Надежд сомнителен приют. Как завершался Мемориал Гранаткина
Мемориал Гранаткина – тот турнир, куда раньше ты приходил как на праздник. На восходе года, в дни школьных или студенческих зимних каникул. Голодный до футбола вживую, да и до футбола вообще. Без интернета и с мобильным телефоном размером с булыжник ты садился с утра пораньше на совдеповские трибуны СКК и целый день смотрел, как бьются парни, которым хоть и грядёт лишь 18, зато всё равно они постарше тебя. К вечеру ощутимо болели глаза, и даже слегка тошнило, но на следующий день ты приходил вновь. Прикидывал, как какой-нибудь Миндаугас Калонас смотрелся бы в чемпионате России. Оценивал шансы Ярослава Канавченко поехать на предсезонные сборы с «Зенитом». Удивлялся, как человек с именем и фамилией Сергей Евлюшкин может быть капитаном сборной Германии. К решающему игровому дню ты отлично знал каждую из команд, приходил на стыковые игры как на экзамен и, конечно же, болел за своих. А после победного финала шёл к метро через тёмный парк с криками «Россия» в душе.
Прошло немало лет, и ты сытый-пресытый и футболом, и новогодними салатами, и всем чем только можно, добираешься на всё те же трибуны СКК лишь на закате новогодних праздников – к последнему игровому дню. Давно упущены все шансы лицезреть рекордное количество отечественных команд – вылет из турнира коллективов Москвы и совсем юной России благополучно проходит мимо тебя. Но ты получаешь возможность с листа наблюдать боевитость и страсть сборной родного города. А также мощь и талант главной юношеской команды страны.
Прежних эмоций почти нет. Лишь лёгкое любопытство гложет внутри: Ну, а вдруг? Минут десять матча за 3-е место между Санкт-Петербургом и Словенией тебе хватает понять: шансы кого-нибудь из футболистов «смотреться» в нашей премьер-лиге, а уж тем более поехать на сборы с «Зенитом» в ближайшее время точно стремятся к нулю. И ты начинаешь просто ловить детали.
Вот полководствующий в сборной Петербурга Александр Низелик на тренерской скамейке сознательно или нет, копирует своего учителя Лучано Спаллетти, с которым четыре с лишним года проработал переводчиком. Такие же крики «Браво!» на удачные действия футболистов. Те же мягкие, но настойчивые подсказки игрокам. То же интеллигентное, но от того не менее приметное давление на арбитров.
Тренерское усердие Низелика даёт свои плоды: Петербург проводит старательный первый тайм, наглухо застёгивая подход к своим воротам. Правда, вылазок к чужим также совсем не видать, а от того футбол на ковре СКК смотрится тяжело, как любой футбол без моментов.
Лучшую иллюстрацию стартовой половине встречи по обыкновению рисует телекомментатор Геннадий Орлов. Но и тут даже вне эфира у него не обходится без «перла». Увлеченно пробеседовавший с коллегами первый тайм Геннадий Сергеевич со свистком на перерыв огорошивает тех вопросом: «Ой, а наши что, в белом что ли?»
В начале второго тайма белые пропускают гол, потеряв концентрацию на «стандарте». И как-то сразу становится понятно, что с ответным мячом у петербуржцев будут проблемы. Словенцы окапываются в штрафной в стиле своей взрослой сборной в памятном мариборском матче национальных команд. А хозяевам не помогает даже выход на замену крохотного Давида Мартиросяна, полотёрские финты которого вязнут в словенской обороне.
Приунывшие было трибуны СКК, ещё больше расстраивают корейцы. Копируя матч взрослых команд на чемпионате мира, они забивают сборной России первыми. И в целом матч очень напоминает ту июньскую встречу: ответный гол наших случается в то же время, что и тогда – в минуты, когда надежды медленно начинают таять. Но против полного повторения сценария высказывается зенитовец Максимилиан Проничев. Он забивает в момент, когда тик судейских часов уже слышит весь стадион, а игроки психологически готовятся к серии пенальти. Финальный свисток арбитра совпадет с разводом мяча с центра поля. Юношеская сборная России в очередной раз побеждает на Мемориале Гранаткина, а ты ищешь внутри себя прежний восторг, а находишь лишь удовлетворение. Но всё же с благодарностью идешь домой.