в будущем их роли в судьбе команде оказались достаточно скромными.Вернувшись из Португалии, зенитовцы в домашнем матче встретились с чемпионом Эстонии, клубом «Лантана» и одержали разгромную победу – 7:0. Хет-триком в этом памятном поединке отметился ведущий форвард «Зенита»Кулик. Вряд ли кто мог предположить, что этот матч окажется для Владимира последним за петербургский клуб...
Турнир в Германии
В середине января зенитовцы отправились в Гамбург, где приняли участие в традиционном турнире по зальному футболу Ratsherrn Cup. Турнир этот, несмотря на скоротечность, оказался богатым на события. Матчи проходили в формате «два тайма по 12 минут», так что все игры были проведены всего за пару дней. В первых двух турах группового этапа сине-бело-голубые сыграли вничью с «Кельном» и «Гамбургом» (по 3:3), но благодаря волевой победе над «Санкт-Паули» (3:2) заняли первое место в группе и вышли в полуфинал, где не оставили никаких шансов «Карл Цейссу» – 7:2. В финале подопечные Бышовца встречались с пражской «Славией». В основное время победителя выявить не удалось (2:2), а в серии пенальти удачливее оказались чехи (4:3). В итоге, «Зенит» завоевал на турнире почетное второе место, за что получил приз в размере 5 тысяч марок. Зенитовский голкипер Сергей Приходько был признан лучшим вратарем турнира. Лучшими бомбардирами в составе «Зенита» стали 20-летний полузащитник Зезин и новичок команды Стумбрис (по 3 гола).
Второй сбор
После завершения гамбургского турнира «Зенит» направился на две недели в Израиль, где провел свой второй зимний сбор.
На этот раз в составе делегации петербуржцев отсутствовал не только Зубко, но и ключевые игроки Кулик, Боков иХомуха, заявившие о своем желании уйти из «Зенита» в ЦСКА, к Павлу Садырину. Для Бышовца это было большим потрясением, ведь он, по большому счету, остался без нападения! Из форвардов в команде остались лишь совсем «сырой» 20-летний Егунов, да 33-летний ветеран Сергей Дмитриев, который, к слову, был уже выставлен на трансфер и также готовился покинуть «Зенит». С основным составом в Израиль отправился 19-летний Алексей Катульский (для него это был первый сбор с главной командой), а также ещё несколько молодых игроков, но среди них не было нападающих.
Неудивительно, что, лишившись атакующей линии, в контрольных матчах зенитовцы столкнулись с серьёзными трудностями. Бышовец от безысходности стал пробовать самые непривычные сочетания игроков атаки, но эти попытки не давали особого результата. В первых двух спаррингах, против «Хапоэлей» из Тель-Авива и Петах-Тиквы, зенитовцы не смогли забить ни одного гола (0:1 и 0:0, соответственно). От отчаяния Бышовец отрядил в атаку полузащитников Угарова и Зезина, однако и это удобоваримого результата не принесло. Лишь в третьем матче сине-бело-голубые смогли одержать победу (3:2), однако голы в ворота «Маккаби» из Нетании забивали вовсе не форварды, а полузащитники и даже защитник (Стумбрис, Олег Дмитриев и Дмитрий Давыдов). Именно Дмитриев и Стумбрис принесли «Зениту» победу и в четвертом матче, против «Ашдода» (2:0).Стоит отметить, что проблемы у Бышовца на этом сборе могли возникнуть и с обороной – ведь на проходящий в это же время Кубок Содружества в сборную клубов были приглашены аж четверо зенитовских защитников. Тренерский штаб команды это, естественно, не устраивало, и в итоге Кондрашов и Лепехин остались в расположении клуба.
Конечно, кадровый вопрос на тот момент был самой большой головной болью Бышовца, и эта проблема требовала максимального быстрого решения. Уже после возвращения команды из Израиля в Петербург, на просмотр в «Зенит» прибыли ещё несколько потенциальных новичков – нападающие Игорь Козлов и Азамат Паунежев, а также украинский защитник Юрий Вернидуб. И уже через несколько дней после своего появления в Санкт-Петербурге новички прошли первое боевое крещение. «Зенит» провел спарринг с петербургским «Локомотивом» («железнодорожники» тогда выступали в первой лиге), в котором все трое и дебютировали. Подопечные Бышовца одержали победу (1:0), однако Паунежев и Козлов большого впечатления не произвели. Первый практически сразу покинул команду, а второй остался, но впоследствии сыграл за «Зенит» лишь один неполный официальный матч. И только Юрий Вернидуб пришелся сине-бело-голубым ко двору. С украинцем был подписан контракт, и вскоре он стал ключевым игроком и капитаном команды.
Примечателен спарринг с «Локомотивом» тренера Гиви Нодия еще и тем, что в составе «железнодорожников» играл легендарный зенитовский вратарь Михаил Бирюков. Это был его единственный матч против родной команды. Бирюков по праву считается одним из лучших вратарей в истории «Зенита», много лет был его капитаном, но в тот день оказался с «Зенитом» по разные стороны баррикад, да ещё и гол пропустил. Огорчил Михаила Егунов.
