«Спартак». Ясно, что ничего не ясно
Зимы «Спартака» похожи одна на другую как близнецы-братья: захочешь не различишь. Sportbox.ru — о том, как переживает очередное свое трудное время самый популярный клуб страны.
2014-й вписался в биографию «Спартака» с особой метой, имя которой — собственный стадион. Событие, без преувеличения, эпохальное, снабжающее «Спартак» могучим козырем, — это с одной стороны. С другой — лишившее его возможности ссылаться при случае на статус вечного скитальца, который частенько выручал в прошлые годы. Ну как выручал — давал определенную свободу в оправданиях, когда заклятые друзья тыкали «Спартак» красно-белым его носом в графу «достижения».
Теперь у «Спартака» есть все. Полный боекомплект. Пришло, вероятно, время расправить плечи-крылья, воспарить над суровой реальностью и рассчитаться со всеми этими добрыми людьми. Шестое промежуточное место и всего-то пять очков дефицита в гонке за путевкой в Лигу чемпионов (задача-минимум, до «Зенита» пока далековато, «Зенит» только спину группе преследования показывает, но не пятки) — вполне приличная стартовая площадка.
Но.
(Разделительный союз «но» — спутник жизни «Спартака» построманцевского периода. Он возникает сам собой всякий раз, когда приходится говорить о будущем народной команды, — ближайшем ли, отдаленном ли, не суть важно).
Так вот — но. Даже в прошлые сезоны, когда «Спартаку» доставалось за невыполнение задач и обещаний по полной программе, он по сравнению с самим собой нынешним выглядел островком стабильности, которая есть, как известно, признак мастерства.
Стоит всего лишь более или менее внимательно приглядеться к стартовым протоколам всех 17 спартаковских матчей, сыгранных в первой части сезона, чтобы утвердиться в этой мысли. Достаточно того, что в хронически больной зоне — центр обороны — находящийся в творческом поиске Мурат Якин использовал за это недолгое время восемь разных сочетаний. Восемь! Всего же в этих 17 встречах были задействованы 27 игроков: на шесть больше, чем, например, у «Зенита», ЦСКА и «Краснодара», на пять — чем у «Локомотива», на четыре — чем у «Динамо».
В этот ряд легко вписывается также тремор, связанный с ролью Артема Дзюбы (тут, правда, несколько иной сценарий, не имеющий прямого отношения к игровым характеристикам, зато имеющий к финансовым), а также история Романа Широкова, на которого как раз и делались ставки адептами стабильности. Широкова, скорее всего, при Якине в «Спартаке» не будет (15 января о его аренде должен официально сообщить «Краснодар»), по Дзюбе вопрос подвешен и открыт…
Самое интересное, что видимых проблем, если оценивать уровень футболистов, у Мурата Якина как бы и нет, но это тоже вполне характерная для «Спартака» XXI века особенность. Составу и глубине скамейки могут легко позавидовать большинство конкурентов, о достижениях лучше и не вспоминать.
Но к весне кое-что может измениться. Главный тренер, по-прежнему пользующийся доверием акционеров, намерен, насколько известно, сбросить балласт.
Кроме Широкова, о котором уже сказано, уже покинул «Спартак» Тино Коста (8 матчей в первой части сезона), арендованный «Дженоа». Кулуарные разговоры дают основания также думать, что не исключен вариант продажи Хуана Инсаурральде и Хосе Хурадо, ищет более подходящий с точки зрения практики клуб Джано Ананидзе, пока сорвался, но наверняка будет продолжен эксперимент с продажей или арендой Сальваторе Боккетти, с учетом невнятного статуса Дзюбы актуальным видится поиск «большого» форварда, в связи с чем красно-белые интересовались, например, лучшим бомбардиром «Айнтрахта» Александром Майером.
Но что именно задумал Якин, сегодня даже предположить невозможно — исходя, в первую очередь, из той самой дикой кадровой неразберихи, которой подвержен при нем «Спартак».
В целом же армии красно-белых болельщиков остается надеяться на то, что зону турбулентности «Спартак» Якина уже миновал. А если по весне подтвердится, что эксперименты — образ жизни невозмутимого швейцарца, в России ему не жить.
«Спартак» и не таких обламывал. Регулярно обламываясь при этом сам.