Третий сбор
Проведя в Петербурге матч с «Локомотивом», зенитовцы отправился в более подходящее для зимних тренировок место – в Италию. Разместившись под Неаполем в местечке Пестум-Агрополи, петербуржцы приступили к очередному этапу подготовки к новому сезону. К тому моменту команду покинули опытный нападающий Сергей Дмитриев, а также Юрий Окрошидзе, не желавший мириться с ролью второго вратаря. В итоге, в Италии в распоряжении Бышовца осталось всего два голкипера – Березовский и Приходько. Не оказалось на сборе и одного из помощников главного тренера – Леонида Колтуна, у которого прямо перед поездкой украли документы. Из ассистентов у Бышовца остались лишь Лев Бурчалкин и Анатолий Давыдов.
Как обычно, каждый день на футболистов ложились повышенные нагрузки. Три тренировки (утром, в обед и вечером), занятия в бассейне, игры в теннисбол и баскетбол, тренажерный зал и прочие «прелести» подготовительных сборов не давали зенитовцам скучать. Для «полноты ощущений» добавлялись еще и контрольные матчи, коих за две недели было сыграно четыре. С «Ураланом» и румынской «Университатей» сине-бело-голубые разошлись миром (оба раза – 0:0), и лишь «Нефтехимику», с которым «Зенит» сыграл дважды, удалось забить. В первой встрече подопечные Бышовца благодаря голам Кондрашова и Козлова победили (2:0), а во второй сыграли лишь вничью (1:1), причем от поражения петербуржцы ушли лишь в концовке матча – отличился Панов. Тот самый будущий герой финала Кубка-99 Александр Панов, которого Бышовец, оставшись без нападающих, взял в команду тогда, скорее, от безысходности – ведь реноме «трудного парня» закрепилось за Пановым уже давно, а с «трудными» Анатолий Фёдорович работать не очень любил. Как показало дальнейшее развитие событий, это решение тренера оказалось для «Зенита» воистину судьбоносным.
Подводя итоги сбора, Бышовец высказал полное удовлетворение проделанной работой, но при этом остался крайне недоволен некоторыми «техническими» моментами. Московская фирма, которая организовывала поездку в Италию, явно не справилась со своими обязанностями, в результате чего постоянно возникали различные накладки и неприятные казусы. Вплоть до того, что вместо заявленного полноценного футбольного поля команду привозили на лужайку, на которой росли деревья. Впрочем, все эти неудобства не помешали «Зениту» выполнить весь запланированный объем работ.Вернувшись в Санкт-Петербург, зенитовцы провели еще один спарринг, на этот раз с литовским клубом «Кареда» (3:1). В этом поединке Бышовец решил проверить в деле сразу трех новичков, приехавших на просмотр. Защитник Михаил Землинский и нападающие Александр Пиндеев и Владимир Лебедь вышли в основном составе, но проявили себя не лучшим образом. Первый умудрился заработать удаление, а Лебедь хоть и открыл счет в матче, тем не менее, в остальных эпизодах действовал неубедительно, да и лишний вес у него уж слишком бросался в глаза. Победу же «Зениту» принес другой новичок – Свистунов, вышедший на поле во втором тайме и отметившийся дублем.
Четвертый сбор
Через несколько дней после поединка с «Каредой» зенитовцы отправились на последний сбор, в Бельгию. В делегацию петербуржцев вошли и футболисты, находившиеся на просмотре – Пиндеев, Землинский, Козлов, Кобцев, Лебедь и Вернидуб. Распорядок дня в бельгийском Тонгерло мало чем отличался от других сборов. Это был финальный этап подготовки, и на нем нужно было закрепить все то, что нарабатывалось всю зиму.Именно в Бельгии «Зенит» провел первые по-настоящему интересные спарринги с действительно серьезными соперниками. Началось все со встречи с московским «Торпедо», в котором Бышовец ко всеобщему удивлению выпустил в стартовом составе 43-летнего (!) Анатолия Давыдова. Конечно же, огромный опыт Давыдова мог помочь значительно обновленному петербуржскому клубу, в том числе и в товарищеском поединке с «Торпедо». Но в тот момент никто даже представить не мог, что этот эксперимент будет иметь продолжение, и заслуженный ветеран «Зенита» будет заявлен за команду в качестве игрока, а в сезоне-1997 отыграет аж 18 официальных матчей. Подопечные Бышовца очень быстро взяли игру под свой контроль и уже к середине первого тайма усилиями Курдюмова и Свистунова забили два гола. Во втором тайме Козлов и вовсе довел дело до разгрома – 3:0. Торпедовцы, по качеству состава явно превосходившие «Зенит», не наиграли даже на гол престижа.
Спустя несколько дней зенитовцы довольствовались ничьей во встрече с представителем высшего дивизиона чемпионата Голландии – роттердамской «Спартой» (1:1). Сине-бело-голубые первыми пропустили, однако достаточно быстро сравняли счет. В очередной раз отличился новичок команды Игорь Козлов. Также стоит отметить, что вновь в стартовом составе вышел Анатолий Давыдов.
Третьим соперником «Зенита» оказался бельгийский «Варегем». Но серьёзным испытанием для петербуржцев встреча с этой командой не стала. Мало того, что бельгийцы переживали один из самых непростых периодов в своей истории, в то время обретаясь во второй лиге, так ещё на матч с «Зенитом» выставили второй состав. А потому вместо товарищеского матча получилось форменное избиение. Петербуржцы преподали молодым бельгийцам урок футбольного мастерства, забив в их ворота 8 безответных мячей. Хет-триком отметился набиравший форму Лебедь, дубль оформил Панов, по голу записали на свой счет Курдюмов, Зазулин и Лепехин. Впрочем, этот разгром вряд ли стоило воспринимать всерьез. Уж слишком слаб был соперник даже для «Зенита» образца ранней весны 1997 года.
Следующим соперником команды Бышовца должен был стать именитый «Андерлехт», который как раз в те дни готовился к четвертьфинальному поединку Кубка УЕФА с «Интером». Но и эти бельгийцы решили выставить на игру с «Зенитом» свой второй состав, а потому петербуржцы, узнав об этом, отказались от такого спарринга. Вместо этого они во второй раз сыграли с московским «Торпедо». Автозаводцы явно жаждали взять реванш за недавнее крупное поражение, по ходу матча действовали активнее и агрессивнее, но обыграть подопечных Бышовца вновь не смогли. На быстрый гол Лебедя черно-белые ответили результативными ударами Корнаухова и Авакова, однако на 79-й минуте Бобров принес «Зениту» боевую ничью – 2:2.
По словам Бышовца, четвертый сбор оказался для зенитовцев самым продуктивным и самым спокойным. До этого команда постоянно на что-то отвлекалась, в том числе на внешние раздражители и разнообразные слухи вокруг тех или иных игроков, и лишь в Бельгии петербуржцы смогли по-настоящему абстрагироваться от всего лишнего и не думать ни о чем, кроме подготовки к новому сезону.
Из Бельгии «Зенит» сразу направился в Сочи, где ему в рамках первого тура чемпионата России-1997 предстояло встретиться с воронежским «Факелом».
В итоге, за время межсезонных сборов 1996/97 г.г. зенитовцы провели ровно 20 контрольных матчей, в которых одержали 12 побед, 7 раз сыграли вничью и потерпели лишь одно поражение. Мячей было забито не слишком много (37), особенно если учесть, что почти половина из них пришлась на два матча (7:0 и 8:0), но зато и пропустили петербуржцы очень мало – всего 8 голов. Впрочем, ничего удивительного в этом не было. Потеря целой группы нападающих напрямую сказалась на результативности «Зенита» даже в поединках с далеко не самыми серьезными соперниками. В обороне же дела обстояли гораздо лучше, и поэтому из 20 встреч 14 (!) петербуржцы завершили «всухую». Да и подбором полузащитников Бышовец, в целом, был удовлетворен.
Впрочем, назвать селекцию «Зенита» зимы 1996/97 удачной можно с большим трудом. Состав команды изменился наполовину, клуб покинули ключевые игроки обороны, полузащиты и атаки, а полноценно восполнить их потерю не удалось. Времени на проведение серьёзной трансферной кампании у спешно назначенного нового тренера было немного, а потому первый набор Бышовца оказался не слишком продуктивен: рекрутированные зимой Лебедь, Свистунов, Стумбрис, Дымарчук и Козлов ничего примечательного в сезоне-1997 не показали и в конце года дружно покинули Санкт-Петербург. К ним примкнул и получивший тяжёлую травму в одном из первых же матчей за «Зенит» талантливый Курдюмов, за которого петербуржцам в своё время пришлось выдержать серьёзный бой с серебряным призёром чемпионата России 1996 года владикавказской «Аланией». Но восстановить надлежащие игровые кондиции полузащитник после травмы так и не сумел, в итоге не оставив в истории «Зенита» никакого следа.
К несомненным же трансферным удачам можно отнести приобретение будущего капитана команды Юрия Вернидуба. Знаковым стало возвращение в «Зенит» и Александра Панова, но по-настоящему заиграл он лишь года полтора спустя, а в сезоне-1997 также ничего особо серьёзного не показывал.
Неудивительно, что с таким составом «Зенит» не смог претендовать на высокие достижения в чемпионате России. Начали подопечные Бышовца, правда, резво, в первых трех турах набрав 7 очков, однако затем наступил длительный спад. По итогам первого круга команда занимала 11-е место, имея отрицательный баланс забитых и пропущенных мячей. Несколько исправить положение удалось лишь во втором круге, после того, как летом Бышовец сумел продемонстрировать свои несомненные таланты селекционера в полной красе, а состав команды пополнили будущие кумиры петербургских болельщиков Попович, Горшков и Герасимец, а также опытный мастер Кульков.
Источник: http://zenit-history.ru/2268-sbory1996-1997